Устройство для измерения скоростного напора на лопасти несущего винта вертолета
Устройство может быть использовано в информационно-измерительных системах летательных аппаратов при дозвуковых скоростях полета. Датчик перепада давления соединен с первой парой дренажных отверстий, расположенных на расстоянии (3-6)% хорды сечения лопасти от передней ее кромки на нижней и на верхней сторонах в том сечении лопасти несущего винта вертолета, в котором измеряется скоростной напор. Второй датчик перепада давления соединен со второй парой дренажных отверстий, расположенных на расстоянии (8-12)% хорды от передней кромки в том же ее сечении на нижней и верхней сторонах лопасти. Датчики через усилители подсоединены к входам сумматора, формирующего выходной сигнал, пропорциональный величине скоростного напора и не зависящий от угла атаки лопасти. Обеспечивается высокая точность измерения. 2 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в информационно-измерительных системах летательных аппаратов при дозвуковых скоростях полета, в частности в информационно-измерительных системах вертолетов.
Известен традиционный способ измерения скоростного напора (Браславский Д. А. Приборы и датчики летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1970, с. 392) - [1], при котором величина скоростного напора определяется как разность полного и статического давлений, замеряемых в набегающем на летательный аппарат воздушном потоке с помощью приемника воздушного давления (ПВД). Основным недостатком данного способа измерения является то, что наличие угла атаки (угла между осью ПВД и вектором набегающего потока) существено сказывается на точности измерения величины скоростного напора (Боднер В.А. Авиационные приборы. М., Машиностроение, 1969, с. 467) - [2]. Поэтому реализация данного способа для измерения скоростного напора в некотором сечении лопасти несущего винта (НВ) вертолета нежелательна, поскольку установленный в этом случае на лопасти ПВД работал бы при переменных и значительных углах атаки, создаваемых за счет циклического шага лопасти, ее маховых движений, а также за счет наличия переменного за оборот НВ сильного скоса потока, что в итоге привело бы к значительным погрешностям при определении истинного скоростного напора в заданном сечении лопасти. Из уровня техники известно устройство для измерения скоростного напора воздушного потока, набегающего на аэродинамический профиль в виде крыла, содержащее датчик разности давлений, соединенный с отверстиями на нижней и верхней сторонах крыла в одном и том же его сечении, усилители и сумматор (US, патент 5257536, 02.11.1993, 6 с.) - [3]. Указанное устройство является наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков и принято в качестве прототипа. Недостатком выбранного прототипа является недостаточная точность измерения скоростного напора при работе устройства в поле переменных скосов потока, так как измеряемый им скоростной напор зависит от величины угла атаки аэродинамического профиля. Изобретение решает задачу повышения точности измерения скоростного напора. Поставленная задача достигается тем, что устройство для измерения скоростного напора на лопасти несущего винта вертолета, содержащее датчик перепада давления, соединенный с расположенными на нижней и верхней сторонах лопасти парой дренажных отверстий в том ее сечении, в котором измеряется скоростной напор, усилители и сумматор, содержит второй датчик перепада давления, соединенный со второй парой расположенных на нижней и верхней сторонах лопасти дренажных отверстий в том же ее сечении, при этом первая пара дренажных отверстий расположена на расстоянии 3-6%, а вторая пара дренажных отверстий расположена на расстоянии 8-12% хорды профиля сечения лопасти от ее передней кромки в зависимости от вида профиля, выходы датчиков перепада давления через соответствующие усилители подсоединены к входам сумматора, формирующего выходной сигнал, пропорциональный величине скоростного напора и не зависящий от угла атаки лопасти. Приведем обоснование алгоритма, реализуемого предлагаемым устройством и позволяющего повысить точность функционирования измерительной системы. Для скоростей обтекания аэродинамического профиля, при которых можно не учитывать эффект сжимаемости между коэффициентом нормальной силы профиля СN и коэффициентом











где


Исследования, выполненные для используемого в вeртолeтостроении профиля NACA-23012, показали, что оба критерия будут выполнены, если перепад давления


a1=3,4517, b1=-0,2378
a2=2,4363, b2=0,1259 (7)
а коэффициенты вычислительного алгоритма (4) равны
K1=2,4028, K2=3,4043 (8)
Для пояснения сущности предлагаемого устройства для измерения скоростного напора на лопасти несущего винта вертолета на фиг.2 представлена его блок-схема, где:
1, 2 - датчики перепада давления, замеряющие разности полных давлений в точках профиля сечения лопасти первой и второй пар соответственно;
3, 4 - усилители с коэффициентами усиления K1 и К2 соответственно;
5 - сумматор, вырабатывающий сигнал, пропорциональный величине измеряемого скоростного напора. Датчик перепада давления 1 соединен с первой парой дренажных отверстий, расположенных на расстоянии (3-6)% хорды сечения лопасти от передней ее кромки соответственно на нижней и на верхней сторонах в том сечении лопасти несущего винта вертолета, в котором измеряется скоростной напор предлагаемым устройством, а датчик перепада давления 2 соединен со второй парой дренажных отверстий, расположенных на расстоянии (8-12)% хорды от передней кромки в том же ее сечении также на нижней и верхней сторонах лопасти соответственно. Указанные датчики перепада давлений 1 и 2, замеряющие перепады давлений в заданных точках, подсоединены соответственно к входам усилителей 3 и 4, имеющих коэффициенты усиления К1 и К2, выходы которых подсоединены к первому и второму входам сумматора 5. Устройство работает следующим образом. Сигналы с датчиков перепада давления 1 и 2 после соответствующего масштабирования с помощью усилителей 3 и 4 поступают в сумматор 5, на выходе которого формируется сигнал, пропорциональный величине скоростного напора и не зависящий от угла атаки лопасти. В качестве датчиков перепада давления могут быть использованы индукционные датчики типа ДМИ, а усилители и сумматор могут быть выполнены согласно известным схемам (Малиновский В.И. Справочник по цифровой вычислительной технике. 1974 г., 472 с.) - [6]. Применение заявляемого устройства в сравнении с прототипом обеспечивает высокую точность измерения величины скоростного напора, в том числе и при работе в поле переменных скосов потоков, так как из алгоритма функционирования заявляемого устройства исключено влияние угла атаки аэродинамического профиля.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2