Двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания Ванкеля содержит по крайней мере одну пару роторно-поршневых секций Ванкеля. Камеры сгорания вынесены за пределы полости объемного вытеснения на внешнюю поверхность статора. Для этого в каждой из двух секций статора выполнено по два дополнительных газовых перепускных окна. Двигатель дополнительно снабжен двумя содержащими прямоточные камеры сгорания взаимно перекрещивающимися газовыми каналами, соединяющими эти перепускные окна. Зона перекрещивания данных каналов представляет собой рекуперативный теплобменник. Изобретение позволяет повысить надежность и эффективность работы в роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания. 5 ил.
Известен двигатель внутреннего сгорания (газотурбинный двигатель) [1], содержащий секционированный статор, в котором соосно установлен вал с лопаточными роторами. Секции статора с внешней его стороны соединены перепускными газовыми каналами, которые содержат камеры сгорания. При вращении ротора поток атмосферного воздуха, через впускные окна попадающий в одну из секций статора, подвергается динамическому сжатию, в результате чего нагревается. В камере сгорания он смешивается с распыляемым из форсунки топливом. Благодаря высокой температуре нагретого от сжатия воздуха, распыляемое жидкое топливо испаряется, образуя с воздухом горючую смесь. Горючая смесь воспламеняется от искры электрической свечи. Кинетическая энергия потока горячего газа в стационарно увеличивающейся рабочей полости необъемного вытеснения статора расходуется на вращение роторов двигателя. Поток отработанных газов покидает рабочую полость двигателя через выпускные окна статора.
В газотурбинном двигателе используется способ прямоточного сжигания топлива: горючая смесь поступает в зону реакции полного окисления (фронт факела) со стороны, противоположной стороне, в которую движутся горячие отработанные газы - продукты этой реакции. То есть они не препятствуют поступлению новых порций горючей смеси в относительно неподвижный фронт факела. В результате использования прямоточного сжигания топлива достигается практически полный отбор теплоты от топлива, поступившего в камеру сгорания, с образованием минимально возможного количества токсичных окислов. В рабочей полости не достигается большого давления рабочего тела, что исключает повышенные динамические нагрузки на детали устройства. Однако некоторые динамические элементы двигателя находятся под постоянным температурным напряжением. Непрерывный характер сжигания топлива в камере сгорания приводит к тому, что двигатель с запозданием "реагирует" на требуемое изменение режима его работы (набора и сброса мощности). Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому техническому решению является роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания Ванкеля [2] , для хорошей динамической уравновешенности содержащий, по крайней мере, одну пару установленных соосно роторных секций Ванкеля с общим коленчатым валом. На валу оппозитно по отношению друг к другу в каждой из секций установлено по одному ротору-поршню, выполненному в виде трехгранной призмы. На каждой из трех граней призм выполнены углубления под камеры сгорания. С возможностью вращения роторы-поршни установлены на эксцентриках коленчатого вала, а принадлежащие каждому ротору-поршню соосные с шатунной осью шестерни находятся в зацеплении с неподвижными шестернями, жестко закрепленными на статоре соосно с коренной осью коленчатого вала. При вращении вала роторы-поршни совершают планетарное движение, изменяя пространственный объем газа, находящегося в рабочей полости между криволинейными гранями призмы ротора-поршня и внутренней криволинейной поверхностью статора, представляющей собой как бы два пересекающихся цилиндра. Газообразное рабочее тело, поступающее через впускное окно статора, автономно совершает в рабочей полости каждой секции полный цикл: впуск, сжатие, "рабочий ход" и выпуск. Отработанный газ выпускается во внешнюю среду через выпускное окно секции статора. В двигателе Ванкеля устранены недостатки газотурбинного двигателя. Динамические элементы (роторы-поршни) попеременно контактируют как с горячим, так и с холодным рабочим телом, что исключает их нахождение под постоянным температурным напряжением. Импульсный характер сжигания топлива (подвода теплоты) позволяет двигателю моментально "реагировать" на необходимое изменение режима его работы. Однако двигатель Ванкеля имеет недостатки. Необходимое перед сжиганием испарение жидкого распыленного топлива достигается путем повышения температуры локального объема рабочего тела в результате его механического сжатия в замкнутом объеме рабочей полости. Эффективность реализации этого метода определяется надежностью герметизации замкнутого объема рабочего тела в момент сжатия, которая зависит от надежности компрессионных уплотнений на силовом динамическом элементе двигателя - роторе-поршне. Одновременно эффективность передачи ротору-поршню количества механической работы от локального объема рабочего тела после подвода к нему количества теплоты также зависит от надежности этих уплотнений, которые в результате трения о внутреннюю поверхность корпуса статора и сама эта поверхность неминуемо изнашиваются. При этом надежность герметизации локальных объемов неминуемо снижается, уменьшая надежность работы двигателя в результате эксплуатации. Использование метода подвода теплоты за относительно короткий промежуток времени