Сплав для наплавки
Изобретение относится к сплавам на основе железа для наплавки путем электродуговой сварки на рабочие поверхности деталей машин, бурового оборудования и инструмента, работающих в условиях ударно-абразивного изнашивания и контактирующих с конструкционными сталями. Сплав содержит следующие компоненты, %: углерод 0,6-1,2, хром 4,5-5,0, молибден 3,4-5,0, ванадий 2,2-2,6, никель 1,5-2,0, титан 0,5-0,8, железо - остальное. Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости в условиях ударно-абразивного изнашивания. 2 табл., 2 ил.
Изобретение относится к сплавам железа, предназначенным для нанесения путем электродуговой сварки на рабочие поверхности деталей машин, бурового оборудования и инструмента, работающих в условиях ударно-абразивного изнашивания и контактирующих с конструкционными сталями.
Известен сплав типа Э-90Х4М4ВФ ГОСТ 10051-75, содержащий следующие легирующие элементы, %: Углерод - 0,6-1,2 Хром - 2,8-4,3 Молибден - 2,4-4,6 Вольфрам - 0,9-1,7 Ванадий - 0,6-1,3 Сплав предназначен для наплавки штампов холодного и горячего деформирования, а также быстроизнашивающихся деталей горнометаллургического и станочного оборудования. При использовании его для поверхностного упрочнения замков бурильных труб и тарелок клапанов буровых насосов этот сплав показал лучшие результаты с точки зрения разрушения (истирания) контртела (обсадной трубы, седла клапана) по сравнению с другими твердыми наплавочными сплавами (ПП АН-122, ПП АН-130, ЭН-60М, ОЗИ-5, ПП АН-106, ПП АН-130, ВСН-6, ВСН-8, ПП АН-170, ПП АН-125, Т-620, релит Т3, релит 3). Однако сплав характеризуется пониженной износостойкостью, особенно в условиях ударно-абразивного изнашивания. Задачей изобретения является создание сплава, который при сохранении всех положительных качеств прототипа обладал бы повышенной износостойкостью в условиях ударно-абразивного изнашивания. Для повышения износостойкости в условиях ударно-абразивного изнашивания в состав сплава введены титан в количестве 0,5-0,8% и никель в количестве 1,5-2,0% и выведен вольфрам. Остальные элементы взяты в следующем соотношении, %: Углерод - 0,6-1,2 Хром - 4,5-5,0 Молибден - 3,4-5,0Ванадий - 2,2-2,6
Введение никеля в количестве 1,5-2,0% позволяет получить до 20% аустенита, что при существующем количестве карбидной фазы резко повышает стойкость твердого сплава к ударным нагрузкам. Введение титана в количестве 0,5-0,8% позволяет повысить износостойкость сплава при абразивном изнашивании за счет образования стойких и твердых карбидов. Увеличение концентрации ванадия до 2,2-2,6% и хрома до 4,5-5,0% позволяет получить наиболее благоприятную карбидную фазу типа МеС. Минимально необходимое (критическое) содержание ванадия V* в процентах по массе, при котором исключается образование карбидных фаз, отличных от МеС, определяется по известной формуле
V*=(4,45-0,055Сrспл)

где Сrспл - среднее содержание хрома в сплаве, %;
Сrспл=4,75;
Сспл - среднее содержание углерода в сплаве, %;
Сспл=0,8. Тогда
V*=(4,45-0,055


Дефицит ванадия составляет всего


Таким образом, в структуре не должны находиться карбиды типа Ме7С3. Это, в свою очередь, снижает вероятность образования тройной эвтектики. Сетка тройной эвтектики является наиболее хрупкой составляющей в структуре сплава. Именно в участках тройной эвтектики происходит формирование критических трещин, приводящих к хрупкому разрушению сплава. Особенно характерно это явление при динамическом нагружении (ударно-абразивное изнашивание). Предлагаемый сплав по химическому составу имеет хорошо сбалансированное соотношение содержания ванадия, углерода и хрома, что предотвращает формирование тройной эвтектики и квазиэвтектики. Хром уменьшает критическое содержание ванадия в сплаве. Это связано с тем, что хром частично замещает в карбиде МеС и несколько увеличивает растворимость этого карбида в аустените, т.е. повышение содержания хрома до 4,75% способствует смещению коноды в сторону меньшего содержания ванадия. Разработанный сплав реализован в виде порошковой проволоки, расчет которой приведен ниже. С учетом коэффициентов перехода легирующих элементов основным был назначен состав порошковой проволоки ПП-90Х5М4Ф2Н2Т, приведенный в табл. 1. Расчет проводился по приведенной в работе [1] методике. 1. Определяются требуемое количество легирующих компонентов Рi (кроме графита) и количество дополнительно внесенного ими углерода Ci на 100 г проволоки

