Способ испытаний ракетных двигателей твердого топлива и стенд, реализующий его
Изобретение предназначено для использования в области ракетной техники, а конкретно в способе испытаний ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), включающем закрепление двигателя на стенде, его включение, измерение параметров двигателя и последующую оценку его работоспособности. Двигатель закрепляют консольно, после его включения к его корпусу в течение времени не менее времени полета в составе ракеты прикладывают поперечную нагрузку, равную аэродинамической нагрузке, действующей на корпус двигателя на траектории в составе ракеты, при этом измеряют прогиб корпуса двигателя, а оценку работоспособности двигателя производят с учетом прогиба его корпуса и полетного времени в составе ракеты. Для реализации способа в стенде для испытаний РДТТ, включающем элементы крепления испытуемого двигателя и систему измерений, на корпусе консольно закрепленного двигателя в районе соплового блока установлено нагрузочное устройство в виде мерного груза, который связан с двигателем и удерживается разгрузочным устройством принудительно разрушаемой после включения двигателя связью, а в систему измерения введено устройство измерения прогиба корпуса двигателя. Изобретение позволяет повысить достоверность результатов испытаний за счет приближения условий испытаний к натурным. 2 с. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники, а конкретно к способам и устройствам для испытаний ракетных двигателей. Известен способ прочностных испытаний ракетных двигателей [1] , при котором двигатель устанавливают в приспособление, закрывают выходное и все другие отверстия и после этого подают внутрь двигателя воду под давлением, превосходящим максимальное расчетное давление пороховых газов камеры сгорания. Под этим давлением двигатель выдерживают определенное время, чтобы успели завершиться все разрушительные процессы, начавшиеся от действия давления.
После сброса давления двигатель тщательно осматривают и делают заключение и его прочности. Этот способ реализуется приспособлением, включающим элементы крепления двигателя, заглушки выходного и других отверстий, устройство подачи воды в двигатель, например гидравлический пресс с магистралью, и устройство контроля давления в двигателе, например манометр. Достоинством данных способа испытаний и устройства, реализующего его, является то, что разрушение двигателя под действием давления воды не сопровождается эффектом взрыва, наблюдаемого при разрушении давлением газа, так как энергия расширения жидкости из-за ее несжимаемости несоизмеримо меньше энергии сжатого газа. Т. е. способ и устройство привлекает своей безопасностью. Однако эти способ и устройство обеспечивают проверку только корпуса двигателя и в условиях, существенно отличающихся от катушки, т.к. прочность корпуса определяется без газодинамического и температурного воздействия от срабатывания воспламенителя и сгорания заряда твердого топлива. Поэтому достоверность полученных результатов о прочности корпуса обязательно уточняется при последующих огневых стендовых испытаниях, результаты которых могут существенно различаться от результатов жидкостных испытаний. Известен испытательный стенд для огневых испытаний РДТТ [2], включающий силовую опору, элементы крепления испытуемого двигателя, выполненные в виде качающейся люльки, и систему измерения. Система измерения включает устройства для записи кривой давления в двигателе, например, с помощью датчика [3] и/или кривой силы тяги, например, с помощью месдозы [4]. В этом стенде реализован способ испытаний РДТТ, включающий закрепление двигателя на стенде с возможностью его ограниченного осевого перемещения, включение двигателя и его прожиг, измерение параметров двигателя и последующую оценку его работоспособности. Указанные стенд и способ позволяют проверить реальное функционирование РДТТ в целом с работой воспламенителя, заряда и обеспечением наряду с внутренним давлением газодинамического и температурного воздействия на стенки корпуса двигателя. Однако рассматриваемые стенд и способ, реализованный в нем, не обеспечивают имитации воздействия на двигатель поперечного изгибающего аэродинамического момента, действующего на него при выполнении управляемой ракетой маневра на траектории. Т.е. результаты испытаний не позволяют достоверно судить о работоспособности двигателя и спрогнозировать его поведение в натурных условиях. Известно, что на двигатель, являющийся несущей частью корпуса ракеты, при движении в атмосфере действуют аэродинамические силы и моменты. Особенно велики поперечные изгибающие моменты в конструкциях управляемых зенитных и противотанковых ракет большого удлинения при выполнении ими маневра. Действие изгибающего момента опасно как во время работы двигателя при сложном совместном нагружении внутренним давлением и газотермодинамическим воздействием на стенку двигателя, так и после окончания работ в процессе перераспределения температуры из внутренних слоев стенки камеры к силовым слоям. При этом прочность прогретых силовых слоев стенки уменьшается, и возможно переламывание корпуса двигателя под действием изгибающего момента. В двигателях из композиционных материалов в ходе теплопередачи из внутренних слоев стенки к наружным под действием температуры происходит размягчение связующего и, как следствие, потеря устойчивости к действию изгибающего момента. Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение достоверности результатов испытаний за счет приближения условий испытаний к натурным. Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе испытаний РДТТ, включающем закрепление двигателя на стенде, его включение, измерение параметров и последующую оценку его работоспособности, двигатель закрепляют консольно, после его включения к его корпусу в течение времени не менее времени полета в составе ракеты прикладывают поперечную нагрузку, равную аэродинамической нагрузке, действующей на корпус двигателя на траектории в составе ракеты, измеряют прогиб корпуса двигателя, а оценку его работоспособности производят с учетом прогиба его корпуса и полетного времени в составе ракеты. Для реализации способа в стенде для испытаний РДТТ, включающем элементы крепления испытуемого двигателя и систему измерения, двигатель закреплен консольно, на корпусе двигателя в районе соплового блока установлено нагрузочное устройство в виде мерного груза, который связан с двигателем и удерживается разгрузочным устройством принудительно разрушаемой после включения двигателя связью, а в систему измерения введено устройство измерения прогиба корпуса двигателя. При этом разгрузочное устройство может быть выполнено в виде убираемой опоры мерного груза, в виде противовеса, в виде подвеса, связанного с натяжным устройством, а принудительно разрушаемая связь может быть выполнена в виде пиро- или электромагнитного фиксатора убираемой опоры, в виде перегораемого элемента, расположенного в зоне струи испытуемого двигателя, в виде пиро- или электромагнитного замка, удерживающего противовес. Кроме того, мерный груз и противовес могут быть выполнены переменной массы, а в связь между мерным грузом и двигателем введен датчик силы. Поясним некоторые моменты о существенных признаках предлагаемого изобретения. Закрепление двигателя на стенде консольно обеспечивает возможность его нагружения изгибающим моментом при приложении к нему поперечной нагрузки, отнесенной относительно места закрепления. Нагружение двигателя после его включения приближает условия к натурным, т.к. нагружение двигателя изгибающим моментом в натурных условиях осуществляется на траектории, т.е. когда двигатель уже работает и находится под действием внутреннего давления. Нагружение до включения двигателя не имеет места в натурных условиях и может привести из-за меньшей поперечной жесткости ненадутого внутренним давлением корпуса к такому его изгибу, при котором возможно нагружение и растрескивание заряда твердого топлива и/или теплозащитного покрытия. В результате этого происходит разрушение двигателя из-за механического воздействия, отсутствующего в натурных условиях и, следовательно, суждение о его работоспособности будет недостоверно. Приложение к корпусу двигателя поперечной нагрузки в процессе и после окончания работы в течение времени полета двигателя в составе ракеты и измерение при этом прогиба корпуса двигателя позволяют спрогнозировать работоспособность двигателя на траектории в натурных условиях. Известно, что некоторые управляемые зенитные и противотанковые ракеты начинают выполнять маневр с самого начала траектории, например выполнение противотанковой ракетой так называемой "горки". Т.е. ракетный двигатель в составе ракеты при этом может испытывать нагружение поперечным изгибающим моментом сразу после его включения и в течение всего времени полета. Введение в стенд для испытаний устройства нагружения поперечной нагрузкой, выполненного в виде мерного груза, связанного с двигателем, обеспечивает возможность нагружения консольно закрепленного двигателя поперечным изгибающим моментом, равным M=G
Формула изобретения
1. Способ испытаний ракетных двигателей твердого топлива, включающий закрепление двигателя на стенде, его включение, измерение параметров двигателя и последующую оценку его работоспособности, отличающийся тем, что двигатель закрепляют консольно, после включения двигателя к его корпусу в течение времени не менее времени полета в составе ракеты прикладывают поперечную нагрузку, равную аэродинамической нагрузке, действующей на корпус двигателя в составе ракеты на траектории, при этом дополнительно измеряют прогиб корпуса двигателя, а оценку работоспособности двигателя производят с учетом прогиба его корпуса и полетного времени в составе ракеты. 2. Стенд для испытаний ракетных двигателей твердого топлива, включающий элементы крепления испытуемого двигателя и систему измерений, отличающийся тем, что в нем двигатель закреплен консольно, на его корпусе в районе соплового блока установлено нагрузочное устройство в виде мерного груза, который связан с двигателем и удерживается разгрузочным устройством принудительно разрушаемой после включения двигателя связью, а в систему измерения введено устройство измерения прогиба корпуса двигателя. 3. Стенд по п.2, отличающийся тем, что разгрузочное устройство выполнено в виде убираемой опоры мерного груза. 4. Стенд по п.2, отличающийся тем, что разгрузочное устройство выполнено в виде противовеса. 5. Стенд по п.2, отличающийся тем, что разгрузочное устройство выполнено в виде подвеса, связанного с натяжным устройством. 6. Стенд по пп.2 - 5, отличающийся тем, что принудительно разрушаемая связь выполнена в виде перегораемого элемента, расположенного в зоне струи испытуемого двигателя. 7. Стенд по п.4, отличающийся тем, что мерный груз и противовес выполнены переменной массы, а в связь между двигателем и мерным грузом введен датчик силы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4