сразу ко всему механически сжатому локальному объему рабочего тела ведет к резкому (пиковому) повышению давления рабочего тела и соответственно к дискретному пиковому увеличению нагрузки на детали двигателя. Создается широкий диапазон колебания величины динамической нагрузки на детали конструкции двигателя, отрицательно влияющей на их механическую прочность, что снижает надежность устройства. Причем сжигание испаренного топлива в замкнутом газовом объеме ведет к тому, что с момента начала воспламенения, образовавшийся фронт факела (зона реакции полного окисления углеводородов топлива) перемещается вдоль относительно неподвижного объема газовой горючей смеси. В зону реакции полного окисления реагенты поступают из сферы, в направлении которой впереди фронта движутся горячие отработанные газы. Эти газы своей высокой температурой в зоне непрореагировавшей части горючей смеси инициируют реакцию неполного окисления углеводородов топлива с образованием неполных и токсичных окислов (полное окисление возможно только в фронте факела). При этом идущие впереди фронта отработанные газы выталкивают реагенты из фронта факела, что приводит к его преждевременному затуханию. Так как в локальном объеме окислитель потрачен для образования полных и неполных окислов, его уже не хватает для дожигания неполных окислов. Все это ведет к неполному отбору располагаемой теплоты топлива, поступившего на сжигание в локальный объем камеры сгорания, неполному его сжиганию, образованию в выхлопных газах большого количества токсичных окислов. Это уменьшает эффективность использования располагаемой энергии топлива, то есть снижает эффективность работы двигателя. Целью изобретения является повышение надежности и эффективности работы двигателя внутреннего сгорания. Указанная цель достигается тем, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий, по крайней мере, одну пару установленных соосно роторных секций Ванкеля, имеющих общий вал, на котором оппозитно по отношению друг к другу установлены роторы-поршни этих секций, при этом с одной стороны внутренней криволинейной поверхности статора в каждой секции выполнены газовые впускное и выпускное окна, которые на внешней поверхности корпуса статора выходят в жестко укрепленные на нем газовые каналы с трубчатыми стенками, причем находящийся в корпусе статора объем рабочей полости двигателя содержит постоянные по объему камеры сгорания, согласно поставленной цели, он дополнительно снабжен двумя взаимноперекрещивающимися газовыми перепускными каналами, которые в зоне перекрещивания содержат, по крайней мере, одну общую для них стенку, одна из сторон которой принадлежит внутренней поверхности одного канала, а другая сторона этой стенки принадлежит внутренней поверхности другого канала, и на внутренней криволинейной поверхности статора каждой роторной секции со стороны, расположенной по отношению к коренной оси вала напротив стороны с впускным и выпускным окнами, дополнительно выполнены по два газовых перепускных окна, причем на внешней поверхности корпуса статора попарно перепускные окна одной роторной секции соединены с противоположными перепускными окнами другой роторной секции при помощи перепускных каналов, при этом камеры сгорания размещены внутри каждого перепускного канала на участке между зоной их перекрещивания и перепускным окном, расположенным вдоль поверхности корпуса статора ближе к выпускному окну. Сущность предложенного технического решения поясняется чертежами на фиг. 1-5. Для удобства плоского изображения одна из секций (секция A) пространственно повернута на 180 градусов в плоскости коренной оси вала, роторы-поршни которого фактически вращаются в одну сторону, хотя на фиг. 1, 3, 4, 5 указанные направления их вращения взаимно противоположны. Условные обозначения на фиг. 1-5:





Формула изобретения
Двигатель внутреннего сгорания, содержащий, по крайней мере, одну пару установленных соосно роторных секций Ванкеля, имеющих общий вал, на котором оппозитно по отношению друг к другу установлены роторы-поршни этих секций, при этом с одной стороны внутренней криволинейной поверхности статора в каждой секции выполнены газовые впускное и выпускное окна, которые на внешней поверхности корпуса статора выходят в жестко укрепленные на нем газовые каналы с трубчатыми стенками, причем находящийся в корпусе статора объем рабочей полости двигателя содержит постоянные по объему камеры сгорания, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен двумя взаимно перекрещивающимися газовыми перепускными каналами, которые в зоне перекрещивания содержат, по крайней мере, одну общую для них стенку, одна из сторон которой принадлежит внутренней поверхности одного канала, а другая сторона этой стенки принадлежит внутренней поверхности другого канала, и на внутренней криволинейной поверхности статора каждой роторной секции со стороны, расположенной по отношению к коренной оси вала напротив стороны с впускным и выпускным окнами, дополнительно выполнены по два газовых перепускных окна, причем на внешней поверхности корпуса статора попарно перепускные окна одной роторной секции соединены с противоположными перепускными окнами другой роторной секции при помощи перепускных каналов, при этом камеры сгорания размещены внутри каждого перепускного канала на участке между зоной их перекрещивания и перепускным окном, расположенным вдоль поверхности корпуса статора ближе к выпускному окну.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5