Осевой компрессор
Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для совершенствования аэродинамики осевого компрессора. Совершенствование аэродинамики осевого компрессора достигается применением аэродинамических гребней в радиальном зазоре между внешним обводом лопаток колеса и корпусом, спрофилированных в каждой точке тангенциально абсолютной скорости. Высота и густота аэродинамических гребней определяется эмпирически путем решения оптимизационной задачи с поиском оптимума целевой функции. Аэродинамические гребни позволяют уменьшить перетекание воздуха через радиальный зазор от корытца к спинке лопаток рабочего колеса и обеспечить равномерное распределение направления и значений абсолютной скорости за рабочим колесом. Как следствие, происходит увеличение кпд и напорности ступени осевого компрессора. 1 ил.
Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах для совершенствования внутренней аэродинамики за счет эффекта управления пограничным слоем в радиальном зазоре между корпусом и внешним обводом лопаток рабочего колеса.
Известна конструкция осевого компрессора, содержащего корпус и установленные попарно венцы вращающихся и неподвижных лопаток. Каждый венец вращающихся лопаток образует рабочее колесо, а каждый венец неподвижных лопаток - направляющий аппарат. Рабочее колесо и направляющий аппарат (НА) [2, с. 53, 54] образуют ступень компрессора. Недостатком известной конструкции является то, что наличие радиального зазора приводит к снижению коэффициента полезного действия и напорности ступени [2, с. 88, 89]. Известно, что под действием разницы давлений воздух из области повышенного давления у корытца перетекает через радиальный зазор в область пониженного давления на спинке лопаток рабочего колеса. Кроме того, пограничный слой в радиальном зазоре, интенсивно смещаясь относительно лопаток в окружном направлении, вследствие их вращения, создает эжектирующее воздействие, что также способствует перетеканию воздуха от корытца к спинке лопаток. Проведенные экспериментальные исследования позволили установить, что одним из эффективных способов управления пограничным слоем в радиальном зазоре является применение аэродинамических гребней на корпусе над лопаточным венцом рабочего колеса. Задачей изобретения является уменьшение перетекания воздуха через радиальный зазор от корытца к спинке лопаток рабочего колеса, увеличение угла закрутки потока и выравнивание направления и значений абсолютной скорости на выходе из лопаточного венца рабочего колеса, что способствует увеличению коэффициента полезного действия и степени повышения полного давления ступени. Это возможно размещением в радиальном зазоре между корпусом и внешним обводом лопаток рабочего колеса аэродинамических гребней 1 (см. чертеж). Кривизна аэродинамических гребней определяется в каждой точке тангенциально направлению абсолютной скорости потока. Появление нового конструктивного признака по сравнению с прототипом, то есть применение аэродинамических гребней на корпусе в радиальном зазоре рабочего колеса ступени осевого компрессора, соответствует одному из критериев изобретения и предполагает новое техническое свойство, как воздействие на течение воздуха с целью улучшения характеристик ступени. Все это отвечает изобретательскому уровню. Элементом новизны служит применение аэродинамических гребней в радиальном зазоре между внешним обводом лопаточного венца рабочего колеса и корпусом, которые в каждой точке профилируют тангенциально направлению абсолютной скорости. Наиболее оптимальными являются шаг аэродинамических гребней, соответствующий шагу решетки рабочего колеса на их внешней границе и высота аэродинамических гребней, равная 1,5-2 величины радиального зазора
Формула изобретения
Осевой компрессор, содержащий корпус, лопаточный венец рабочего колеса, направляющий аппарат, отличающийся тем, что в радиальном зазоре между внешним обводом лопаток рабочего колеса и корпусом установлены аэродинамические гребни, спрофилированные в каждой точке тангенциально абсолютной скорости, высота составляет 1,5. . . 2 величины радиального зазора.РИСУНКИ
Рисунок 1