Устройство для предотвращения обрушения, рихтовки и повышения несущей способности подкрановой балки
Изобретение относится к области строительства, в частности к усилению металлических конструкций цехов преимущественно с интенсивным тяжелым режимом работы кранов. Технический результат изобретения - исключение обрушения подкрановой балки при чрезмерном развитии усталостной трещины и снижение материалоемкости конструкции. Устройство включает подкрановую балку, которая в середине пролета оперта и соединена с X-образной колонной. X-образная колонна образует две промежуточные опоры в третях пролета балки. В базе колонны выполнена ниша для размещения силового домкрата, взаимодействующего с базой колонны и несущим основанием. 5 ил.
Изобретение относится к усилению и рихтовке металлических конструкций цехов, преимущественно с интенсивным тяжелым режимом работы кранов 8К, 7К, эксплуатируемых на просадочных грунтах.
Известна широко применяемая однопролетная стальная сварная балка [1, с. 239] . Примем известное решение за аналог. Недостаток аналога - высокая повреждаемость балки усталостными трещинами [2, с.126]. При чрезмерном развитии усталостной трещины наступает предельное состояние и происходит обрушение балки, так как балка однопролетная разрезная. При неравномерной осадке нарушается прямолинейность рельсового пути. Технический результат изобретения - предотвращение обрушения, возвращение первоначального проектного положения и повышение несущей способности подкрановой балки. Результат достигнут тем, что в середине пролета балка опирается и соединена с X-образной колонной, образующей две промежуточные опоры в третях пролета балки, причем в базе колонны выполнена ниша для размещения силового домкрата, взаимодействующего с базой колонны и несущим основанием. Сопоставление с аналогом показывает существенные отличия разработанной конструкции. В аналоге принята однопролетная разрезная схема опирания, в предлагаемой трехпролетная неразрезная, причем каждый из пролетов меньше, чем габарит крана, и этим исключено его обрушение даже при пересечении трещиной всего сечения балки. На фиг. 1 показано устройство для повышения надежности и снижения материалоемкости подкрановой балки; на фиг.2 - узлы соединения поддерживающей колонны с подкрановой балкой; на фиг. 3 - схема крановой нагрузки от двух кранов; на фиг. 4 - загружение одной силой; на фиг.5 -загружение балки двумя кранами. Устройство содержит подкрановую балку 1 и X-образную колонну 2, содержащую вертикальную "а" и две наклонные верхние "b" ветви, соединенные фланцами с нижним поясом подкрановой балки, и две наклонные нижние "с" ветви, опирающиеся на несущее основание и образующие нишу для домкрата. Фланцы соединены с нижним поясом болтами. База колонны "с" в сечении выполнена
Используем в качестве аналога подкрановую балку, рассчитанную в учебнике [1, с. 254] проф. К.К.Муханова. Подкрановая балка предназначена для кранов грузоподъемностью Q=50/10 т тяжелого режима; наибольшее нормативное давление колеса крана Pн max=505 кН=5050 гН; вес тележки крана g=18,5 т; тип кранового рельса КР80 (ГОСТ 4121-62*). Выполним расчет трехпролетной балки. Максимальный изгибающий момент с учетом собственной массы балки:
М=1,05





Используем прокатный (более долговечный) двутавр I40K4, Wx=3610 см3>Wтр= 3272,4 см3. Масса 1 п.м. балки m=185 кг/м. В примере Муханова К.К. m=435,4



Масса колонны:

Масса балки:
mб=12

m=12

1. Муханов К.К. Металлические конструкции. - М.: Стройиздат, 1978, 512 с. 2. Кикин А.И., Васильев А.А. и др. Повышение долговечности металлических конструкций промышленных зданий /Ред. А.И. Кикина. - М.: Стройиздат, 1984, 301 с. 3. Нежданов К.К., Васильев А.В., Калмыков В.А., Нежданов А.К. - Патент России 2114328. БИ 18, 1998.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5