Смазочная композиция для работы в вертолетных агрегатах
Использование: в области смазочных материалов, предназначенных преимущественно для трансмиссий и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками, работающими при качательном движении с малыми амплитудами. Сущность: композиция содержит, мас.%: аминная присадка 0,01-0,5 и/или алкилфенольная присадка 0,005-1,0, ариловый эфир фосфорной кислоты 1,0-5,0, полимерный загуститель с молекулярной массой 5000-10000 1,0-20,0, диизооктилсебацинат 10,0-30,0, маловязкое минеральное и/или полиальфаолефиновое масло 1,0-45,0, сера техническая 0,4-1,2 и остальное - остаточное масло, имеющее вязкость не ниже 24 мм2/с при 100oС и температуру застывания не выше минус 5oС. Технический результат - улучшение антифреттинговых и смазочных свойств композиции и увеличение ресурса работы вертолетных агрегатов. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.
Изобретение относится к смазочной композиции, предназначенной преимущественно для трансмиссий и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками, работающими при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения дорожек и тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии.
Известна смазочная композиция для трансмиссий, горизонтальных (ГШ) и вертикальных (ВШ) шарниров втулок винтов вертолетов, содержащая полиальфаолефиновое масло; фенил-
- нигрол "летний" (Л) ТУ 38. 101529-75, имеющий кинематическую вязкость V100=27-34 мм2/с и температуру застывания Тз не выше минус 5оC -вязкое остаточное масло;
- диизооктилсебацинат (ДОС) ГОСТ 8728-88 и диизооктилсебацинат термостабильный (ДОСт) ТУ 6-06-11-88 - сложный эфир;
- МС-8 ТУ 38. 101678-81, ПАОМ-4 ТУ 38.4011084-00 - маловязкие минеральное и полиальфаолефиновое масла;
- модифицированный олигоизобутилен с концевыми кислородсодержащими группами (ОИКГ марки "А") ТУ 0257-001-13013085-95 - полимерный загуститель м. м. 5500-7500. В качестве арилового эфира фосфорной кислоты рассматривали три(алкиларил) фосфаты, в частности три(изопропилфенол) фосфат, ди-фенил-пара-трет. бутилфенилфосфат и другие. Предпочтение было отдано трикрезил-фосфату (ТКФ) ГОСТ 5728-76. В качестве антиокислительных присадок аминного и фенольного типов используют алкилированные дифениламины; алкилированный N-фенилнафтиламин; 2,4,6-триалкилфенолы, предпочтительно фенилальфанафтиламин (Неозон) ТУ 6-14-202074 и 4-метил-2,6-ди-трет.бутилфенол (Агидол-1) ТУ 38. 5901237. Приведенная композиция является технической базой для выработки масел трансмиссионного типа с кинематической вязкостью V100 в пределах 20-7 мм2/с и соответственно с температурами застывания от минус 18 до минус 50оC (табл. 2). Благодаря своим антифреттинговым свойствам эти масла могут успешно работать и в высоконагруженных подшипниковых узлах с колеблющимися игольчатыми подшипниками. Антифреттинговая эффективность заявляемой смазочной композиции в этом специфическом случае обусловлена рядом факторов. Во-первых, за счет "липкости" нигрола, хороших адгезионных свойств ОИКГ и, особенно, высокой полярности ДОС в них формируются прочные масляные пленки, разделяющие контактирующие поверхности, в том числе и на границах площадок контактной деформации, где при остановках в моменты изменения направления движения зарождаются первые усталостные дефекты. Во-вторых, антиоксиданты аминного и фенольного типа, содержащиеся в смазочных композициях, образуют в работе устойчивые комплексы свободных радикалов, тормозящие окислительные процессы в зонах контакта. В-третьих, развитие контактной фреттинг-коррозии в колеблющихся игольчатых подшипниках, смазываемых предлагаемой композицией, из-за небольшой концентрации серы происходит медленней, чем в случае применения ТСгип. Следует отметить, что при уменьшении содержания серы до 0,4-0,6,%, как это сделано в предложенных маслах, существенно повышаются противоизносные показатели при сохранении достаточно высокого уровня противозадирных. Положительную роль в таком благоприятном изменении смазывающих свойств играет и фосфорсодержащая присадка ТКФ. Опытные партии масел для лабораторно-стендовых испытаний изготовлялись предполагаемым Производителем на основании Технологического регламента и Технических условий на опытные партии, подготовленных с участием МВЗ им. М.