Способ передачи мощности в замкнутом дифференциальном механизме
Изобретение предназначено для использования в механических приводах с замкнутыми дифференциальными механизмами. Способ передачи мощности в замкнутом дифференциальном механизме двумя параллельными потоками при отрицательном передаточном отношении между потоками осуществляют подбором передаточных отношений. Одно из ведомых звеньев дифференциала выбирают ведущим, другое - ведомым в замыкающей обратной связи. Замыкаемая цепь принадлежит дифференциалу. При этом произведение передаточных отношений, одним из которых является передаточное отношение замыкающей обратной связи, а другим - передаточное отношение замыкаемой цепи при остановленном ведущем звене дифференциала, подбирают так, чтобы оно было положительно и не равно единице. Отношение передаточных отношений, одно из которых - передаточное отношение при остановленном ведомом звене замыкающей обратной связи оборотов ведущего звена дифференциала к оборотам ведущего звена замыкающей обратной связи, а другое - передаточное отношение при остановленном ведущем звене замыкающей обратной связи оборотов ведущего звена дифференциала к оборотам ведомого звена замыкающей обратной связи, выбирают отрицательным и равным передаточному отношению при остановленном ведущем звене дифференциала оборотов ведомого звена замыкающей обратной связи к оборотам ведущего звена замыкающей обратной связи. При этом оси центральных колес смещают друг относительно друга. Такой подбор передаточных отношений позволяет повысить коэффициент полезного действия замкнутого дифференциального механизма. 2 ил.
Изобретение относится к способам передачи мощности через механические приводы и, в частности, через замкнутые дифференциальные механизмы.
Известен способ передачи мощности в замкнутом дифференциальном механизме, заключающийся в том, что дифференциал, содержащий ведущее и ведомые звенья, центральные колеса и водило с сателлитами, замыкают обратной связью, состоящей из промежуточного вала и зубчатых колес, замкнутых на ведомые звенья дифференциала, а мощность, передаваемую двумя параллельными потоками, снимают с промежуточного вала, при этом отношение передаточных отношений параллельных потоков отрицательно. Недостатком данного способа передачи мощности является то, что в замкнутом дифференциальном механизме образуется замкнутая циркулирующая мощность, значительно снижающая коэффициент полезного действия. Замкнутая циркулирующая мощность дополнительно загружает зубчатые колеса и подшипники. С увеличением замкнутой циркулирующей мощности к передаваемой падает коэффициент полезного действия замкнутого дифференциального механизма, стр. 45 [1] . Целью изобретения является повышение коэффициента полезного действия замкнутого дифференциального механизма, у которого отношение передаточных отношений параллельных потоков отрицательно. Указанная цель достигается тем, что одно из ведомых звеньев дифференциала выбирают ведущим, другое - ведомым в замыкающей обратной связи, замыкаемая цепь принадлежит дифференциалу, между звеньями осуществляют подбор передаточных отношений из условия, что произведение передаточных отношений, одним из которых является передаточное отношение замыкающей обратной связи, а другим передаточное отношение замыкаемой цепи при остановленном ведущем звене дифференциала, положительно