Способ вибродиагностики смазочной способности масел узлов механизмов
Способ предназначен для оценки технического состояния электрических машин, насосов, редукторов и т.д. В контрольных точках на поверхности узлов механизмов измеряют интегральный уровень среднеквадратичного значения виброускорения в полосе частот 14 - 40 кГц. Обеспечивается повышение надежности и расширение возможностей применения способа для различного типа узлов механизмов. 1 табл.
Изобретение относится к неразрушающему контролю технического состояния электрических машин, насосов, редукторов и т.д., а именно к способам вибродиагностики машинного оборудования.
Надежность работы машинного оборудования определяется интенсивностью изнашивания их трибосопряжений, которая в значительной мере зависит от качества смазочного материала. Вибродиагностика и временной анализ смазочной способности масел трибосопряжений узлов механизмов на ранней стадии снижения эксплуатационных свойств позволяет оценить остаточный ресурс смазочного материала. Одна из основных причин снижения надежности машинного оборудования - это превышение предельного значения смазочной способности масел, поэтому разработка методов контроля смазочной способности масел в процессе эксплуатации механизма является весьма актуальной задачей. Известно, что смазочная способность - свойство смазочных масел снижать износ и силу трения, не зависящее от его вязкости (В.Д. Зозуля, Е.Л. Шведков и др. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. Киев: Наук. думка, 1990. - 264 с). В настоящее время основными методами оценки смазочной способности масел являются лабораторные, стендовые и натурные методы испытания смазочных материалов в узлах механизмов. Известные методы оценки смазочной способности масел не охватывают всего многообразия эффектов взаимодействия в реальных узлах механизмов, так как при различных условиях трения изменяется характер контактного фрикционного взаимодействия и характер физико-химико-механических явлений, влияющих на трение и, как следствие, на смазочную способность масел узлов механизмов (Е.В. Зиновьев, А.Л. Левин, М.М. Бородулин, А.В. Чичинадзе. "Полимеры в узлах трения машин и приборов", - М.: Машиностроение, 1980, - 208 с). Известен электрический метод оценки смазочной способности масел трибосистем (Щавелин В.М., Сарычев Г.А. "Акустический контроль узлов трения ЯЭУ".- М.: Энергоатомиздат, 1988.- 176 с), заключающийся в измерении электрического сопротивления промежутка между телами и дорожками качения. По его величине судят о качестве смазочного материала. Основным недостатком такого метода является возможность измерений только на неработающем оборудовании. Известен акустический метод оценки, основанный на измерении параметров акустической эмиссии, воспринимаемой пьезоэлектрическим датчиком, и схемой обработки (А. И. Свиреденок, Н.К. Мышкин, Т.Ф. Калмыкова, О.В. Холодилов, "Акустические и электрические методы в триботехнике", - Мн.: Наука и техника, 1987. - 280 с). Однако, и тот и другой метод обладают низкой чувствительностью и разрешающей способностью на ранней стадии ухудшения смазочной способности масел узлов механизмов. Наиболее близким к заявляемому является способ вибродиагностики смазочного материала узлов механизмов путем измерения в контрольных точках на поверхности подшипниковых щитов в радиальном направлении среднеквадратичных значений уровней виброускорения в полосе частот 10-20 кГц, в частности, в полосе частот 1/3 октавного фильтра с центральной частотой, равной 16 кГц. Вибродиагностика состояния смазочного материала по этому способу основана на сравнении начального уровня среднеквадратичного значения виброускорения и его флуктуации, характерного для свежего смазочного материала, с аналогичным значением, характерным для смазочного материала, утратившего свои эксплуатационные свойства (А.Г. Горбунов "Перспективы повышения надежности подшипниковых узлов электрических машин средней мощности". - Электротехника 1992, N 10-11, с. 32-36). Порог чувствительности данного метода составляет - 90 дБ. Динамический диапазон метода - 20 дБ. Недостатком метода является высокое значение порога чувствительности и низкий динамический диапазон метода. Задача изобретения состоит в снижении порога чувствительности метода и расширении динамического диапазона. Поставленная задача решается тем, что для вибродиагностики смазочной способности масел узлов механизма выполняют измерения интегрального уровня среднеквадратичного значения виброускорения в полосе частот 14-40 кГц. Порог чувствительности метода составляет - 10 дБ. Динамический диапазон метода - 120 дБ. Способ осуществляют следующим образом. На поверхности корпуса узла механизма устанавливают измерительный датчик в непосредственной близости к диагностируемому трибосопряжению, например, к внешней обойме подшипника качения (скольжения). Проводят измерения интегрального уровня среднеквадратичного значения виброускорения в полосе частот 14-40 кГц. О значении смазочной способности смазочного материала трибосопряжения судят по величине интегрального уровня среднеквадратичного значения виброускорения. Затем можно провести временной анализ виброактивности и на основании его рассчитать остаточный ресурс смазочного материала для данного узла механизма, что позволяет сделать прогноз дальнейшей работоспособности механизма. Предлагаемый способ обеспечивает снижение порога чувствительности до 10 дБ и увеличение динамического диапазона до 120 дБ, что ведет к повышению точности и надежности метода вибродиагностики смазочной способности масел узлов механизма. Поскольку смазочная способность является свойством смазочного материала снижать износ и силу трения и не зависит от вязкости материала, то для диагностики смазочной способности из спектра вибрационного сигнала необходимо выделить области, не зависящие от вязкости смазочного материала, частоты вращения, вида подшипникового узла и т.д. Для обнаружения вышеназванной области спектра вибрационного сигнала нами были поставлены и проанализированы эксперименты на лабораторных установках, механизмах общепромышленного назначения, механизмах с повышенными требованиями по виброактивности и надежности, с частотой вращения от 700 до 6000 об/мин, мощностью от 6 кВт до 60 МВт и с подшипниковыми узлами на основе подшипников качения, скольжения и комбинированными. Исследования проводились на универсальной лабораторной установке М-22ПВ по четырехшариковой схеме, на механизмах общепромышленного назначения, механизмах с повышенными требованиями по виброактивности и надежности. Временной анализ виброактивности проводили на механизмах с широким спектром развития дефектов и качества смазочных материалов до и после ремонта. Обследовали 40 центробежных насосов мощностью 630 кВт в течение 3-х циклов ремонт-ремонт на протяжении 3 лет эксплуатации. Анализ виброактивности осуществляли посредством спектрального анализатора на базе персонального компьютера со специализированным программным обеспечением и модифицированными приборами разработки фирмы ТОО "Фирма Диамех" на базе прибора "Малахит". Анализ спектров и их временной анализ осуществляли в полосе частот 5-50 кГц, 10-10000 Гц, а интегральные уровни в полосе частот 10-1000 Гц, 5-10 кГц, 14-40 кГц. Контролировали среднеквадратичные значения виброскорости, виброускорения и пик-фактор. Погрешность средств измерений составляла





Формула изобретения
Способ вибродиагностики смазочной способности масел по величине среднеквадратичного значения виброускорения путем ее измерения на поверхности узла механизма, отличающийся тем, что проводят измерения интегрального уровня среднеквадратичного значения виброускорения в полосе частот 14-40 кГц.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.03.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 14-2003
Извещение опубликовано: 20.05.2003