Универсальная голономная передача с бесступенчатым изменением крутящего момента (варианты)
Изобретение относится к голономным передачам с бесступенчатым изменением крутящего момента и может быть использовано в машиностроении, в транспортных средствах, станкостроении, в других объектах и системах, где используют автоматическое или принудительное плавное изменение частоты вращения выходного вала в зависимости от момента нагрузки на нем при постоянной или переменной частоте вращения входного вала. Передача содержит дифференциальный и планетарный механизмы, внешние устройства, включающие гидромотор 19, гидронасос 18 и муфту 20 свободного хода, и средство для соединения с внешними устройствами и передачи вращения на входной вал 1. Дифференциальный механизм состоит из солнечного колеса 6, водила 3 и эпицикла 5. Планетарный механизм состоит из солнечного колеса 9, водила 11, спаренных сателлитов с венцами 13 и 14 и зубчатого колеса 10. Эпицикл 5 и зубчатое колесо 10 соединены полым валом 8, свободно установленным на выходном валу 7 между механизмами. Средство выполнено в виде зубчатого колеса 15, закрепленного на водиле 11 и кинематически связанного с колесом, предназначенным для вращения внешнего устройства, и с колесом, предназначенным для приема вращения от внешнего устройства и зацепленным с дополнительным колесом, установленным на входном валу 1 или на водиле 3. Упрощена конструкция передачи за счет исключения дифференциального механизма на выходном валу; обеспечено получение частоты вращения выходного вала больше, чем частота вращения входного вала. 2 с. и 1 з. п.ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к универсальным голономным передачам с бесступенчатым изменением крутящего момента, и может быть использовано в транспортных средствах, станкостроении, в других объектах и системах, где используют автоматическое или принудительное плавное изменение частоты вращения выходного (ведомого) вала в зависимости от момента нагрузки на нем при постоянной или переменной частоте вращения входного (ведущего) вала.
Известна передача с фрикционным вариатором, раскрытая в кн. Пронин Б.А., Ревков Г. А. "Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи", М., "Машиностроение", 1980 г., с. 290, рис.178. Недостатками известного технического решения являются: большие давления на валы и опоры, связанные с использованием сил трения для передачи момента, нежесткость характеристики передачи, малая долговечность и низкий КПД, за счет скольжения в зонах контакта, ограничения по передаваемой мощности. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой конструкции является универсальная голономная передача с бесступенчатым изменением крутящего момента, включающая входной вал, дифференциальный механизм, содержащий водило, установленные на его осях сателлиты, которые связывают эпицикл и солнечное колесо, выходной вал, связанный с ним, планетарный механизм и средство, предназначенное для соединения с внешними устройствами и передачи вращения на входной вал, а выходной вал установлен с возможностью вращения относительно входного вала (см. патент РФ 2053895, кл. В 60 К 17/12, 1993 г.). Известная конструкция содержит второй дифференциальный механизм, который связан с первым планетарной передачей с определенным передаточным отношением. Недостатками известной конструкции являются: - необходимость постоянного зубчатого зацепления как на входном, так и на выходном валах, что значительно снижает КПД передачи; - возникновение дополнительных потерь передачи, за счет того, что в режиме прямой передачи все звенья передачи относительно своих осей и друг друга остановлены, т.е. организован как бы сплошной вал. Однако водила дифференциальных механизмов, жестко сидящие на одном валу, обкатываются по неподвижным солнечным колесам и вращаются с частотой, несколько меньшей, чем частота вращения двигателя и выходного вала (которые в режиме прямой передачи равны). Кроме того, вал средства, предназначенного для соединения с внешними устройствами и передачи вращения на входной вал, имеет максимальную частоту вращения, в несколько раз превышающую частоту вращения входного вала. Техническими задачами, решаемыми предлагаемой голономной передачей с бесступенчатым изменением крутящего момента, являются: - упрощение конструкции передачи, за счет исключения дифференциального механизма на выходном валу; - обеспечение получения частоты вращения выходного вала меньше, чем частота вращения входного вала для возможности использования высокооборотных двигателей, например, ГТД; - возможность бесступенчатого изменения передаточных чисел как автоматически, так и принудительно; - обеспечение минимальной частоты вращения средства, предназначенного для соединения с генератором, электродвигателем и муфтой свободного хода и передачи вращения на входной вал. Технический результат в предлагаемой конструкции достигают созданием голономной передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента, включающей приводной двигатель, связанный с ним входной вал, дифференциальный механизм, содержащий водило, установленные на его осях сателлиты, которые связывают эпицикл и солнечное колесо, выходной вал, связанный с ним, планетарный механизм с сателлитами, внешние устройства и средство, предназначенное для соединения с внешним устройством и передачи вращения на