Способ оценки энергосберегающих свойств моторных масел
Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю. Сущность изобретения: в способе оценки энергосберегающих свойств на вибрационном трибометре SRV с парой трения "кольцо-плоскость" замеряют коэффициент трения первого масла (Kтp1) при нагрузке на пару трения (501) Н, температуре пары трения (80
1)oС, амплитуде и частоте перемещения трущейся пары (1,5
0,1) мм и (50
1) Гц соответственно, и коэффициент трения второго масла (Ктр2) при идентичных условиях, а об энергосберегающих свойствах второго масла судят по зависимости, полученной экспериментальным путем. Техническим результатом изобретения является повышение информативности способа за счет возможности количественной оценки энергосберегающих свойств масел. 2 ил., 3 табл.
Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю.
Как известно, повышение надежности и экономичности техники является актуальной задачей. Данную задачу решают как за счет дальнейшего конструктивного совершенствования техники, так и за счет улучшения качества используемых смазочных материалов. В частности, за счет снижения потерь энергии на преодоление сил трения, обеспечиваемого проявлением антифрикционного действия применяемых моторных масел, можно снизить на 5-12% расход топлива при эксплуатации техники, а также затраты на ее обслуживание и ремонт [1. Бунаков Б.М., Григорьев М.А., Первушин А.Н. Моторные масла и топливная экономичность ДВС. - Автомобильная промышленность, 1984, 3, с.9-11], связанные с увеличением межремонтных сроков работы двигателей. Известен метод испытаний масел на стенде с беговыми барабанами. Сущность метода заключается в испытании полноразмерного образца техники на режимах эксплуатации, моделирующих реальные условия ее применения. В ходе испытаний с помощью расходомеров замеряется мгновенный и суммарный расход топлива, который позволяет судить о способности масел обеспечивать экономию топлива при их применении в технике. Недостатками данного метода являются высокая стоимость и продолжительность испытаний [2. Говорущенко Н.Я. Экономия и снижение токсичности на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1990, с.112-119]. Перед авторами стояла задача: разработать оперативный лабораторный способ оценки энергосберегающих свойств масел с допустимой степенью достоверности. При проведении исследований и просмотре научно-технической литературы, патентной информации был обнаружен ряд лабораторных методов оценки антифрикционных свойств моторных масел, позволяющих оценивать способность испытуемых масел снижать трение при их применении в двигателе и качественно судить об их энергосберегающих свойствах. Известен способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на машинах трения с точечным контактом пары трения, например на машине КТ-2 [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.28]. Также известен способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на машинах трения с линейным контактом пары трения, например на машине Тимкена [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.25]. Сущность данных способов оценки заключается в определении силы или момента трения при испытании смазочных материалов в условиях различных термомеханических нагрузок. Общим недостатком вышеперечисленных способов оценки антифрикционных свойств смазочных масел является длительность испытаний, обусловленная продолжительной предварительной приработкой пары трения из-за достаточно быстрого увеличения площади контакта в ходе опыта. Также известен способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на трибометрах с контактом поверхностей трения по площади, лишенный недостатков приборов с точечным и линейным контактами, например на машине СМТ-1 [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.31]. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является взятый за прототип способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на вибрационном трибометре SRV с возвратно-поступательным движением пары трения "кольцо-плоскость" [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.32]. Несмотря на то что данный способ относительно вышеперечисленных имеет преимущества - синусоидальное изменение скорости скольжения пары трения, аналогичное происходящему в цилиндропоршневой группе двигателя внутреннего сгорания, позволяющее в большей степени моделировать условия работы масла в двигателе, - однако не позволяет судить об экономии топлива при применении конкретного масла в двигателе. Технический результат предлагаемого изобретения - повышение информативности способа за счет возможности количественной оценки энергосберегающих свойств масел. Указанный технический результат достигается тем, что в способе оценки энергосберегающих свойств моторных масел, включающем замер коэффициента трения на вибрационном трибометре с парой трения "кольцо-плоскость" при заданных нагрузке на пару трения, температуре пары трения, амплитуде и частоте перемещения трущейся пары, причем замеряют коэффициент трения первого масла (Kтр1) при нагрузке на пару трения 50











Формула изобретения
Способ оценки энергосберегающих свойств моторных масел, включающий замер коэффициента трения на вибрационном трибометре с парой трения "кольцо-плоскость" при заданных нагрузке на пару трения, температуре пары трения, амплитуде и частоте перемещения трущейся пары, отличающийся тем, что замеряют коэффициент трения первого масла (Ктр1) при нагрузке на пару трения (50




где Э - показатель энергосберегающих свойств масла (экономия топлива), %;
а и в - постоянные величины, полученные экспериментальным путем: а=0,17; в=1,41;


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4