Устройство для измерения объемной скорости воздушного потока при дыхании
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для диагностики вентиляционной функции дыхания. Имеются цилиндрический воздуховод и расположенные в нем чувствительные трубы, а также сенсор воздушного потока, подсоединенный с помощью соединительных трубок к нижним торцам чувствительных труб. Дополнительно введены аэродинамические элементы, формирующие и направляющие воздушный поток в воздуховоде. Ближний аэродинамический элемент установлен перед ближней чувствительной трубой, а дальний - за дальней трубой. Чувствительные трубы в верхней части снабжены прорезью для отбора давления в воздушном потоке и выполнены идентично аэродинамическим элементам. Расстояние между ближним аэродинамическим элементом и ближней чувствительной трубой равно расстоянию между дальним аэродинамическим элементом и дальней чувствительной трубой. Принятое исполнение обеспечивает предохранение чувствительных труб от засорения продуктами выдыхаемого воздуха, благодаря чему повышается чувствительность устройства, достигаются стабильность его статической характеристики и идентичность параметров выходного сигнала сенсора воздушного потока в фазах вдоха и выдоха. 1 ил.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для диагностики вентиляционной функции дыхания методом спирометрии.
Известно устройство для определения параметров дыхания по патенту RU 2005411 от 18.03.92, А 61 В 5/08, содержащее измерительную головку, выполненную в виде сопрягаемых промежуточного цилиндрического канала и двух патрубков с площадью проходного сечения, увеличивающейся в стороны входа и выхода, и два чувствительных элемента, установленные в одной плоскости в полости канала, смещенные друг относительно друга в радиальном и осевом направлениях и подсоединенные к электронному блоку обработки сигналов, при этом полость каждого из патрубков спрофилирована в виде сопла Витошинского, а соотношение максимального диаметра проходного сечения патрубков и диаметра цилиндрического канала равно 3:1, каждый из чувствительных элементов подсоединен к блоку обработки сигналов посредством двух дифференциальных мембранных датчиков давления, подмембранные камеры которых пневматически сообщены соответственно между собой и полостью канала посредством дополнительного радиального отверстия, выполненного в его боковой стенке, ось которого перпендикулярна к плоскости расположения чувствительных элементов и равноудалена от них, причем каждый чувствительный элемент выполнен в виде трубки, свободный конец которой изогнут соосно с каналом и направлен в сторону соответствующего патрубка, а радиальное смещение каждого свободного конца относительно продольной оси канала равно половине диаметра трубки, при этом величины внутреннего диаметра трубки и диаметра отверстия находятся в интервале 1,5-1,6 мм, а соотношение внутреннего диаметра трубки и диаметра отверстия в надмембранной камере датчика для подсоединения трубки равно 1-1,5. Недостатками известного устройства являются сложность конструкции и возможность засорения отверстия ближнего к потоку чувствительного элемента (трубки) продуктами выдыхаемого пациента воздуха (микрофлорой, слюной, мокротой, конденсатом водяных паров), что влечет за собой изменение номинальной статической характеристики устройства в процессе обследования пациента и нарушение идентичности измерений в фазах вдоха и выдоха. Более простой и удобной для практического использования конструкцией обладает устройство для измерения скорости потока по патенту US 5443075 от 22.08.1995, А 61 В 5/087, выбранное в качестве прототипа заявленного устройства. Это устройство содержит прямой цилиндрический воздуховод, ближнюю к источнику воздушного потока чувствительную трубу, имеющую полуцилиндрическое сопло, расположенное в воздуховоде и обращенное навстречу воздушному потоку в нем, дальнюю от источника воздушного потока чувствительную трубу, имеющую полуцилиндрическое сопло, расположенное в воздухопроводе и обращенное в направлении воздушного потока, а также сенсор воздушного потока, подсоединенный симметрично с помощью двух соединительных трубок, соответственно, к ближней и дальней от источника воздушного потока чувствительным трубам. Устройство-прототип имеет более простую и удобную в обращении конструкцию, однако ему, как и вышеупомянутому аналогу, присущи недостатки, связанные с возможностью засорения сопла ближней к источнику воздушного потока чувствительной трубы (см. выше). Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков устройства-прототипа, а именно предохранение чувствительных труб от засорения продуктами выдыхаемого пациентом воздуха, благодаря чему одновременно повышается чувствительность устройства, обеспечиваются стабильность его статической характеристики и идентичность параметров выходного сигнала сенсора воздушного потока в фазах вдоха и выдоха. Поставленная задача решается тем, что в устройство для измерения объемной скорости воздушного потока при дыхании, содержащее прямой цилиндрический воздуховод и последовательно расположенные в нем ближнюю к источнику воздушного потока чувствительную трубу (ближнюю чувствительную трубу) и дальнюю от источника воздушного потока чувствительную трубу (дальнюю чувствительную трубу), а также сенсор воздушного потока, подсоединенный с помощью идентичных первой и второй соединительных трубок к нижним торцам соответственно ближней и дальней чувствительных труб, дополнительно введены ближний и дальний аэродинамические элементы, формирующие и направляющие воздушный поток в прямом цилиндрическом воздуховоде, которые идентичны друг другу по форме и размерам, причем ближний аэродинамический элемент установлен перед ближней чувствительной трубой, дальний аэродинамический элемент - за дальней чувствительной трубой, каждая чувствительная труба в своей верхней части снабжена прорезью для отбора давления в воздушном потоке и выполнена в виде конструкции, идентичной по форме и внешним размерам конструкции аэродинамических элементов, а расстояние между ближним аэродинамическим элементом и ближней чувствительной трубой равно расстоянию между дальним аэродинамическим элементом и дальней аэродинамической трубой. Устройство для измерения объемной скорости воздушного потока при дыхании изображено на чертеже, где 1 - прямой цилиндрический воздуховод; 2 - ближний аэродинамический элемент; 3 - ближняя чувствительная труба; 4 - первая соединительная трубка; 5 - сенсор воздушного потока; 6 - дальняя чувствительная труба; 7 - вторая соединительная трубка; 8 - дальний аэродинамический элемент. Устройство работает следующим образом. При выдохе пациента воздушный поток в своем движении по воздуховоду 1 обтекает ближний аэродинамический элемент 2, испытывая его сопротивление. При этом поток оттесняется к стенкам воздуховода 1, и его линейная скорость увеличивается. Проходя над ближней чувствительной трубой 3, поток через прорезь в ее верхней части эжектирует часть объема воздуха, находящегося в ближней чувствительной трубе 3 и первой соединительной трубке 4, соединяющей нижний торец ближней чувствительной трубы 3 с первым входом сенсора воздушного потока 5. В поперечном сечении I-I воздушного потока, проходящем через продольную ось ближней чувствительной трубы 3, возникает давление, равное разности статического давления РCT и давления эжекции: P(I-I) = PCT-












Формула изобретения
Устройство для измерения объемной скорости воздушного потока при дыхании, содержащее прямой цилиндрический воздуховод и последовательно расположенные в нем ближнюю чувствительную трубу и дальнюю чувствительную трубу, а также сенсор воздушного потока, подсоединенный с помощью идентичных первой и второй соединительных трубок к нижним торцам соответственно ближней и дальней чувствительных труб, отличающееся тем, что в него дополнительно введены ближний и дальний аэродинамические элементы, формирующие и направляющие воздушный поток в прямом цилиндрическом воздуховоде, которые идентичны друг другу по форме и размерам, ближний аэродинамический элемент установлен перед ближней чувствительной трубой, а дальний аэродинамический элемент - за дальней чувствительной трубой, каждая из чувствительных труб в своей верхней части снабжена прорезью для отбора давления в воздушном потоке и выполнена в виде конструкции, идентичной по форме и внешним размерам конструкции аэродинамических элементов, а расстояние между ближним аэродинамическим элементом и ближней чувствительной трубой равно расстоянию между дальним аэродинамическим элементом и дальней чувствительной трубой.РИСУНКИ
Рисунок 1