Л. Миля. Технология предусматривает смешение компонентов базовой основы (нигрол. ДОС. МС-8), обезвоживание полученной смеси при температуре 90-120oС. загущение ее ОИКГ с последующем осернением при температуре 110-120oC, компаундирование и введение присадок при температуре 60-80oС. По описанной технологии изготовлены масла, имеющие кинематическую вязкость при 100oС от 7 до 20 мм2/с и температуру застывания Тз от минус 50оС до минус 20оС. Составы масел приведены в табл. 1. Анализ технических данных, полученных при испытаниях опытных масел NN 1 - 5, дает основание предложить в качестве заменителей товарных ТСгип и маслосмесей ТСгип/АМГ-10 масла трех марок: NN 1, 2 и 3. Данные лабораторных исследований масел NN 1 - 3, приведенные в табл. 2 и 3, свидетельствуют о том, что они:
имеют практически такие же вязкостно-температурные характеристики, что их штатные аналоги ТСгип, СМ-9 и "50:50";
их противоизносные показатели существенно выше, чем у ТСгип, и тем более, чем у маслосмесей ТСгип/АМГ-10 - значение Dи при нагрузке 392 Н для них составляет 0,41 - 0,43 мм для масел марок NN 1, 2 и 0,55 мм для масла марки N 3;
по противозадирным свойствам они превосходят требования, установленные для LG-5 - при всех уровнях кинематической вязкости у них нагрузка сваривания Рс > 3920 Н (норма для LG-5 Рс = 3280 Н). Все три марки обладают высокой механической стабильностью (деструкция после 50-минутного озвучивания на приборе УЗДН-А не более 3%), имеют кислотное число, не превышающее 1,6-1,8 мг КОН/1 г масла, удовлетворяют нормам, принятым для оценки влияния масел на резиновые уплотнения и не вызывают повышенной коррозии металлов, применяющихся во втулках винтов и хвостовых трансмиссиях вертолетов. Масла марок NN 1 и 2 превосходят СМ-9 и "50:50" не только по механической стабильности (у последних после 50-минутного озвучивания на УЗДН-А деструкция составляет 10 - 20%), но и в части температуры вспышки tвсп в открытом тигле - 170 вместо 92оС. По термоокислительной стабильности (прибор ДК-НАМИ, прогнозирование срока хранения, окисление в замкнутом объеме) масло марки N 1 не уступает ТСгип. Опыт разработки смазочных материалов для ГШ и ВШ втулок винтов вертолетов свидетельствует о том, что наиболее представительными и удовлетворительно коррелирующимися с практикой оценки смазывающего действия, учитывающие особенности механизма износа и разрушения игольчатых подшипников в условиях качательного движения, являются испытания на установке ИМС-2 по методике МВЗ им. М.Л. Миля, вошедшей в комплекс квалификационных испытаний. В целях повышения достоверности результатов и обеспечения возможности накопления данных, позволяющих прогнозировать долговечность колеблющихся игольчатых подшипников при смазывании тем или иным маслом, методика испытаний на ИМС-2, использующаяся при создании предлагаемой смазочной композиции, была ужесточена по сравнению с квалификационной и приближена к принятой в подшипниковой промышленности при установлении ресурса авиационных подшипников качения, требующей, чтобы три испытуемых образца отработали заданный режим без следов усталости на дорожках и телах качения. Такой подход стал возможным благодаря устранению не поддающихся расчету "пиковых" нагрузок на краях дорожки качения двухбуртового кольца, обусловленных наличием канавок для выхода шлифовального круга. Снижение "краевых эффектов" достигнуто за счет снятия пологих фасок на гладком внутреннем кольце. В результате рабочая ширина его дорожки качения 1* вк уменьшилась до величины 1, при которой удельное давление qвк=P/d

Формула изобретения
Аминная присадка и/или - 0,01-0,5
Алкилфенольная присадка - 0,005-1,0
Ариловый эфир фосфорной кислоты - 1,0-5,0
Загуститель с молекулярной массой 5000-10000 - 1,0-20,0
Диизооктилсебацинат - 10,0-30,0
Маловязкое минеральное и/или полиальфаолефиновое масло - 1,0-45,0
Сера техническая - 0,4-1,2
Остаточное масло - Остальное
2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве полимерного загустителя содержит олигоизобутилен с концевыми кислородными группами.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2