Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к глушителям шума выхлопа и может быть использовано преимущественно для двигателей переносных бензиномоторных пил. Глушитель содержит камеру в форме эллипсоида, образованную двумя штампованными половинами, герметично соединенными между собой, посадочный фланец с впускным отверстием, патрубок, через который продукты сгорания выходят в атмосферу. Камера выполнена с объемом, равным 6-8 объемам цилиндра двигателя. Изобретение позволяет эффективно снизить шум выхлопа двигателя с диапазоном частот около 1000 Гц. 1 ил.
Внедрение в промышленность новых, высокопроизводительных технологических процессов, рост мощности и быстроходности машин приводит к тому, что человек на производстве постоянно подвергается воздействию шума, неблагоприятно влияющего на его организм. В ведущих странах мира проблеме борьбы с шумом придано общегосударственное значение.
Настоящее изобретение может быть использовано преимущественно на переносных бензиномоторных пилах, применяемых в лесной промышленности на валке и раскряжевке леса. Использование в бензиномоторных пилах в качестве привода пильного аппарата двухтактного двигателя внутреннего сгорания делает их интенсивным источником шума в диапазоне 60-8000 Гц. Наличие многочисленных источников шума в бензиномоторной пиле и их концентрация в сравнительно небольшом по размерам механизме значительно затрудняет борьбу с шумом. При этом жесткие ограничения в весе бензиномоторных пил в сочетании с требованиями обеспечения их максимальной мощности не позволяют использовать на двигателях бензиномоторных пил многие достаточно эффективные средства борьбы с шумом, применяемые, в частности, на мотоциклетных и автомобильных двигателях. Решение проблемы борьбы с шумом выхлопа двигателей бензиномоторных пил сводится к созданию малогабаритного глушителя, обеспечивающего снижение шума до безопасных значений при минимальном весе и потерях мощности двигателя. Известны глушители шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания для бензиномоторных гильз (см. заявку СССР 2829266 по классу F 01 N 1/08 за 1979 г., заявку СССР 2197297 по классу F 01 N 1/08 за 1975 г., патент США 5916128 по классу F 01 N 3/00 за 1999 г., патент ФРГ DE 19747914 А1 по классу F 01 N 7/18 за 1999 г., патент Швеции 504851 по классу F 01 N 3/28). Недостатком этих глушителей является высокий уровень шума. Уровни шума бензиномоторных пил на рабочих местах, полученные по результатам испытаний в СССР и за рубежом (см. Отчет по международным сравнительным испытаниям бензиномоторных пил одиночного управления. СЭВ, Варшава, 1963 г., АКGST orszaqokban kialakitott uj motorfaresztipasсk hazai minoste vissqalata. Budapest, 1965 г. ), значительно превышают предельно допустимые уровни, установленные техническим комитетом международной организации по стандартизации (ИСО). Максимальные превышения уровней шума над допустимыми нормами составляют у разных безиномоторных пил в отдельных октавных полосах частот от 11 до 24 Дб. Наибольшие уровни шума расположены в октавных полосах частот 125, 500 и 1000 Гц. Известен также глушитель шума выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания (см. а.с. СССР 1745992, кл. F 01 N 1/06 за 1990 г.), принятый авторами за прототип. Он включает корпус с впускным и выпускным патрубками. Корпус выполнен в виде сопряженных между собой основаниями эллиптических параболоидов. Впускной патрубок расположен соосно с осью корпуса, а его выходной срез размещен в фокусном центре одного из параболоидов. Выпускной патрубок установлен на боковой поверхности корпуса в месте сопряжения параболоидов, выполнен изогнутым и его выходной участок установлен параллельно оси корпуса. Выхлопные газы поступают в корпус глушителя, в фокусный центр параболоида, и распространяются к параболическим поверхностям корпуса. За счет интерференции звуковых волн, отраженных от параболических поверхностей корпуса, снижается шум выхлопных газов высокочастотных характеристик. Согласно физическому определению интерференция волн - это сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором в разных точках пространства получается усиление или ослабление амплитуды результирующей волны. Основным условием эффективного снижения шума выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания глушителем-прототипом является абсолютная когерентность звуковых волн выхлопных газов, поступающих в корпус глушителя, со звуковыми волнами, отраженными от параболических поверхностей его корпуса. (Колебания называются когерентными, если разность их фаз остается постоянной во времени и при сложении колебаний определяет амплитуду суммарного колебания). Если разность фаз звуковых волн, поступающих в корпус глушителя-прототипа и отраженных от его параболических поверхностей, равна числу Пи:




Формула изобретения
Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, преимущественно бензиномоторной пилы, включающий камеру в форме эллипсоида, патрубок, отличающийся тем, что он снабжен фланцем, а камера выполнена с объемом, равным 6-8 объемам цилиндра двигателя внутреннего сгорания.РИСУНКИ
Рисунок 1