и не равно единице, а отношение между передаточным отношением, при остановленном ведомом звене замыкающей обратной связи, оборотов ведущего звена дифференциала к оборотам ведущего звена замыкающей обратной связи, и передаточным отношением, при остановленном ведущем звене замыкающей обратной связи, оборотов ведущего звена дифференциала к оборотам ведомого звена замыкающей обратной связи, отрицательно и равно передаточному отношению, при остановленном ведущем звене дифференциала, оборотов ведомого звена замыкающей обратной связи к оборотам ведущего звена замыкающей обратной связи, при этом оси центральных колес смещают друг относительно друга. Сущность изобретения поясняется фиг. 1, на которой представлена кинематическая схема замкнутого дифференциального механизма, на фиг. 2 представлен вариант смещения центральных колес относительно друг друга. Замкнутый дифференциальный механизм содержит дифференциал, состоящий из ведущего звена дифференциала, выполненного в виде водила 4 с сателлитами 3, у которого оси 15 роликов 13 и 14 вмонтированы неподвижно в водило 4, ведомого звена дифференциала, выполненного в виде центрального колеса 2 с зубьями 19 и с внутренней беговой дорожкой 18, ведомого звена дифференциала, выполненного в виде центрального колеса 1. Ролики 13 и 14 смещают ось центрального колеса 2 относительно оси центрального колеса 1 и удерживают за внутреннюю беговую дорожку от осевого смещения центральное колесо 2. Вращение от центрального колеса 1 к центральному колесу 2 передается через сателлит 3 и зубья 19. К внутренней торцевой поверхности центрального колеса 2 крепится присоединительное звено 20, которое передает вращение от центрального колеса 2, через кардан 15, валу 10 с зубчатым колесом 7 обратной связи. Звено 10 состоит из вала 10, кардана 16, зубчатого колеса 7 и ведомого звена дифференциала 2. Обратная связь состоит из зубчатых колес 5, 6, 7, 8, 12 и промежуточного вала 9. Звено 11 состоит из центрального колеса 1, постоянно связанного с зубчатым колесом 8. Паразитное колесо 12 введено между зубчатыми колесами 6 и 8 для получения отрицательного передаточного отношения между центральными колесами 2 и 1. Кроме того, замкнутый дифференциальный механизм состоит из замыкающей обратной связи и замыкаемой цепи. Замыкаемая цепь принадлежит дифференциалу и состоит из центральных колес 1 и 2, водила 4 с сателлитами 3. Замыкающая обратная связь состоит из центральных колес 1 и 2, обратной связи, состоящей из зубчатых колес 5, 6, 7, 8, 12, и промежуточного вала 9, кардана 16 с валом 10 и присоединительным звеном 20. Параллельными потоками замкнутого дифференциального механизма являются: поток, состоящий из водила 4 с сателлитами 3, центрального колеса 2, присоединительного звена 20, кардана 16, вала 10 с зубчатым колесом 7, промежуточного вала 9 с зубчатым колесом 5, и поток, состоящий из водила 4 с сателлитами 3, центрального колеса 1, зубчатого колеса 8, паразитного колеса 12, зубчатого колеса 6 с промежуточным валом 9. Передаточное отношение первого потока i149, второго потока i249. Ведущим звеном замыкающей обратной связи может служить одно из центральных колес 1 или 2 в зависимости от направления вращения центральных колес 1 и 2 и водила 4. Для дифференциала при ведущим звене в замыкающей обратной связи центральном колесе 2 и при

