Несимметричная подкрановая конструкция
Изобретение относится к металлическим конструкциям черной и цветной металлургии и связано преимущественно с тяжелым режимом работы кранов. Несимметричная в сечении металлическая подкрановая конструкция содержит двутавровую подкрановую балку, соединенную с горизонтальной тормозной балкой. Двутавровая подкрановая балка содержит верхний пояс, выполненный из трубы, наклонную стенку и нижний пояс. Стенка подкрановой балки ориентирована по радиусу из центра трубы и наклонена под острым углом к вертикали. Тормозная балка содержит внешний пояс и тормозной лист. Технический результат изобретения - снижение материалоемкости и придание подкрановой конструкции амортизирующей способности. 4 ил., 3 табл.
Изобретение относится к металлическим подкрановым конструкциям, преимущественно в цехах черной и цветной металлургии с интенсивным тяжелым режимом работы (8К, 7К).
Известна несимметричная подкрановая конструкция, состоящая из двутавровой подкрановой ориентированной вертикально и горизонтальной тормозной балок. Балки соединены между собой и представляют тонкостенный несимметричный стержень незамкнутого профиля, подверженный косому изгибу от сил, действующих вертикально - Р и горизонтально - T, причем горизонтальные силы по действующим нормам [1, с.6] достигают до 10% от вертикальных (8К, 7К). Т=0,1Р Одновременно на подкрановую балку через рельс передаются крутящие воздействия Мкр, так как силы Р и Т действуют с эксцентриситетом [2, с. 48], [3, с. 187, рис. 10.9], [4, с. 377, рис. 15.11]. За аналог примем патентный документ RU 98112777 A, 10.04.2000, в котором описана металлическая подкрановая конструкция, содержащая подкрановую балку с трубчатым верхним поясом, соединенную с горизонтальной тормозной балкой. Недостаток аналога - пониженная несущая способность несимметричного сечения, так как его главные оси направлены под углом к плоскости действия максимального изгибающего момента и поэтому прочностные свойства используются нерационально [5, с. 483-494]. Техническая задача изобретения - снижение материалоемкости и придание подкрановой конструкции амортизирующей способности. Задача решена тем, что верхний пояс подкрановой балки выполнен из трубы, а ее стенка ориентирована по радиусу из центра трубы и наклонена под острым углом







A0 - трубы;
Ан - нижнего пояса;
Аст - стенки балки;
А=Ат+Авн+A0+Аст+Aн - площадь всего сечения подкрановой конструкции;
моменты инерции:


плечи, измеренные от полюса О0 до центра тяжести соответствующего элемента в радиальном направлении:


rн - нижнего пояса;
rст - стенки балки.


по вертикали относительно оси х0. Cy = Sx


где Sx


по горизонтали относительно второстепенной оси y:

где Sу - статический момент всего сечения, который складывается из статического момента тормозной балки SyT. SyT = Aг


и статического момента наклонной балки Sy

Sy


Статический момент всего сечения
SY = Aг



Тормозную и подкрановую балки соединяют вместе, образуя единую конструкцию. Центробежный момент инерции ее относительно главных осей: горизонтальной X и вертикальной Y, проходящих через центр тяжести сечения, равен нулю (JXY=0), так как несимметричное сечение в целом и наклонная стенка обладают равными по величине, но противоположными по знаку центробежными моментами инерции относительно центра О всего сечения.

где rстsin





Из формулы (4) получена формула (1), определяющая, каким образом должна быть наклонена стенка, чтобы главные оси Х и Y, проходящие через центр тяжести подкрановой конструкции, приняли соответственно горизонтальную и вертикальную ориентацию. Конструкцию изготавливаем следующим образом. Точно определяем угол наклона стенки по отношению к вертикали по формуле (1), округляем угол до целого, а затем из формулы (5) находим статический момент тормозной балки, обеспечивающий равенство центробежного момента инерции сечения нулю (Jxy=0).

где Sx


Затем, имея статический момент тормозной балки SyT, определяем ширину горизонтального тормозного листа
bг={SyT-0,5[Aвн(d+tвн)+Aгd]}/[Aвн+0,5 Aг]. (6)
Для нахождения моментов инерции предлагаемого сечения используем формулу

Далее найдем центробежный момент инерции относительно главных осей Х и Y:
JXY=Jxy-A

Эту формулу будем использовать для проверки правильности вычислений. При правильном вычислении JXY будет равен нулю. Разработанная несимметричная конструкция, образованная из трубы, наклонной стенки, нижнего пояса и тормозной балки, имеет горизонтальную и вертикальную ориентацию главных осей Х и Y, поэтому в нашем случае при изгибе сечения напряжения в крайних точках на 20-25% меньше. Моменты инерции и моменты сопротивления несимметричного сечения определяем обычным образом [5]. Первоначально для упрощения вычислений находим моменты инерции относительно второстепенных осей x и y, проходящих через центр тяжести трубы (при

относительно оси x
Jx=

относительно оси y
Jy =



где суммы собственных моментов инерции элементов подкрановой балки


первые три слагаемых учитывают подкрановую балку, остальные - тормозную балку. Моменты инерции всего сечения с наклонной стенкой относительно вспомогательных осей x и y при


относительно оси x
Jx




относительно оси y

причем при вычислении собственных моментов инерции необходимо учитывать угол поворота



