Заряд твердого топлива ракетного двигателя
Заряд твердого ракетного топлива для ракетных двигателей выполнен в виде шашки с размещенным в ее своде армирующим элементом. Армирующий элемент выполнен из ячеистого пористого материала объемной структуры по форме заряда, заполненного топливом. Размер ячеек армирующего материала составляет 1-10 мм при толщине перемычек 0,2-2 мм и кажущейся плотности 0,01-0,80 г/см3. Изобретение позволяет обеспечить изотропные свойства заряда по всем направлениям, снизить напряжение в заряде, изменять баллистические свойства топлива в широком диапазоне скоростей горения. 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции зарядов, как смесевых твердых топлив (СТТ), так и баллиститных твердых топлив (БТТ) ракетных двигателей.
Заряды, скрепленные с силовой обечайкой корпуса, определяются размерами камеры двигателя и поэтому имеют ограничения по баллистическим характеристикам (полному импульсу тяги, скорости горения в зависимости от состава топлива) и механическим характеристикам (наличие концентраций отрывных напряжений на контактной поверхности "топливо-ЗГС" и деформации на канале заряда, обусловленные составом топлива, соотношением наружного и внутреннего диаметров заряда, например, для тепловой нагрузки, и тепловым перепадом между равновесной температурой заряда и температурой эксплуатации двигателя). Аналогичные ограничения существуют и для вкладных зарядов, вложенных в корпус двигателя. С целью повышения баллистических характеристик, обеспечения стабильности работы двигателя при возникновении акустических колебаний в камере двигателя при горении ряда топлив, а также обеспечения прочности заряда широко используется принцип армирования зарядов (свода топлива) какими-либо элементами. Известен, например, заряд твердого топлива (ТТ) по патенту США, кл. 102-100 3812785 (заявлен 30.07.70 г.). С целью демпфирования колебаний резонансного горения к стенке корпуса двигателя приклеивается сотовая конструкция, представляющая собой листовой материал с ячейками, выполненный в виде сот из ацетата целлюлозы, алюминиевой фольги или стеклоткани, пропитанной фенольной смолой. Известен также заряд ТТ по патенту США, кл. 102-100 3763787 (заявлен 11.02.71 г. ). Заряд твердого топлива выполнен в виде рулона, армированного металлической сеткой. Армирование выполнено с целью обеспечения локального упрочнения заряда, горящего по внутренней поверхности при высоких уровнях рабочего давления в камере двигателя. Известен заряд ТТ из книги Д.И. Абдугова, В.М. Бобылева "Теория и расчет двигателей твердого топлива", М., Машиностроение, 1987, стр. 86, рис.5.8, выполненный в виде шашки с размещенными в ее своде армирующими элементами в виде проволочек из металлов с большим коэффициентом теплопроводности. С целью достижения необходимой скорости горения в сочетании с высокой плотностью заряжания заряд армирован теплопроводящими элементами (проволочками), расположенными вдоль корпуса двигателя (по его оси) с определенной плотностью по поперечному сечению. По мере выгорания топлива в таком заряде концы проволочек оказываются над поверхностью горения в зоне высокотемпературных продуктов реакции. Скорость распространения тепла вдоль проволочек значительно превышает скорость горения топлива, часть тепла от проволочек переходит к прилегающему топливу, повышается его начальная температура и, как следствие, увеличивается местная скорость горения топлива. Все существующие конструкции зарядов, армированные различными элементами, имеют существенные недостатки, обусловленные армированием лишь части заряда, что, как правило, приводит к анизотропии свойств заряда по определенным направлениям. К основным недостаткам существующих подходов относятся: - усложнение технологических процессов при изготовлении зарядов твердого топлива за счет установки и размещения армирующих элементов в отдельных местах заряда; - наличие побочных эффектов, например, концентрации напряжений в топливе в местах расположения армирующих элементов; - известные варианты армирования зарядов представляют собой частные технические решения, направленные на выполнение определенных функций, но при этом, как правило, снижается механическая надежность заряда из-за возникновения локальных концентраторов напряжений. Представленные выше конструкции армированных зарядов являются аналогами предлагаемого изобретения. Из патентного поиска и литературного исследования конструкция прототипа не выявлена. Задачей изобретения является создание конструкции заряда, у которого: 1. Армирование обеспечивает изотропные свойства заряда по всем направлениям. 2. Армирующий каркас обеспечивает снижение напряжений в заряде путем перераспределения их по объему за счет закрепления каркасом малых объемов топлива. 3. Применение армирующего каркаса позволит изменять баллистические свойства топлива в широком диапазоне скоростей горения без изменения штатной рецептуры топлива. Задача решается за счет того, что в заряде ТТ ракетного двигателя, выполненном в виде шашки с размещенным в ее своде армирующим элементом, армирующий элемент выполнен из ячеистого пористого материала (ЯПМ) объемной структуры по форме заряда, заполненного топливом, причем размер ячеек составляет 1






Формула изобретения
Заряд твердого ракетного топлива для ракетных двигателей, выполненный в виде шашки с размещенным в ее своде армирующим элементом, отличающийся тем, что армирующий элемент выполнен из ячеистого пористого материала (ЯПМ) объемной структуры по форме заряда, заполненного топливом, причем размер ячеек армирующего материала составляет 1-10 мм при толщине перемычек 0,2-2 мм, и кажущейся плотности 0,01-0,80 г/см3.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3