Способ производства горячекатаной полосы
Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано при горячей прокатке полос на непрерывных широкополосных станах. Задача, решаемая изобретением, состоит в повышении производительности прокатного стана, улучшении качества полосы и тепловых условий работы валков. Способ включает прокатку в многоклетевой непрерывной группе на заправочной скорости и разгон клетей после заправки полосы в моталку. Прокатку переднего конца раската в первых клетях непрерывной группы ведут на скорости, превышающей заправочную не менее чем в 1,1 раза, а после прохождения этих клетей передним концом раската их скорость снижают до заправочной. Изобретение обеспечивает интенсификацию процесса прокатки при заполнении металлом непрерывной группы клетей стана, повышение равномерности температуры и механических свойств по длине полосы.
Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано при горячей прокатке полос на непрерывных широкополосных станах (НШС).
Известен способ производства горячекатаной полосы на НШС 2000, согласно которому сляб обжимают в раскат толщиной 20-50 мм и транспортируют по промежуточному рольгангу к непрерывной 7-клетевой группе. Затем раскат на заправочной скорости задают последовательно во все клети чистовой группы и обжимают в полосу конечной толщины. Скорость полосы на выходе из последней клети непрерывной группы не превышает 10-12 м/с, а скорости всех клетей жестко связаны условием постоянства секундных объемов: h1





6 - 8,66
7 - 9,62. При этом скорость входа раската в первую клеть составляет только 0,40 м/с. Вследствие того, что заправочная скорость в первых клетях непрерывной группы существенно ниже допустимой скорости задачи полосы в валки, процесс задачи полосы в непрерывную группу клетей замедляется. Это приводит к увеличению продолжительности прокатки полосы, снижению производительности стана, ухудшению неравномерности температуры по длине полосы и перегреву валков. Увеличение скоростей первых клетей непрерывной группы не менее чем в 1,1 раза от заправочной скорости при прокатке переднего конца раската при сохранении условий надежного захвата и устойчивости клетей к динамическим нагрузкам сокращает общую продолжительность прокатки полосы, а последующее снижение их скорости до заправочной после прохождения этих клетей передним концом раската обеспечивает выход переднего конца полосы из стана на допустимой заправочной скорости, устойчивое транспортирование его по отводящему рольгангу и надежный захват барабаном моталки. Экспериментально установлено, что если прокатку переднего конца раската в первых клетях непрерывной группы вести на скорости, превышающей заправочную менее чем в 1,1 раза, то продолжительность прокатки полосы сокращается незначительно и затраты на реализацию предложенного способа превышают экономический эффект от его использования. Количество клетей из непрерывной группы, в которых прокатку переднего конца раската ведут на повышенной скорости, зависит от толщины раската и прокатываемой полосы, распределения обжатий по клетям, динамических характеристик главных приводов клетей. В общем случае это может быть как только одна первая клеть, так и группа клетей от первой до предпоследней включительно. При прочих равных условиях, чем большее количество клетей начиная с первой имеют повышенную скорость при прокатке переднего конца раската, тем выше эффективность предложенного способа. Примеры реализации способа
1. Сляб из стали Ст 3сп сечением 250х1380 мм, массой 11 т нагревают в газовой печи с шагающими балками до температуры 1260oС и выдают на печной рольганг НШС 2000. В черновой группе клетей НШС 2000 сляб обжимают в раскат толщиной 38 мм для последующей прокатки на конечную толщину 1,28 мм в семиклетевой непрерывной группе. Клети чистовой семиклетевой группы 1 кл...7 кл расположены последовательно в ряд с интервалом, равным 6,0 м. Прокатку раската в непрерывной группе клетей осуществляют по схеме:
1 кл, 2 кл, 3 кл, 4 кл, 5 кл, 6 кл, 7 кл. 38 мм --> 17,94 мм --> 8,26 мм --> 4,55 мм --> 2,90 мм -->1,88 мм --> 1,47 мм --> 1,28 мм. При заправочной скорости НШС 2000, равной 9,12 м/с, из условия постоянства секундных объемов расчетные заправочные скорости клетей составят:
Номер клети - Заправочная скорость, м/с
1 - 0,87
2 - 1,41
3 - 2,61
4 - 4,07
5 - 6,25
6 - 8,23
7 - 9,62. Время прохождения переднего конца раската от 1-й клети до 4-й клети t1-4 в этом случае составит (без учета опережения):

Такой интервал времени необходим при реализации способа-прототипа. Но поскольку заправочные скорости первых трех клетей ниже допустимых по условиям надежного захвата, для сокращения продолжительности прокатки полосы их повышают в 1,8 раза каждую до значений:
Номер клети - Повышенная заправочная скорость, м/с
1 - 1,278
2 - 2,756
3 - 5,022
4 - 7,902
Передний конец раската задают в валки первых трех клетей непрерывной группы и прокатывают на повышенных заправочных скоростях. Время прохождения переднего конца раската от 1-й до 4-й клети t1-4 (n) в этом случае равно:

После захвата переднего конца раската валками 4-й клети, скорость всей группы клетей 1-4, в которых находится полоса, снижают в 1,8 раза. В результате в 5-ю клеть передний конец полосы входит со скоростью 4,07 м/с, а из последней, 7-й клети передний конец выходит с заправочной скоростью 9,62 м/с, которая обеспечивает устойчивое транспортирование переднего конца полосы по отводящему рольгангу и захват его барабаном моталки. После заправки полосы в моталку стан разгоняют с ускорением 0,1 м/с2 и осуществляют прокатку всей полосы. Благодаря тому, что время прохождения переднего конца раската от 1-й клети до 4-й сократилось с t1-4 =13,5 с до t1-4 (n)=8,07 с, возрастает производительность прокатного стана на 5-10%, перепад температуры между передним и задним концами полосы в первых клетях уменьшается на 15-30oС, что приводит к повышению стабильности механических свойств металлопроката. Сокращение цикла прокатки полосы, кроме того, способствует снижению температуры валков первых клетей чистовой группы на 5-7oС. Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что прокатка переднего конца раската в первых клетях непрерывной группы на скорости, превышающей заправочную не менее чем в 1,1 раза, и снижение скорости до заправочной после прохождения этих клетей передним концом раската обеспечивает сокращение времени прокатки полосы за счет интенсификации процесса прокатки при заполнении металлом непрерывной группы клетей стана. В результате достигается повышение производительности прокатного стана, улучшение равномерности температуры и механических свойств по длине полосы, снижается температура наиболее разогретых валков, работающих в первых клетях непрерывной группы. В качестве базового объекта при определении технико-экономической эффективности предложенного способа принят способ-прототип. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства горячекатаных полос на НШС на 3-5%. Источники информации
1. А. П. Грудев и др. Технология прокатного производства. - М.: Металлургия, 1994, с. 358-362. 2. Заявка 59-215206, Япония, МПК B 21 B 39/12, 1984 г. 3. М. А. Беняковский и др. Технология прокатного производства. Справочник. М.: Металлургия, 1991, с. 568-569 - прототип.
Формула изобретения