Фрикционная муфта
220695
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сок!э Советских
Социалистических
Республик
1 . .;:::..отека МЫ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 28.I I I.1967 (№ 1143598/25-27) Кл. 47с, 9 с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
МПК F 060
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.825.54(088.8) Опубликовано 28.VI.1968. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 23.IX.1968
Автор изобретения
М. А. Котов
Институт горного дела им. А. А. Скочинского
Заявитель
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Известны фрикционные муфты, состоящие из фрикционных дисков, связанных с ведущим и ведомым валами, и поджимающей диски пружины.
Особенность описываемой муфты состоит в том, что она снабжена маховиком, посаженным на ведомый вал посредством выполненной на нем многоходовой, несах!ото!рх!озящейся резьбы, и находящимся под воздействием п ружины, а вторая пружина установлена между маховиком и корпусом муфты, причем маховик при пуске двигателя, перемещаясь по резьбе за счет сил инерции и усилия пружин, достигает такого положения, при котором диски сжимаются с определенной силой, необходимой для обеспечения постоянного ускорения.
В муфте такого выполнения сила инерции маховика используется для управления пусковыми ускорениями, .передаваемыми на ведомый вал.
Для использования муфты как п редохранительной резьба на ведомом валу выполнена с направлением, противоположным вращению ведущего вала так, что при пуске маховик перемещается в сторону фрикционных дисков и жестко их соединяет, а при резком возрастании нагрузки в процессе работы маховик движется в противоположную сторону и разьединяет диски.
Кроме того, для регулировки начальной силы сжатия пружин в корпусе муфты установлены болты, взаимодействующие с предусмотренной для этой цели упорной шайбой, в которую упираются пружины.
На чертеже изображена муфта в разрезе.
На ведущем валу 1, связанном с двигателем, ?KecTKQ I7ocB?HeH фрикционный 3Hcii 2.
Диск 8 свободно сидит на ведомом валу 4.
Последний имеет участок с многоходовой несамотормозящейся резьбой, по которой перемещается маховик 5. На маховик че!рез упорные подшипники б и 7 действуют пружины
8 и 9, одна из которых расположена между фрикционным диском 8 и маховиком, а вторая — между NàêoâHI oì и корпусом муфты.
Пружины упираются в упорную шайбу 10.
Корпус состоит из двух втулок ll и 12. Сила сжатия пружин регулируется болтами 18.
Маховик 5 под действием пружин 8 и 9 займет положение, при котором сумма сил сжатия пружин, действующих на него, равна нулю.
При включении двигателя фрикционные ди25 ски сжаты за счет начальной силы сжатия пружин и передают вращение на ведомый вал
4 с ускорением большим, чем требуемое. На маховик 5 действует осевая сила, направленная вправо, перемещающая его по резьбе и
30 сжимающая пружину 9. Пружина 8 при этом
220695
Состави t елв И, т1ериышова
Техред P. М. Новикова Корректор Т. Ф. Старостина
Редактор Е. Кревенко
Заказ 2689)19 I Hðãæ 530 Подписное
ЦИИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, нр. Серова, д. 4
Типографии, пр. Сапунова, 2 ослабевает, и фрикционные диски сжимаются с силой, меньшей псрвоначальной. Следовательно, передаваемый ими крутящий момент будет уменьшаться до тех пор, пока система не придет в равновесие, которое было до пуска двигателя.
Муфта может использоваться как предохранительная. В этом случае при пуске маховик 5 перемещается в сторону фрикционных дисков и жестко их соединяет, но при резком возрастании нагрузки в процессе работы маховик движется в противоположную сторону и разъединяет диски.
Предмет изобретения
Фрикционная муфта, содержащая фрикционные диски, связанные с ведущим и ведомым валами, и действующую на диски пружину, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения пуска машины с постоянным ускорением, она снабжена маховиком, посаженным на ведомый вал посредством выполненной на нем многоходовой, несамотормозящейся резьбы и находящимся под воздействием пружины, а вторая пружина установлена между маховиком и корпусом муфты, причем маховик при пуске двигателя, перемещаясь по резьбе за счет сил инерции и усилия пружин, достигает такого положения, при котором диски сжимаются с определенной силой, необходимой для обеспечения постоянного уско ренияя.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью использования ее как предохранительной, резьба на ведомом валу выполнена с направлением, противоположным вращению ведущего вала так, что при пуске маховик перемещается в сторону фрикционных дисков и жестко их соединяет, а при резком возрастании нагрузки в процессе работы маховик движется в противополохкную сторону и разъединяет диски.
3. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью регулировки начальной силы сжатия пружин, в корпусе муфты установлены болты, взаимодействующие с предусмотренной для этой цели упорной шайбой, в которую упираются пружины.