где аi - требуемое содержание элемента, %;
bi - содержание элемента в данном компоненте, %;
ci - содержание углерода в данном компоненте, %. Далее определяется количество графита РC, необходимое для получения заданного содержания углерода ас, по формуле

где bc - содержание углерода в графите, %. 2. Определяется сумма масс компонентов







Согласно (1) k=0,56-0,6 чаще всего k=0,59. Результаты расчета сведены в табл. 2
4. Определяется соотношение площадей оболочки Fоб и шихты Fш

где

Ку - коэффициент, учитывающий уплотнение шихты при ее завертывании в ленту (Ку=0,95-0,97);
Кв - коэффициент внедрения, зависящий от разности грануляций компонентов при одинаковой грануляции всех компонентов Kв=1, при разных грануляциях Кв= 0,80-0,95. 5. Выбираются диаметры проволоки dпp=3,0 мм и сворачивающей волоки dв= (1,5

ширина ленты
b=


толщина ленты

Для экспериментального подтверждения работоспособности разработанного сплава были проведены испытания при ударно-абразивном изнашивании на истирающую способность на специальном (фиг.1). Испытательный стенд состоит из привода вращения наплавленного исследуемым сплавом образца 1 из стали 40ХН, коромысла 2, на котором смонтированы узел нагружения 3 и обойма с контртелом 4, а также ванны с промывочной жидкостью 5, в которой вращается испытуемый образец. Для периодических соударений образца с контртелом предусмотрен механизм подъема коромысла с кулачком 6. В качестве промывочной жидкости использовалась вода, прошедшая очистку в фильтре. Скорость скольжения поверхности образца была принята равной 1,3 м/с. Удельная нагрузка была равной 6 МПа, что соответствовало давлению бурильного замка на обсадную трубу. Принятая конструкция машины трения позволяет максимально приблизить исследования истирающей способности и износостойкости наплавочных твердых сплавов к условиям работы замковых соединений в обсадной колонне. Образцы для испытания, изготовленные из стали 40ХН, наплавлялись наплавочным сплавом ОЗИ-3 и разработанным сплавом СП-1, затем шлифовались до диаметра 55 мм и шероховатостью рабочей поверхности 0,4. Контртело с размерами 22 х 7 мм вырезалось из обсадных труб группы прочности "Д" (Сталь 40). Величина износа, равная потере массы образцов и контртела, определялась путем взвешивания на аналитических весах. Износ контртела определялся непосредственно взвешиванием eго до и после эксперимента, а износ образца определялся путем вычитания из массы металлических опилок (равной суммарной потере масс образца с контртелом) потери массы контртела:




где

mk1 - исходная масса контртела, г;
mk2 - масса контртела после испытаний, г;


Ki=Kio+Kik, (9)
где


Ki, Кio и Кiк - интенсивности износа соответственно исследуемой пары, образца и контртела;
S - площадь контакта пар, измеряемая до и после экспериментов на микроскопе МИР-12;
t - время эксперимента. Обработка экспериментальных данных с целью определения их достоверности и надежности проводилась общепринятыми методами. В качестве контртела при исследовании износостойкости при ударно-абразивном износе использовался серый янцевский гранит. Результаты экспериментов приведены на фиг. 2 и в табл. 1. Из них следует, что сплав СП-1 показал приемлемую истирающую способность при трении о конструкционную сталь и высокую износостойкость при ударно-абразивном изнашивании. Литература
1. Кочева Г. Н., Разиков М.И. Методика расчета порошковой проволоки. - Сварочное производство. - 1968. - 8. - С. 34-37.
Формула изобретения
Углерод - 0,6-1,2
Хром - 4,5-5,0
Молибден - 3,4-5,0
Ванадий - 2,2-2,6
Никель - 1,5-2,0
Титан - 0,5-0,8
Железо - Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4