Многослойная металлофторопластовая лента и способ ее изготовления
Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к получению многослойных антифрикционных изделий, и может быть использовано в машиностроении для изготовления подшипников скольжения, втулок, прокладок и т. д. Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости за счет снижения коэффициента трения, снижение трудоемкости изготовления и себестоимости изделий. Указанный технический результат достигается тем, что в многослойной металлофторопластовой ленте, состоящей из основы и спеченного пористого слоя бронзы, пропитанного антифрикционным составом, содержащим фторопласт, основа выполнена из стальной ленты и покрытия из латуни, пористый слой бронзы сформирован на латуни с образованием на границе раздела промежуточного эвтектического слоя CuZnSn, а на поверхности слоя из бронзы расположен антифрикционный слой, содержащий фторопласт. Технический результат достигается также тем, что в способе изготовления многослойной металлофторопластовой ленты, включающем формирование на основе ленты пористого слоя из бронзы, пропитку его антифрикционным составом, содержащим фторопласт, и калибровку на окончательный размер, пропитку осуществляют с образованием на поверхности пористого слоя из бронзы антифрикционного слоя, содержащего фторопласт, после пропитки проводят наплавку антифрикционного слоя, при этом формирование пористого слоя и наплавку антифрикционного слоя осуществляют при непрерывном прохождении ленты через многозонные печи, в качестве основы используют стальную ленту с покрытием из латуни, пористый слой формируют на латуни с образованием на границе раздела эвтектического промежуточного слоя CuZnSn путем пропускания ленты через печь со скоростью (505) м/ч, температура нагрева по зонам 700oC, 790oС, 850oС и охлаждения 780oС, 710oС, 660oC с последующим принудительным охлаждением до 500oС. 2 с.п. ф-лы.
Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к получению многослойных антифрикционных изделий, и может быть использовано в машиностроении для изготовления подшипников скольжения, втулок, прокладок.
Из уровня техники известны приемы увеличения антифрикционных свойств изделий, заключающиеся в формировании на заготовке спеченного пористого покрытия и последующей пропитке его антифрикционной смазкой. Так, в авторском свидетельстве СССР 77337 изложен способ изготовления антифрикционных изделий, заключающийся в напрессовывании на металлическую заготовку слоя из порошка, образующего антифрикционный сплав на медной основе, пропитке слоя расплавом свинца и олова и последующей термообработке изделия. Способ позволяет получать изделия с бронзовым покрытием, обладающим хорошей адгезией с основой. Однако изделия, изготовленные указанным способом, обладают недостаточной износостойкостью вследствие высокого коэффициента трения. В авторском свидетельстве СССР 1533841 улучшение антифрикционных свойств достигается за счет формирования на поверхности изделия покрытий из фторопласта с наполнителем. В качестве наполнителя используют порошки меди, никеля, дисульфида молибдена. Способ включает нанесение на предварительно обработанную поверхность металлического изделия фторполимера с наполнителем, спекание под давлением в вакууме или защитной атмосфере, после чего, не снимая давления, проводят охлаждение в две стадии. Антифрикционные покрытия, полученные таким способом, обладают низкой прочностью сцепления с основой и, как следствие, низкими физико-механическими свойствами. Наиболее близким к предложенному изобретению является способ изготовления многослойных подшипниковых изделий, защищенный авторским свидетельством СССР 446355. Способ включает нанесение на стальную заготовку промежуточного слоя меди, припекание к нему порошка бронзы, отжиг заготовки в течение двух часов в среде водорода и охлаждение. Затем пористое покрытие из бронзы подвергают многократной вакуумной пропитке суспензией, содержащей фторопласт, проводят термообработку и окончательную калибровку. Этот способ достаточно сложен и длителен по времени. Кроме того, покрытия, полученные таким способом, имеют достаточно высокий коэффициент трения. Техническим результатом изобретения являются: усиление механической прочности конструкции, повышение износостойкости, снижение трудоемкости изготовления и реализация промышленно применимой технологии серийного производства многослойной металлофторопластовой ленты. Указанный технический результат достигается тем, что в многослойной металлофторопластовой ленте, состоящей из основы и спеченного пористого слоя бронзы, пропитанного антифрикционным составом, содержащим фторопласт, основа выполнена из стальной ленты и покрытия из латуни. Пористый слой бронзы сформирован на латуни с образованием на границе раздела промежуточного эвтектического слоя CuZnSn, а на поверхности пористого слоя из бронзы расположен антифрикционный слой, содержащий фторопласт. Изобретение осуществляется следующим образом. На стальную ленту с латунным покрытием толщиной 4-6% от толщины стальной ленты наносят порошок бронзы. Ленту пропускают через многозонную конвейерную печь со скоростью 50







Формула изобретения
1. Многослойная металлофторопластовая лента, состоящая из основы и спеченного пористого слоя из бронзы, пропитанного антифрикционным составом, содержащим фторопласт, отличающаяся тем, что она снабжена содержащим фторопласт антифрикционным слоем, основа выполнена из стальной ленты с покрытием из латуни, пористый слой бронзы сформирован на латуни с образованием на границе раздела промежуточного эвтектического слоя медь-цинк-олово, а антифрикционный слой расположен на поверхности пористого слоя из бронзы. 2. Способ изготовления многослойной металлофторопластовой ленты, включающий формирование на основе ленты пористого слоя из бронзы, пропитку его антифрикционным составом, содержащим фторопласт, и калибровку ленты на окончательный размер, отличающийся тем, что одновременно с пропиткой пористого слоя бронзы анифрикционным составом проводят наплавку содержащего фторопласт антифрикционного слоя, при этом формирование пористого слоя из бронзы, пропитку его антифрикционным составом, содержащим фторопласт, и наплавку антифрикционного слоя осуществляют при непрерывном прохождении ленты через многозонные конвейерные печи, при этом в качестве основы используют стальную ленту с покрытием из латуни, пористый слой из бронзы формируют на латуни с образованием на границе раздела промежуточного эвтектического слоя медь-цинк-олово путем пропускания ленты через зоны многозонной конвейерной печи со скоростью (50

