Защитный смазочный материал
Изобретение относится к защитным смазочным материалам, преимущественно применяемым для консервации скрытых полостей кузовов в технологическом процессе производства автомобилей. Материал содержит, мас.%: сульфонат щелочноземельных металлов 4-12, твердые нефтяные углеводороды 22-35, нефтяные масла средней вязкости 2-6, полиизобутилен 2,5-3,5, органобентонит 2-6, оксиэтилированный спирт 0,4-1,5, пластификатор 0,5-1,5, органический растворитель до 100. Технический результат: повышение уровня защитных свойств и улучшение тиксотропных свойств материала применительно к технологическим процессам производства автомобилей. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к защитным смазочным материалам, представляющим собой пленкообразующие ингибированные нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей металлоизделий и преимущественно применяемых для консервации скрытых полостей кузовов в технологическом процессе производства автомобилей.
Основным способом переработки защитных смазочных материалов для нанесения в скрытые полости кузовов автомобилей является безвоздушное распыление. Требуемые технологические параметры переработки, позволяющие реализовать оптимальные условия распыления, а в дальнейшем и образование качественной защитной пленки, определяются тиксотропными свойствами исходного защитного материала, его способностью к снижению вязкости при приложении механических воздействий и быстрому восстановлению исходных реологических показателей после снятия нагрузки. Вероятность образования наплывов и подтеков свеженанесенного защитного материала уменьшается, чем быстрее восстанавливается первоначальная структура дисперсии. Известен защитный смазочный материал НГМ-МЛ, содержащий, мас.%: сульфонат щелочноземельных металлов - 11-14, твердые нефтяные углеводороды - 8-10, воск буроугольный - 1,2-1,8, стеарат лития - 6-7 и органический растворитель - до 100 [1] ТУ 38.101767-84. Недостатком данного материала являются низкие защитные свойства - менее 300 часов при воздействии соляного тумана, а также неудовлетворительные реологические характеристики, в частности температура каплепадения активного вещества лежит в пределах 120oC, что влияет на образование защитной пленки. Известен защитный антикоррозионный материал, содержащий, мас.%: 50-80 сульфоната щелочноземельного металла, лучше кальция, диспергированного в инертном масле при соотношении 1:4,5-25, предпочтительно тунгового; 0,03 - 1 сиккатива карбоксилата меди; 0,1 - 2,2 сиккатива карбоксилата цинка; 10-90 органического растворителя; 2 - 12 петролатума; дополнительно может входить до 5,0 полиизобутилена [2] US 4675215. Недостатком данного материала является то, что он плохо растекается по металлической поверхности и с трудом проникает в микрозазоры и трещины. Кроме того, применение его в технологическом процессе производства автомобилей затруднительно в силу слабых тиксотропных свойств. Наиболее близким аналогом изобретения является защитный смазочный материал, содержащий, маc. %: сульфонат щелочноземельных металлов - 2,5 - 5,0, стеарат лития - 2,8 - 4,8, твердые нефтяные углеводороды - 26,8 - 33,0, соль диизооктилфосфорной кислоты и алифатических аминов фракции C17-C20, - 2,5-5,0, алифатические амины фракции C17-C20 - 0,3-0,6, пластификатор - 3,0-10,0, полиэтиленовый воск - 0,8-3,6, органический растворитель - остальное [3] RU 2101331. Данный материал имеет удовлетворительные защитные свойства. Однако степень восстановления тиксотропной структуры и температура сползания пленки находятся на низком уровне. Вследствие этого в процессе переработки свеженанесенное покрытие на вертикальных участках образует наплывы и подтеки. Кроме того, в технологическом процессе производства легковых автомобилей недопустимо каплепадение нанесенного материала с обработанных кузовов. Низкий технический уровень дисперсии, выбранной в качестве прототипа, объясняется следующим. Структурообразователем в прототипе служит стеарат лития. Однако он не обеспечивает требуемые тиксотропные свойства материала, что приводит к наплывам и подтекам, т.е. к ухудшению качества защитной пленки. Задачей изобретения является создание защитного смазочного материала, обладающего достаточным уровнем защитных свойств и улучшенными тиксотропными свойствами, применительно к технологическим процессам производства автомобилей. Сущность изобретения заключается в том, что защитный смазочный материал, включающий органический растворитель, сульфонат щелочноземельных металлов, твердые нефтяные углеводороды и пластификатор, дополнительно содержит нефтяные масла средней вязкости, полиизобутилен, органобентонит и оксиэтилированный спирт при следующем соотношении компонентов, маc.