Заряд твердого топлива ракетного двигателя
Заряд твердого топлива для ракетного двигателя состоит из последовательно установленных шашек, в своде которых размещен металлический армирующий элемент. Армирующий элемент в каждой топливной шашке выполнен из высокопористого ячеистого материала объемной структуры с различающейся теплопроводностью (например, меди, никеля) и заполнен одной маркой топлива. Изобретение позволяет создать заряд твердого топлива с многоступенчатым регулированием тяги двигателя, с высокой эксплуатационной надежностью и штатной технологией изготовления зарядов. 2 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции зарядов как смесевых твердых топлив, так и баллиститных твердых топлив ракетных двигателей, и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении ракетных двигателей различного функционального назначения и, в частности, для двигателей активно-реактивных систем (АРС), противотанковых систем (ПТУРС) и зенитных управляемых ракет (ЗУР), где требуется глубокое многоступенчатое регулирование тяги в процессе работы двигателя.
Задачей изобретения является создание заряда твердого топлива с глубоким многоступенчатым регулированием тяги двигателя с высокой эксплуатационной надежностью и использованием штатной технологии изготовления зарядов. Задача решается за счет того, что в известном заряде твердого топлива, состоящем из последовательно установленных шашек, в своде которых размещен металлический армирующий элемент, армирующий элемент в каждой топливной шашке выполнен из высокопористого ячеистого материала (ВПЯМ) объемной структуры с различающейся теплопроводностью (например, меди, никеля), причем армирующий элемент заполнен одной маркой топлива. Известны способы регулирования скорости горения топлива армированием его теплопроводными нитями, стержнями и т.п. (см. патент США 3763787, кл. 102-100, 1971; патент Франции 1547698, 1969; патент Японии 5-10369, кл. 29СО, 1975). Данные конструкции способны изменять скорость горения топлива (следовательно, и тяговооруженность), однако не решают задачу по ступенчатому регулированию скорости горения топлива (тяги двигателя) из-за требуемой армации топлива по своду заряда. За прототип авторами принят заряд твердого топлива по патенту US 3022735 А, МПК F 02 K 9/04, 1962. Заряд-прототип представляет собой последовательно установленные топливные блоки (топливные шашки) из составного комбинированного топлива, склеенные между собой клеящим составом и армированные множеством крепящих элементов, представляющих собой множество тонких параллельных металлических проволок, распределенных равномерно и впрессованных в часть вышеуказанных блоков топлива, образующих каркас, служащий для управления геометрией прогрессивно изменяющейся поверхности горения. Проволоки могут быть сделаны из любого теплопроводного материала, такого как алюминий, магний, сталь, платина, медь, вольфрам и т.п. Недостатками заряда-прототипа являются: 1. Топливные блоки собраны из чередующихся секторов клиновидной формы с множественными крепящими металлическими проволоками, что в значительной степени усложняет процесс изготовления заряда. 2. При воздействии динамических нагрузок на заряд в процессе полета снаряда возможно смещение топливных блоков (секторов) относительно друг друга, что приведет к потере целостности заряда и к его демонтажу. 3. При воздействии температурных перепадов на заряд в процессе его эксплуатации возможны отслоения топлива по границам соединения его с металлическими проволочками, что также снижает его надежность. 4. Применение металлических проволочек, ориентированных в определенном направлении и образующих армирующий элемент, приводит к изменению геометрии поверхности горения, а следовательно, и скорости горения, но не обеспечивает глубокое многоступенчатое регулирование тяги двигателя. Задачей изобретения является создание конструкции заряда, в котором наряду с высокой его надежностью имеется возможность глубокого многоступенчатого регулирования тяги двигателя (скорости горения топлива) и упрощен процесс его изготовления, т.е. использование штатной технологии изготовления зарядов. Задача решается за счет того, что в известном заряде твердого топлива, состоящем из последовательно установленных шашек, в своде которых размещен металлический армирующий элемент, армирующий элемент в каждой топливной шашке выполнен из высокопористого ячеистого материала (ВПЯМ) объемной структуры с различающейся теплопроводностью (например, меди, никеля), причем армирующий элемент заполнен одной маркой топлива. На фиг. 1 показан заряд твердого топлива, армированный ВПЯМ со стороны канала на часть свода топлива. С целью достижения нейтрального закона изменения скорости горения топлива при различных режимах работы двигателя (стартовом и маршевом) канал заряда имеет щелевой участок на часть длины канала. С целью обеспечения требуемой глубины регулирования тяги (отношения тяги на стартовом режиме (Rcт) к тяге маршевого режима (Rм)) каркас ВПЯМ изготавливается из различных материалов (например, меди, никеля и др.), имеющих различную теплопроводность (












Формула изобретения
Заряд твердого топлива для ракетного двигателя, состоящий из последовательно установленных шашек, в своде которых размещен металлический армирующий элемент, отличающийся тем, что армирующий элемент в каждой топливной шашке выполнен из высокопористого ячеистого материала объемной структуры с различающейся теплопроводностью (например, меди, никеля), причем армирующий элемент заполнен одной маркой топлива.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2