Форсунка с электрическим управлением для двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам впрыска топлива с электрическим управлением. Изобретение позволяет упростить конструкцию форсунки, снизить трудоемкость изготовления, повысить надежность, улучшить характеристики впрыска, расширить возможность применения в различных системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания, в том числе для дизелей. Форсунка с электрическим управлением для двигателя внутреннего сгорания содержит корпус с элементами подвода топлива, исполнительное звено, выполненное в виде пьезокерамического стержня, состоящего из отдельных дисков, клапан, кинематически связанный с исполнительным звеном. Диски, составляющие стержень, заключены в обойму, жестко связанную с корпусом и выполненную из диэлектрического материала с низким температурным коэффициентом линейного расширения. Между дисками расположены контактные пластины, выполненные за одно целое с тоководами, соединяющими одноименные полюса всех дисков с источником управляющего напряжения. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам впрыска топлива с электрическим управлением.
Известны форсунки, оснащенные электромагнитным приводом форсуночной иглы, включающие в себя корпус с магнитоприводом, соленоид, якорь, кинематически связанный с запорным органом. Общим недостатком данного класса форсунок является значительная инерционность срабатывания, связанная с перемещением относительно больших масс под действием относительно малых тяговых усилий исполнительного звена и возвратной пружины. Кроме того, в данных форсунках отсутствует возможность управления ходом форсуночной иглы (клапана) в зависимости от режима работы двигателя, так как якорь перемещается от упора до упора. Указанные недостатки существенно ограничивают возможности форсунки в части обеспечения оптимальных характеристик впрыска, особенно при эксплуатации двигателя в широком диапазоне мощностей и частот вращения коленчатого вала. Известна форсунка по патенту США US 4022166, МПК F 02 M 51/06 с пьезоэлектрическим силовым приводом клапана, действие которого основано на явлении "обратного пьезоэффекта", сущность которого заключается в изменении линейных размеров пьезоэлемента при подаче на его полюса электрического напряжения. В форсунке по данному патенту (фиг.2) пьезоэлектрический привод клапана выполнен в виде полого стержня, набранного из отдельных пьезоэлементов в форме диска. Внутри стержня расположен подпружиненный плунжер гидравлического преобразователя величины перемещения (хода) клапана, взаимодействующего с иглой клапана посредством гидравлической среды. По варианту фиг.7 преобразователь хода выполнен в виде механической системы, включающей двуплечий Г-образный рычаг, один конец которого взаимодействует с пьезоэлектрическим приводом, а другой - с иглой клапана. Общим недостатком данных форсунок является сложность конструкции, связанная с наличием преобразователя (гидравлического или механического) для увеличения хода иглы клапана. Известен также клапан с непосредственным впрыском топлива по патенту Германии DЕ 19843570, МПК F 02 M 51/06, управление которым осуществляется пьезоэлектрическим или магнитострикционным приводом. Данное устройство также содержит гидравлический преобразователь, который увеличивает ход иглы клапана по сравнению с ходом самого привода. Клапан имеет два исполнения: с открыванием наружу ("сидящий клапан", фиг.1) и открыванием внутрь (фиг.2). Недостаток - сложность конструкции, как и в решении по патенту US 4022166. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату при использовании является техническое решение на "Способ впрыска топлива в дизель и топливные системы для его осуществления (Пат. 2042859, МПК6 F 02 M 51/06, Бюл. 24 от 27.08.95, форсунка по варианту фиг.13, прототип). Форсунка содержит корпус 48 с каналами подвода и отвода топлива 60,61,65,85, распылитель 58, соединенный с корпусом накидным резьбовым кольцом 57. В корпусе форсунки размещен магнитострикционный силовой привод 26 (исполнительное звено), включающий в себя соленоид возбуждения 25, ферромагнитный стержень 40, магнитопровод 47. Нижний (активный) конец стержня 40 кинематически связан с форсуночной иглой 42, а верхний (пассивный) через сухарь 82 опирается на вспомогательный плунжер 81, который, в свою очередь, выступает в камеру демпфирования 83. Особенностью данной форсунки является отсутствие гидравлического преобразователя хода, однако в ней достигается возможность при относительно малом ходе иглы открывать достаточно большое сечение впрыска за счет правильного подбора геометрических параметров клапана и седла. Это выгодно отличает настоящую форсунку от вышеописанных, однако при таком решении возникает необходимость в компенсации разности удлинений температурного происхождения корпуса форсунки и исполнительного звена, т.