Затем, используя координаты центра тяжести подкрановой конструкции, определяем главные моменты инерции

Моменты сопротивления крайних точек находим обычным образом
WX=JX/y; WY=JY/x, (11)
где x и y координаты соответствующих точек. Сопоставление разработанной конструкции с аналогом [3, 4] показывает ее существенные отличия. В прототипе главные оси Х и Y занимают произвольное положение, отличное от горизонтали и вертикали, поэтому при изгибе сечения напряжения в точках, наиболее удаленных от его центра тяжести возрастают, т. к. расстояние до них приходится измерять по радиусу. В нашем же случае оси Х и Y занимают соответственно горизонтальную и вертикальную ориентацию, что приводит к значительному снижению материалоемкости (22,2%, см. пример). На фиг.1 показано сечение подкрановой конструкции, состоящей из подкрановой 1 и тормозной 2 балок; на фиг.2 - фасад. Подкрановая балка содержит трубу a, наклонную стенку b и нижний пояс с. Тормозная балка 2 содержит внешний пояс d и тормозной лист e и соединена с подкрановой. Разработанную конструкцию изготавливаем следующим образом. Моменты инерции и моменты сопротивления определяем обычным образом [5]. Для упрощения вычислений находим моменты инерции относительно второстепенных осей x и y (9), проходящих через центр тяжести трубы, а затем, используя координаты центра тяжести всей подкрановой конструкции, определяем характеристики сечения и изготавливаем конструкцию с полученными характеристиками. Пример конкретного выполнения (фиг.3 и 4). Сравним разработанную конструкцию с аналогом, рассчитанным в учебнике профессора К.К.Муханова (6, с. 254, рис. VI, 44). Характеристики его приведены в табл. 1. В этой же таблице приведены размеры, площади и статические моменты элементов сечения разработанной конструкции относительно осей x и y, уменьшенного на 22,2% по сравнению с аналогом. Для перехода от обычной двутавровой подкрановой конструкции к разработанной необходимо уменьшить площади поперечных сечений нижнего пояса на 20-25%, стенки на 30-35%. Сечение верхнего пояса нужно уменьшить на 30-35% и заменить трубой. Изготовление производим в определенной последовательности:
1. Определяем моменты инерции стенки балки до поворота ее. Собственные моменты инерции стенки подкрановой балки до поворота (

Jстmax=Aстhст 2/12=165,6

Jстmmin=Астtст 2/12=165,6









-25737,62/416,07] = 17,54o. Принимаем




По формуле (6) уточняем ширину горизонтального тормозного листа
bг=(SyT-0,5[Aвн(d+tвн)+Aгd])/[Aвн+0,5Aг];
bг=[7937,59-0,5







по горизонтали


по вертикали
Cy = Sx


Сy=25737,6 cos17o/416,07=59,16 см. 6. Находим центробежный момент инерции относительно полюса 0
Jxy=0,5 (Астrст 2+Анrн 2+Jстmах-Jстmin)sin2

Jxy=0,5(165,6


+262807,2-19,87)sin 2

7. Находим главный центробежный момент сечения JXY относительно полюса О:
JXY=Jxy-А

JXY=914697-416,07


Убедились, что наклонный двутавр запроектирован правильно. 8. Определяем собственные моменты инерции элементов сечения
- ее стенки, после поворота на 17o
Jстmах=0,5(JX+JY)+0,5(JX-JY)cos 2

Jcтmах=0,5(262807,2+19,87)+0,5(262807,2-
-19,87)cos 2

Jcтmin=0,5(JX+JY)-0,5(JX-JY)cos 2

Jстmin=0,5(262807,2+19,87)-0,5(262807,2-
-19,87)cos 2

- внешнего пояса (30 х1,2) тормозной балки
Jxвн=Aвнhвн 2/12=36

Jyвн=Aвнtвн 2/12=36

- горизонтального тормозного листа
Jxг=60

Jyг=60





Jx =


Jx=253090+(165,6


Jy =




Jy= 86075,7+60




JX=Jx-ACy 2=3004605-416,07

JY=Jy-A

на верхнем краю сечения в точке А

/1548607=186,93 МПа<230 МПа;
на нижнем краю сечения

-59,15-32,5/2)/1548607=226,2<230МПа;


/1548607=146,65 МПа;
напряжения при изгибе в горизонтальной плоскости в точке А



/478372,7=29,82 МПа;
напряжения при изгибе в горизонтальной плоскости в точке С



+32,5/2)/478372,7=42,86 МПа;
Проверка прочности при косом изгибе в точке С




1.СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия./Госстрой СССР М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1987, 36 с. 2. СНиП II-23=81 *Стальные конструкции./Госстрой СССР М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988, 96 с. 3. Металлические конструкции./ Под ред. Н.П.Мельникова. М.: Стройиздат, 1980. - 776 с. (Справочник проектировщика.)
4. Металлические конструкции. Общий курс: Учебник для вузов. Е.И.Беленя и др.: под общей ред. Е.И.Беленя. М.: Стройиздат, 1986. - 560 с. 5. Беляев Н.М. Сопротивление материалов. - М.: Физматлит, 1956. - 856с. 6. Муханов К. К. Металлические конструкции. Учебник для вузов. М.: Стройиздат, 1978. - 572 с.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7