Способ определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода
Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания. Данный способ может быть применен при прокладке трубопроводов для перекачки топлива в особых условиях с рельефом местности различной сложности. В способе определения расстояния между насосными станциями магистрального трубопровода в начальной точке трубопровода и в точке установки каждой последующей насосной станции измеряют температуру, давление окружающей среды и абсолютную высоту относительно уровня моря. Расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода определяют расчетным путем. В расчетную формулу определения расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода вводят коэффициент, учитывающий падение мощности двигателя насосной станции в зависимости от абсолютной высоты ее размещения относительно уровня моря. Технический результат состоит в повышении точности определения расстояния между насосными станциями. 1 ил.
Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций (НС), привод насоса которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания, и может применяться при прокладке трубопроводов для перекачки топлива в особых условиях с рельефом местности различной сложности.
Как показала практика использования полевых магистральных трубопроводов с НС, привод насоса которых осуществляется от двигателей внутреннего сгорания, при их расстановке в условиях сложного рельефа местности (перепад высот составляет до 1000 м и более) было отмечено значительное падение мощности двигателей насосных станций, что в свою очередь приводит к снижению напора насосных станций и существенно уменьшает заданную подачу по трубопроводу. В то же время в особых условиях основным критерием эффективности работы трубопровода является обеспечение поставки заданного количества горючего потребителю в строго установленные сроки. В связи с этим стояла задача разработать способ определения мест установки НС на полевых магистральных трубопроводах в условиях сложного рельефа местности с обеспечением заданной подачи по трубопроводу. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению и взятым в качестве прототипа является способ определения расстояния между насосными станциями, в котором в начальной точке измеряют температуру и давление окружающей среды, при движении измерительного устройства по трассе магистрального трубопровода непрерывно измеряют пройденный путь, температуру и давление окружающей среды, а расстояние между насосными станциями магистрального трубопровода принимают равным пройденному измерительным устройством пути в момент выполнения равенства (а.с. СССР 1138646, G 01 С 7/04, опубл. 07.02.85) [1]


Sг - заданное расстояние между насосными станциями для горизонтального участка, м;

tcpi - среднее значение температуры воздуха в начальной и текущей точках (tcpi=(t1+ti)/2), К;
Р1 и Рi - давление окружающей среды (атмосферное) в начальной и текущей точках, Па;
HQ max - заданный напор насосной станции, м;
К - коэффициент, учитывающий падение мощности двигателя насосной станции в зависимости от абсолютной высоты (Zn) ее размещения относительно уровня моря, который определяется по формуле К=0,8



В процессе движения пройденный путь S возрастает от нуля до значения, при котором он сравнится с правой частью уравнения, в которой величины Р, t меняют свои значения. В момент равенства величины S и правой части уравнения на пульт управления 2 выдается звуковой и световой сигналы, по которым фиксируется место установки второй насосной станции (НС-2) на трассе магистрального трубопровода. В соответствии с заложенной программой в этом месте счетчик 8 обнуляется, и замеряются значения атмосферного давления (Р1) датчиком 5, датчиком 6 - значение температуры (t1) воздуха и датчиком 7 - значение абсолютной высоты (Zn) размещения НС-2 относительно уровня моря. Процессор 11 определяет коэффициент К, учитывающий падение мощности двигателя второй насосной станции. Далее процесс повторяется при движении к последующей насосной станции. Физически момент равенства пути (S) и правой части уравнения означает, что напор (HQ max) насосной станции израсходован на преодоление расстояния и разности высот между пунктами, в которых установлены первая и вторая насосные станции (предыдущая и последующая). Способ может быть реализован с помощью серийно выпускаемых средств: процессора, интерфейса, пульта управления и сигнализации, счетчика пройденного пути на миниЭВМ типа "Notebook" и др. [Monte Carlo. Notebook computers user's guide. - Fujitsu PC Corporation, 1999. - 107 с.] [2], датчика атмосферного давления и датчика температуры на базе многоканального термометра ТМ5200 [ НПП "ЭЛЕМЕР". Каталог продукции. - М.: ВНИИФТРИ, 2000. - с.41] [3], датчика пройденного пути и абсолютной высоты относительно уровня моря на базе прибора спутниковой навигации типа GPS-12 MAP [Руководство пользователя GPS-12 MAP. - GARMIN, 2000.-111 с.] [4]. Перечисленная аппаратура устанавливается на любом автомобиле повышенной проходимости (например, ГАЗ-66-05). Применение изобретения позволит повысить точность определения расстояния между насосными станциями и обеспечить заданную подачу по трубопроводу. Источники информации
1. А.с. СССР 1138646, G 01 С 7/04, опубл. 07.02.85 (прототип). 2. Monte Carlo. Notebook computers user's guide. - Fujitsu PC Corporation, 1999. - 107с. 3. НПП "ЭЛЕМЕР". Каталог продукции. - М.: ВНИИФТРИ, 2000. - с.41. 4. Руководство пользователя GPS-12 MAP. - GARMIN, 2000. - 111 с.
Формула изобретения

где S - пройденный измерительным устройством путь, м;
Sг - заданное расстояние между насосными станциями для горизонтального участка, м;

tcpi - среднее значение температуры воздуха в начальной и текущей точках (tcpi=(t1+ti)/2), К;
P1 и Pi - атмосферное давление в начальной и текущей точках, Па;
HQ max - заданный напор насосной станции, м;
К - коэффициент, учитывающий падение мощности двигателя насосной станции в зависимости от абсолютной высоты Zn ее размещения относительно уровня моря, который определяется по формуле К=0,8

РИСУНКИ
Рисунок 1