Способ нанесения покрытий пиролитических карбидохромовых на поверхность чугунных деталей
Изобретение относится к способам нанесения карбидохромовых покрытий термическим разложением бис-ареновых соединений хрома и найдет применение в различных областях, как например нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, в которых используется оборудование с защитными коррозионно- и износостойкими поверхностями металлических деталей, в том числе из чугуна. Техническим результатом изобретения является получение адгезионно прочного, со значениями адгезии до 320 МПа и твердости до 25 ГПа, коррозионно- и износостойкого покрытия на чугунных деталях устройств, работающих в особо агрессивных средах. Способ нанесения пиролитического карбидохромового покрытия включает помещение бис-ареновых соединений хрома. Обрабатываемую поверхность предварительно перед нанесением покрытия отжигают в вакууме в течение 8 часов при температуре 550oС при статочном давлении 10-15 Па. После отжига осуществляют травление в 36% HCl в течение 1 ч с последующим удалением шлама моющим средством на основе оксида магния. 7 табл.
Изобретение относится к способам нанесения карбидохромовых покрытий термическим разложением бис-ареновых соединения хрома и найдет применение в различных областях, например нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, в которых используют оборудование с защитными коррозионно- и износостойкими поверхностями металлических деталей.
Известен способ нанесения защитных покрытий на чугунных поверхностях, в котором защитные покрытия наносились методом гальваномеханического хромирования, см. В.А. Черемпий, Прочность сцепления покрытий с чугуном при гальваномеханическом хромировании. В сб. Физико-механические свойства гальванических и химических покрытий металлами и сплавами, М., 1986. Сущность способа состоит в интенсификации процесса хромирования путем механической активизации поверхности и увеличения рабочих плотностей тока; создаваемая в этом случае прочность сцепления покрытия с поверхностью детали равна 180-220 МПа. Недостатком известного способа является малая прочность сцепления покрытия с поверхностью деталей, на которые наносится покрытие, низкая производительность и большие энергетические затраты. Ближайшим техническим решением является способ нанесения пиролитических карбидохромовых покрытий, в котором осаждения пленок карбида хрома осуществляют разложением металлоорганического соединения - бис-ареновых соединений хрома, а термическое разложение ведут в три стадии, см. Авторское свидетельство СССР 1759958, МКИ С 23 С 16/32, 1992. Недостатком известного способа является ограниченный диапазон металлов, на которые можно наносить защитное покрытие, т.е. невозможность нанесения покрытий на различные детали, изготовленные из чугуна, работающие в агрессивных средах. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение адгезионной прочности и твердости коррозионно- и изностойкого покрытия поверхности чугунных деталей устройств, работающих в особо агрессивных средах. Технический результат достигается тем, что в способе нанесения пиролитического карбидохромового покрытия на поверхность чугунных деталей, включающем в себя помещение детали в реакционную камеру, нагрев поверхности детали до температуры распада бис-ареновых соединений хрома, предварительно осуществляют вакуумный отжиг подложки в течение 8 часов при температуре 550oС, давлении 0,1 Па, с последующим травлением в 36% НСl в течение 1 часа и удалением шлама моющим средством на основе оксида магния, далее помещением детали в реакционную камеру, созданием остаточного давления в пределах 10-15 Па, нагрева деталей до температуры 540

Формула изобретения
Способ нанесения покрытия пиролитического карбидохромового на чугунные детали устройств, работающих в агрессивных средах, включающий в себя помещение детали в реакционную камеру, нагрев поверхности детали до температуры распада бис-аренового соединения хрома, отличающийся тем, что предварительно осуществляют вакуумный отжиг поверхности деталей в течение не менее 8 ч при температуре 540
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4