При частном случае, когда n1 = 0

Рассмотрим зависимость

Если i124= 1-i421 является корнем уравнения, то выполнится равенство

Равенство выполняется, условие

является условием получения относительного и переносного движения. Произведение передаточных отношений замыкающей обратной связи и замыкаемой цепи при остановленном ведущем звене дифференциала должно быть положительным и не равным единице. i21

где
i21 - передаточное отношение замыкающей обратной связи;
i412- - передаточное отношение замыкающей цепи при остановленном водиле 4. Для кинематической схемы, изображенной на фиг. 1, для дифференциала, у которого оси центральных колес не смещены относительно друг друга, при переносном движении сателлит 3 находится в равновесии. На ведущее звено дифференциала - водило 4 действует суммарное усилие от усилий в зацеплениях сателлита 3. При переносном движении направления вращения центральных колес 1 и 2 совпадают, при этом направления вращения центральных колес совпадают с усилиями в зацеплениях. Центральные колеса 1 и 2 являются ведомыми в переносном движении по отношению к водилу 4. Из равновесия звена 3 следует, что окружное усилие в передачах 2-3 и 3-1 одинаковы по величинам и направлениям и равны


Рассмотрение равновесия звена 11 дает окружное усилие в передачах 8-12, оно равно

Паразитное колесо 12 не меняет окружного усилия, и следовательно, в передачах 6-12 будет такое же окружное усилие

Поскольку на колеса 5 и 6 действуют окружные усилия разных направлений, то суммарный их момент относительно промежуточного вала 8 (выходной момент) будет равен разности моментов от каждого из них

С учетом направления вращения звеньев при ведущем звене в замыкающей обратной связи центральном колесе 2

но


где
Z1; Z2; Z3; Z5; Z6; Z7; Z8 - числа зубьев соответствующих колес,
M4 - момент на водиле 3. Для замкнутого дифференциального механизма, выполненного без смещения осей центральных колес относительно друг друга, на основании уравнения стр. 22 [1] с учетом направления вращения звеньев в кинематической схеме, представленной на фиг. 1 и при ведущем звене в замыкающей обратной связи центральном колесе 2. n4= i142






Где



где
i21 - передаточное отношение замыкающей обратной связи;
i412 - передаточное отношение замыкаемой цепи при остановленном водиле 4
и для предполагаемого способа передачи мощности, где коэффициент полезного действия остается величиной постоянной при
i21


Коэффициент полезного действия замкнутого дифференциального механизма, выполненного без смещения осей центральных колес 1 и 2 относительно друг друга, где мощность с ведущего звена дифференциала на промежуточный вал передается с использованием предлагаемого способа передачи мощности при
i21


где


При моменте на промежуточном валу 9, не равным нулю, центральные колеса 1 и 2 начнут вращаться. Так как сателлит катится по ведомым звеньям дифференциала без скольжения, то скорости точек M1 и M2 равны скоростям V1 и V2. Для определения положения мгновенного центра скоростей сателлита соединим концы скоростей точек M1 и M2. Точка пересечения этого отрезка с диаметром M1M2 является мгновенным центром скоростей сателлита в рассматриваемый момент, стр. 284 (2). Определим расстояние от мгновенного центра скоростей P до центра сателлита O. Полагая OP = х, имеем:

v2(R-x)=v1(R+x)
Откуда
x(V1 + V2) = R(V2 - V1)

Вычисляем угловую скорость сателлита:

Подставляя значение R + x, получим

Скорость центра сателлита определяем по формуле

Отсюда V2 = V1 + V0
G2 = G1 + G2; происходит сложение скоростей в переносном и относительном движении. При смещении оси центрального колеса 2 относительно оси центрального колеса 1, скорость v2 центрального колеса 2
v2= n42


где
n42 - - обороты центрального колеса 2 при неподвижном водиле 4;
R2 - радиус центрального колеса 2;
n4 - обороты водила 4;
x - величина смещения оси центрального колеса 2 относительно оси центрального колеса 1/
Так как V0 = n4

R4 - длина водила от оси вращения до оси сателлита,


Так как R4 - x/2 длина водила до смещения осей центрального колеса 2 и центрального колеса 1, а v42 - скорость центрального колеса 2 при неподвижном водиле 4, то число оборотов ведущего звена дифференциала - водила 4 от смещения осей центрального колеса 2 и центрального колеса 1 не зависит. Следовательно число оборотов промежуточного вала 9, при передаче мощности от ведущего звена дифференциала - водила 4, от смещения осей центрального колеса 2 и центрального колеса 1 не зависит. Момент на промежуточном валу 9 при смещении оси центрального колеса 2 относительно оси центрального колеса 1 увеличится

где
R1 - радиус центрального колеса 1;
R2 - радиус центрального колеса 2. С увеличением момента на промежуточном валу 9 коэффициент полезного действия замкнутого дифференциального механизма

1. Планетарные передачи. Справочник В.Н. Кудрявцев и др., Машиностроение, 1977 г. 2. Курс теоретической механики. А.А. Яблонский, В.Р. Никифорова, М.: Высшая школа, 1969 г.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2