входной вал, а выходной вал установлен с возможностью вращения относительно входного вала, в которой, согласно изобретению, внешние устройства содержат гидромотор, гидронасос и муфту свободного хода, и передача снабжена полым валом, расположенным между дифференциальным и планетарным механизмами, и в нем свободно установлен выходной вал, расположенный соосно с входным валом, причем на входном валу закреплены дополнительное зубчатое колесо и водило дифференциального механизма, а солнечное колесо дифференциального механизма закреплено на выходном валу и его эпицикл соединен с одним концом полого вала, при этом планетарный механизм состоит из солнечного колеса, закрепленного на выходном валу, зубчатого колеса, жестко установленного на втором конце полого вала, водила, на осях которого свободно установлены спаренные сателлиты, жестко соединенные между собой, причем один венец спаренного сателлита связан с солнечным колесом, а венец другого - с зубчатым колесом полого вала, при этом средство связано с водилом планетарного механизма и дополнительным колесом входного вала. Предлагаемая конструкция позволяет получить максимальную частоту вращения выходного вала, примерно равную 1/3 от частоты вращения входного вала, при равных диаметрах начальных окружностей сателлитов и солнечного колеса дифференциального механизма. Другим вариантом выполнения предлагаемой конструкции является голономная передача с бесступенчатым изменением крутящего момента, включающая выходной вал, дифференциальный механизм, содержащий водило, установленные на его осях сателлиты, которые связывают эпицикл и солнечное колесо, приводной двигатель, связанный с ним входной вал, планетарный механизм с сателлитами, внешние устройства и средство, предназначенное для соединения с внешним устройством и передачи вращения на входной вал, а выходной вал установлен с возможностью вращения относительно входного вала, в которой, согласно изобретению, внешние устройства содержат гидромотор, гидронасос и муфту свободного хода, и передача снабжена полым валом с закрепленным на одном его конце эпициклом дифференциального механизма, расположенным между дифференциальным и планетарным механизмами, в котором свободно установлен выходной вал, соосный с входным валом, причем на выходном валу закреплено солнечное колесо дифференциального механизма, а его водило установлено свободно и соосно выходному валу и снабжено жестко установленным на нем дополнительным колесом, при этом планетарный механизм состоит из солнечного колеса, закрепленного на выходном валу, зубчатого колеса, закрепленного на втором конце полого вала, водила, закрепленного на входном валу, на осях которого свободно установлены спаренные сателлиты, жестко соединенные между собой, причем один венец спаренного сателлита связан с солнечным колесом, а другой - с зубчатым колесом полого вала, при этом средство связано с водилом планетарного механизма и дополнительным колесом водила дифференциального механизма. Предлагаемая конструкция позволяет получить максимальную частоту вращения выходного вала примерно 2/3 от частоты вращения входного вала при равных диаметрах начальных окружностей сателлитов и солнечного колеса дифференциального механизма. Изобретение характеризуется также тем, что средство, предназначенное для соединения с внешними устройствам и передачи энергии, выполнено в виде зубчатого колеса, установленного на водиле планетарного механизма и кинематически связанного с колесом, предназначенным для вращения внешнего устройства, и с колесом, предназначенным для приема вращения от внешнего устройства, входящим в зацепление с дополнительным колесом. Предлагаемая передача компактна, не имеет ограничений по передаваемой мощности и частоте вращения и может быть использована для высокооборотных двигателей. Широкий диапазон передаточных чисел, получаемых за счет передачи, позволяет организовать режим работы механизмов, например, в автотранспорте, в которых используется предлагаемая передача, по характеристике минимальных расходов топлива. Предлагаемая голономная передача с бесступенчатым изменением крутящего момента является прогрессивным вариатором, т. е. при использовании ее в транспортных средствах произведение: Mi

на фиг. 3 - график зависимостей nвых, nвх, nнасос, i передачи в зависимости от момента нагрузки на выходном валу для фиг.1;
на фиг. 4 - график зависимостей nвых, nвх, nнасос, i передачи в зависимости от момента нагрузки на выходном валу для фиг.2. Универсальная голономная передача с бесступенчатым изменением крутящего момента включает входной вал 1, закрепленные на нем дополнительное зубчатое колесо 2 и водило 3, установленные на его осях сателлиты 4, которые связывают эпицикл 5 и солнечное колесо 6 дифференциального механизма, выходной вал 7, полый вал 8, расположенный между дифференциальным и планетарным механизмами, и средство, предназначенное для соединения с внешними устройствами и передачи вращения входного вала. В полом валу 8 свободно установлен выходной вал 7, расположенный соосно и с возможностью вращения относительно входного вала 1. При этом солнечное колесо 6 дифференциального механизма закреплено на выходном валу 7. Планетарный механизм состоит из солнечного колеса 9, закрепленного на выходном валу 7, зубчатого колеса 10, жестко установленного на одном конце полого вала 8, водила 