Одновальная газотурбинная установка
Одновальная газотурбинная установка с трехопорным ротором на подшипниках качения имеет вал, выполненный цельным или состоящим из взаимно неподвижных частей. По меньшей мере две опоры ротора выполнены упругодемпферными. Отношение расстояния между подшипниками опоры к диаметру вала ротора составляет 0,2-8. Изобретение позволяет повысить надежность конструкции за счет компенсации знакопеременных изгибающих нагрузок при сборке и работе двигателя. 5 ил.
Известен газотурбинный двигатель, трехопорный ротор которого для компенсации несоосности опор выполнен с соединительной переходной шлицевой муфтой со сферическим соединением валов [1] .
Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за большого количества промежуточных элементов между валами, а также из-за износа шлиц в шлицевой муфте. Наиболее близкой по технической сущности является одновальная газотурбинная установка, включающая газотурбинный двигатель с трехопорным ротором, в котором для компенсации несоосности опор для передачи крутящего момента между валами компрессора и турбины используется тонкостенная трубчатая рессора, а для передачи осевого усилия от ротора компрессора к ротору турбины - стяжной болт [2] . Недостатком такой конструкции является наличие тонкостенной трубчатой рессоры, т. к. крутящий момент, передаваемый по валам газотурбинной установки, особенно при снятии полезной мощности со стороны входа в компрессор, существенно превышает крутящий момент на валах авиационного двигателя, что вызывает знакопеременные изгибающие нагрузки и снижает надежность конструкции установки. Особенно неприемлема такая конструкция для стационарных газотурбинных установок с большим ресурсом. Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности конструкции за счет компенсации знакопеременных изгибающих нагрузок при сборке и работе двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что в одновальной газотурбинной установке с трехопорным ротором на подшипниках качения, согласно изобретению вал ротора выполнен цельным или состоящим из взаимно неподвижных частей, по меньшей мере две опоры ротора выполнены упругодемпферными, причем отношение расстояния между подшипниками опоры к диаметру вала ротора составляет 0,2-8. В отличие от авиационных двигателей в одновальных газотурбинных установках, особенно при отборе мощности со стороны компрессора, по валам турбины и компрессора передается мощность от турбины не только на привод компрессора, но и на привод электрогенератора, например. Поэтому валы двигателя должны быть выполнены высоконадежными, т. е. цельными или состоящим из взаимно неподвижных между собой частями и с минимальным количеством промежуточных элементов между ними. Выполнение по меньшей мере двух опор ротора упругодемпферными позволяет компенсировать перекос или несоосность опор и вызывающие знакопеременные изгибающие нагрузки при сборке и работе двигателя. Как правило, жесткой остается опора, размещенная вблизи ступеней турбокомпрессора с короткими лопатками (например, с последними лопатками компрессора), т. к. изменение радиального зазора по этим лопаткам может существенно ухудшить КПД двигателя. В случае необходимости для лучшего демпфирования колебаний ротора все три опоры могут выполняться упругодемпферными. При изменении радиальных зазоров между упругими элементами упругодемпферных опор компенсируется деформация корпуса двигателя вместе с опорами при работе в случае неравномерности нагрева, например, а также компенсируется неточность сборки опор. При этом двигатель не испытывает дополнительных знакопеременных изгибающих нагрузок. Подшипники качения не несут дополнительных нагрузок и перегрузок в том случае, если будет выполняться соотношение 1/d= 0,2. . . . 8, где l - расстояние между подшипниками опоры; d - диаметр вала ротора между подшипниками. При соотношении 1/d








Формула изобретения
Одновальная газотурбинная установка с трехопорным ротором на подшипниках качения, отличающаяся тем, что вал ротора выполнен цельным или состоящим из взаимно неподвижных частей, по меньшей мере две опоры ротора выполнены упругодемпферными, причем отношение расстояния между подшипниками опоры к диаметру вала ротора составляет 0,2-8.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для привода газоперекачивающего агрегата (ГПА)
Двухроторный газотурбинный двигатель // 2153590
Маслобак двигателя самолета // 2153589
Изобретение относится к авиадвигателестроению и касается устройства маслобака маслосистемы двигателя самолета, предназначенного для установки на боевые и спортивные самолеты, выполняющие во время полета фигуры высшего пилотажа
Опора газотурбинного двигателя // 2151896
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно - к опорам газотурбинных двигателей
Маслобак авиационного двигателя // 2144996
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслобаку системы смазки авиационного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты
Опора газотурбинного двигателя // 2144995
Узел подшипниковых опор // 2132961
Изобретение относится к газотурбинным двигателям и, в частности к узлам подшипниковых опор газотурбинных двигателей
Газотурбинный двигатель // 2188331
Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам наддува опор газотурбинных двигателей
Опора газотурбинного двигателя // 2189475
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в том числе и наземного применения
Маслобак двигателя двухмоторного самолета // 2194176
Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к устройству маслобака маслосистемы двигателя самолета
Опора двухроторного газотурбинного двигателя // 2194177
Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к конструкции опор двигателя
Газотурбинный двигатель // 2204042
Газотурбинный двигатель // 2211345
Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного или наземного применения, в том числе полученным путем конверсии авиационных двигателей в наземные
Масляная система газотурбинного двигателя // 2211346
Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам циркуляционной смазки с откачивающим насосом
Газотурбинный двигатель // 2213874
Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного и авиационного применения с межвальными радиальными подшипниками