Опора газотурбинного двигателя
Опора предназначена для газотурбинных двигателей (ГТД), в том числе наземного применения, и позволяет повысить надежность работы опоры ГТД путем исключения попадания частиц масла в газотурбинный тракт двигателя. Опора выполнена с подшипником, закрепленным на корпусе двигателя, и с масляной полостью вокруг подшипника. В лабиринтном уплотнении, отделяющем масляную полость опоры от воздушной полости двигателя, выполнена промежуточная воздушно-масляная полость, соединенная на входе через щель с масляной полостью и через лабиринтное уплотнение с воздушной полостью, а на выходе через канал в нижней части статорного фланца лабиринтного уплотнения - с масляной полостью, при этом промежуточная воздушно-масляная полость образована Л-образным выступом статорного фланца, конический козырек выступа выполнен под острым углом к оси опоры и образует с первым от подшипника гребешком лабиринта радиальное перекрытие величиной =0-10 мм, причем первый гребешок является зеркальным по отношению к остальным гребешкам лабиринта. Такое выполнение опоры позволит повысить надежность работы опоры ГТД путем исключения попадания частиц масла в газовоздушный тракт двигателя. 2 ил.
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в том числе и наземного применения.
Известна опора ГТД, в которой для уплотнения масляной полости используются металлические кольца, установленные на роторе и работающие по ответному статорному фланцу [1]. Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность, так как металлические кольца могут надежно работать только при низких окружных скоростях. Наиболее близкой к заявляемой является опора ГТД, в которой для уплотнения масляной полости используются контактные уплотнения в виде графитовых колец [2] Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность и ресурс, так как контактные графитовые кольца в процессе работы изнашиваются, а после их износа масло начинает поступать в газовоздушный тракт двигателя. Газотурбинные двигатели наземного применения, выполненные из авиационных двигателей путем их конверсии, должны иметь повышенный ресурс, и поэтому опоры таких двигателей выполняются с лабиринтными уплотнениями масляных полостей, причем для исключения вытекания масла лабиринтные уплотнения наддуваются охлаждающим воздухом из-за промежуточной ступени компрессора с большим давлением, чем давление воздуха в масляной полости. Однако на переходных режимах работы двигателя, например при запуске двигателя или при сбросе газа, давление охлаждающего воздуха из-за промежуточной ступени компрессора резко падает, а масло через жиклеры для смазки подшипника подается в полном объеме, так как ротор двигателя вращается. При этом возможно попадание масла в воздушные полости двигателя, а также в его газовоздушный тракт. Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности работы опоры ГТД путем исключения попадания частиц масла в газовоздушный тракт двигателя. Сущность технического решения заключается в том, что в опоре газотурбинного двигателя с подшипником, закрепленным на корпусе двигателя, и с масляной полостью вокруг подшипника, согласно изобретению в лабиринтном уплотнении, отделяющем масляную полость опоры от воздушной полости двигателя, выполнена промежуточная воздушно-масляная полость, соединенная на входе через щель с масляной полостью и через лабиринтное уплотнение с воздушной полостью, а на выходе через канал в нижней части статорного фланца лабиринтного уплотнения - с масляной полостью, при этом промежуточная воздушно-масляная полость образована Л-образным выступом статорного фланца, конический козырек выступа выполнен под острым углом к оси опоры и образует с первым от подшипника гребешком лабиринта радиальное перекрытие величиной





Формула изобретения
Опора газотурбинного двигателя с подшипником, закрепленным на корпусе двигателя, и с масляной полостью вокруг подшипника, отличающаяся тем, что в лабиринтном уплотнении, отделяющем масляную полость опоры от воздушной полости двигателя, выполнена промежуточная воздушно-масляная полость, соединенная на входе через щель с масляной полостью и через лабиринтное уплотнение с воздушной полостью, а на выходе через канал в нижней части статорного фланца лабиринтного уплотнения - с масляной полостью, при этом промежуточная воздушно-масляная полость образована Л-образным выступом статорного фланца, конический козырек выступа выполнен под острым углом к оси опоры и образует с первым от подшипника гребешком лабиринта радиальное перекрытие величиной
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2