к. эта разность может оказать существенное отрицательное влияние на работу форсунки при формировании доз впрыскиваемого топлива. Для компенсации разности удлинений температурного происхождения в форсунке предусмотрено гидравлическое компенсирующее устройство, или, в другом варианте, механическое, представляющее собой самоюстирующийся клиновой разжимной подшипник. И в том, и в другом случае это ведет к значительному усложнению и удорожанию конструкции. Кроме того, к недостаткам можно отнести и высокую трудоемкость изготовления, связанную с наличием магнитопровода, соленоида, плунжерных пар и глубоких отверстий малого диаметра. В основу изобретения положена задача упрощения конструкции, снижения трудоемкости изготовления, повышения надежности, улучшения характеристик впрыска и расширения возможностей применения в различных системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в том числе для дизелей. Технический результат достигается тем, что в форсунке с электрическим управлением, содержащей корпус с элементами подвода топлива, исполнительное звено, выполненное в виде пьезокерамического стержня, состоящего из отдельных дисков, клапан, кинематически связанный с исполнительным звеном, - диски, составляющие стержень, заключены в обойму, жестко связанную с корпусом и выполненную из диэлектрического материала с низким температурным коэффициентом линейного расширения (ТКЛР), причем между дисками расположены контактные пластины, выполненные за одно целое с тоководами, соединяющими одноименные полюса всех дисков с источником управляющего напряжения; - исполнительное звено выполнено с фиксированным при нормальной температуре запасом хода до начала открытия клапана, величина которого составляет 0,2...0,3 максимального хода клапана. Такое решение позволяет исключить компенсатор температурных удлинений гидравлического или механического типа и тем самым значительно упростить конструкцию. Как известно, в форсунках прямого действия (без преобразователей увеличения хода), работающих на пьезоэлектрическом или магнитострикционном принципе, разность температурных удлинений исполнительного звена и корпуса может оказывать существенное влияние на работу форсунки в интервале рабочих температур. В заявляемой конструкции вопрос выравнивания температурных удлинений исполнительного звена и корпуса решается путем выполнения части корпуса (обоймы), содержащей исполнительное звено, из диэлектрика с низким ТКЛР, например из керамики. В этом случае разница в абсолютных удлинениях исполнительного звена и обоймы (центра и периферии) очень мала, поскольку ТКЛР пьезокерамики и керамики очень близки по своим значениям, а удлиняемые участки центра и периферии примерно равны. Значение ТКЛР для керамики и пьезокерамики лежит в пределах (2,5... 4)

Формула изобретения
1. Форсунка с электрическим управлением для двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус с элементами подвода топлива, исполнительное звено, выполненное в виде пьезокерамического стержня, состоящего из отдельных дисков, клапан, кинематически связанный с исполнительным звеном, отличающаяся тем, что диски, составляющие стержень, заключены в обойму, жестко связанную с корпусом и выполненную из диэлектрического материала с низким температурным коэффициентом линейного расширения, причем между дисками расположены контактные пластины, выполненные за одно целое с тоководами, соединяющими одноименные полюса всех дисков с источником управляющего напряжения. 2. Форсунка по п. 1, отличающаяся тем, что исполнительное звено выполнено с фиксированным при нормальной температуре запасом хода до начала открытия клапана, величина которого составляет 0,2-0,3 максимального хода клапана.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5