%: Сульфонат щелочноземельных металлов - 4-12 Твердые нефтяные углеводороды - 22-35 Нефтяные масла средней вязкости - 2-6 Полиизобутилен - 2,5-3,5 Органобентонит - 2 - 6 Оксиэтилированный спирт - 0,4 - 1,5 Пластификатор - 0,5-1,5 Органический растворитель - До 100 Кроме того, в качестве пластификатора используется смесь эфиров фосфорных кислот, преимущественно трибутилфосфата, дибутилфенилфосфата и триксиленилфосфата, взятых в соотношении 7:2:1. Сопоставление с прототипом показало, что заявляемый защитный смазочный материал дополнительно содержит нефтяные масла средней вязкости, полиизобутилен, органобентонит и оксиэтилированный спирт, а в качестве пластификатора используется смесь эфиров фосфорных кислот, преимущественно трибутилфосфата, дибутилфенилфосфата и триксиленилфосфата, взятых в соотношение 7:2:1. Отличием от прототипа является также и заявляемое соотношение компонентов. Указанные отличия позволяют достичь требуемого уровня защитных свойств и значительно улучшить тиксотропные свойства материала, что дает возможность получать качественную защитную пленку в условиях непрерывных технологических процессов производства автомобилей. Улучшение тиксотропных свойств материала обеспечивается за счет использования тиксотропной системы, включающей структурообразователь - органобентонит и химический активатор - оксиэтилированный спирт. Органобентонит представляет собой монтмориллонит (бентонитовый глинопорошок), модифицированный длинноцепочечными органическими катионами, как правило, четвертичными солями аммония. Оксиэтилированный спирт, выполняющий роль химического активатора, способствует полному образованию (раскрытию) гель-структуры органобентонита. Способ получения предлагаемого защитного смазочного материала состоит из двух стадий. На первой стадии готовят дисперсию органобентонита в уайт-спирите. Сначала загружают уайт-спирит и оксиэтилированный спирт и перемешивают их, затем порционно загружают органобентонит и смесь перемешивают в течение 30 минут. На второй стадии в смеситель поочередно в соответствии с рецептурой загружают твердые нефтяные углеводороды - петролатум, нефтяные масла средней вязкости, полиизобутилен, сульфонат щелочноземельного металла, пластификатор. При постоянном перемешивании смесь нагревают до 130oC и при этой температуре выдерживают 60-180 минут до образования гомогенного расплава. Затем смесь охлаждают до 100oC и при этой температуре порционно подают дисперсию органобентонита. Содержимое реактора перемешивают в течение 30 минут до образования гомогенной смеси и перед выгрузкой фильтруют через сетчатый фильтр. При приготовлении защитного смазочного материала использовали: органический растворитель - уайт-спирит (ГОСТ 3134-78), оксиэтилированный спирт - неонол АФ-9-10 (ТУ 2483-077-05766801-98), органобентонит (ТУ 39-0148052-01-88) или Бентон-34 (производитель ф. "Реокс, ИНК."), петролатум (ОСТ 38.0111-76), нефтяные масла средней вязкости - масло И12А (ГОСТ 20799-75), полиизобутилен марки П-20 (ТУ 38.303-02-99-98), сульфонат щелочноземельного металла - присадка НСК-2 (ТУ 38.401907-92) или присадка "Хайтек 609" (производитель ф. "БАСФ") и пластификатором служила отработанная гидравлическая жидкость НГЖ-5у (ТУ 0253-001- 22480503-97). По указанному способу были приготовлены образцы защитных смазочных материалов (таблица 1). У приготовленных образцов оценивали внешний вид защитной пленки при нанесении по трафарету и в динамических условиях нанесением распылением. При нанесении защитного материала методом безвоздушного распыления использовалась модельная установка, состоящая из емкости с мешалкой, куда загружают исходный материал, насоса высокого давления типа "Кинг" (ф. "Грако"). Степень сжатия 1-30, давление питания на насосе составляло 3,5 кг/см2, диаметр распылительной головки 0,4 мм. Степень восстановления тиксотропной структуры после приложения сдвигового деформирования через фиксированный промежуток времени определяли по формуле:
где n


nисх - индекс течения до приложения сдвиговой нагрузки. Чем больше значение S, тем быстрее восстанавливается первоначальная структура дисперсии. Соответственно, уменьшается вероятность образования наплывов и подтеков свеженанесенного покрытия, улучшается качество защитной пленки. Степень восстановления тиксотропных свойств определяли с помощью ротационного вискозиметра Брукфильда типа PVT с крыльчаткой N 7 при скорости вращения шпинделя 5 об/мин при 25

Формула изобретения
Сульфонат щелочноземельных металлов - 4 - 12
Твердые нефтяные углеводороды - 22 - 35
Нефтяные масла средней вязкости - 2 - 6
Полиизобутилен - 2,5 - 3,5
Органобентонит - 2 - 6
Оксиэтилированный спирт - 0,4 - 1,5
Пластификатор - 0,5 - 1,5
Органический растворитель - До 100
2. Материал по п.1, отличающийся тем, что в качестве пластификатора он содержит смесь эфиров фосфорных кислот, преимущественно трибутилфосфата, дибутилфенилфосфата и триксиленилфосфата, взятых в соотношении 7:2:1.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Королев Юрий Викторович
Вид лицензии*: ИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Пермский завод смазок и СОЖ"
Характер внесенных изменений (дополнений):
Изменения касаются стоимости лицензии и порядка выплаты платежей по лицензии.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
12.10.2005 № РД0002929
Извещение опубликовано: 20.05.2007 БИ: 14/2007
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия
MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 06.08.2008
Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010
QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
12.10.2005 № РД0002929
Вид договора: лицензионный
Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Королев Юрий Викторович (RU)
Лицо, которому предоставлено право использования:
Открытое акционерное общество "Пермский завод смазок и СОЖ" (RU)
Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор:
11.05.2011 РД0080623
Изменения:
Срок действия продлен до 31.12.2011. Изменен порядок выплаты вознаграждения.
Дата публикации: 20.06.2011