11, на осях 12 которого свободно установлены спаренные сателлиты с венцами 13, 14, жестко соединенные между собой, причем венец 14 связан с солнечным колесом 9, а другой 13 - с зубчатым колесом 10 полого вала. На другом конце полого вала 8 закреплен эпицикл 5 дифференциального механизма. Средство, предназначенное для соединения с внешними устройствам и передачи вращения выходного вала, выполнено в виде зубчатого колеса 15, установленного на водило 11 планетарного механизма и кинематически связанного с колесом 16, предназначенным для вращения внешнего устройства, и с колесом 17, предназначенным для приема вращения от внешнего устройства, входящим в зацепление с дополнительным колесом 2. Дополнительное колесо 2 может быть закреплено непосредственно на входном валу 1 (фиг.1) или на водило 3 дифференциального механизма (фиг.2). Во втором варианте выполнения универсальной голономной передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента водило 11 планетарного механизма закреплено на входном валу 1, а на выходном валу 7 - солнечное колесо 6 дифференциального механизма, а его водило 3 установлено соосно выходному валу 7 и снабжено жестко установленным на нем дополнительным колесом 2. Работу предлагаемой голономной передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента рассмотрим на примере использования ее в транспортном средстве (фиг.1). В транспортное средство входят, например, насос 18, с одной стороны связанный с колесом 16, а с другой - с гидромотором 19, муфтой свободного хода 20, связанной с колесом 17, и приводной двигатель 21, которые взаимодействуют с входным валом 1 и через дополнительное колесо 2 с голономной передачей с бесступенчатым изменением крутящего момента. Внешние устройства, а именно, гидромотор, гидронасос, муфта свободного хода и двигатель, используемые в предлагаемой блок-схеме, общеизвестны и на их новизну авторы не претендуют. В качестве приводного двигателя 21 могут быть использованы газотурбинный двигатель или любой высокооборотный двигатель, работающие на постоянной, оптимальной, с точки зрения расхода топлива, отдачи мощности и минимального выброса вредных выхлопных газов, частоте вращения. Постоянство частоты вращения двигателя для работоспособности системы не обязательно. Потребная мощность насоса 18 и гидромотора 19 должна составлять:
1. В области больших передаточных чисел от


Предлагаемая передача, предназначенная для использования с высокооборотными двигателями, например, газотурбинными, компактна, не имеет ограничений по передаваемой мощности и частоте вращения, является прогрессивной. Предлагаемая универсальная голономная передача с бесступенчатым изменением крутящего момента позволяет получать широкий диапазон передаточных чисел, который обеспечивает работу транспортных средств по характеристике "минимальных расходов топлива", а также исключить такой ненадежный и требующий периодической смены дисков узел, как сцепление. Ожидаемая масса предлагаемой передачи:
При передаваемой мощности 40 кВт примерно 30-35 кг. При передаваемой мощности 80 кВт примерно 55-60 кг (в электрическом варианте - до 100 кг), в то время как передача типа "Электрогир" на мощность 80 кВт имеет массу примерно 500 кг (кн. Хельдта П. "Автомобильные сцепления и коробки передач", Машгиз, 1947 г., с. 274). КПД (расчетный) предлагаемой передачи в зависимости от скоростного режима = 0,9-0,97. У передач типа "Электрогир" 0,8-0,92. Диапазон изменений передаточных отношений от бесконечности до 3. У варианта передачи от бесконечности до 3/2 при одинаковых начальных окружностях солнечного колеса и сателлитов дифференциального механизма (ДМ). Нижний предел передаточного отношения передачи может изменяться в зависимости от соотношений радиусов солнечного колеса и сателлитов ДМ. Предлагаемая передача позволяет использовать газотурбинные двигатели (ГТД), имеющие частоту вращения 8000-1200 об/мин и выше. Применение ГТД дает дополнительную экономию топлива, т.к. его КПД достигается 60%, в то время как у ДВС - 30-35%. Применение ГТД со ступенчатой коробкой передач проблематично в силу их высоких оборотов и инерционности. Кроме того, ГТД работают на керосине, что дешевле и менее пожароопасно. Следует также отметить, что при применении предлагаемой передачи для обратимых гидромашин можно организовать эффективное торможение двигателя, работающего на холостом ходу, с которым жестко соединен вал гидромотора. Муфта свободного хода в этом случае отсутствует, а гидромотор с помощью гидрораспределителя после разгона транспортного средства закольцован, т.е. работает также на холостом ходу. Канал от гидронасоса перекрыт гидрораспределителем. Если снять кольцевание гидромотора, а трубопровод гидромотора соединить с гидронасосом, то за счет энергии движения транспортного средства двигатель и гидромотор начнут раскручиваться. Последний начнет подавать рабочую жидкость в гидронасос, который начнет также раскручиваться, тормозя выходной вал 7 передачи, обеспечивая эффективное торможение двигателя. При этом будет экономиться ресурс основной тормозной системы, а также обеспечиваться ее дублирование, что повышает надежность транспортного средства. Кроме того, с помощью предлагаемой передачи возможно длительное торможение при спуске по серпантину в горной местности.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6