Изобретение предназначено для оценки погрешностей измерения высотно-скоростных параметров. Техническим результатом является повышение точности определения аэродинамических погрешностей приемников воздушных давлений (ПВД). На высотах не более 500 м измеряют текущие значения восприятия статического давления, высоты, температуры воздуха, атмосферного давления при изменении геометрической высоты. Определяют истинное давление из уравнения статики атмосферы, атмосферных условий на уровне аэродрома и относительной высоты полета. Затем производят измерение параметров при выполнении квазистационарных режимов полета на различных высотах более 500 м и вариациях скорости полета и угла атаки. В послеполетной обработке погрешностей их аппроксимируют и определяют функции относительной аэродинамической погрешности ПВД в зависимости от числа М, угла атаки на высотах менее 500 м, более 500 м, на разных высотах с точностью до постоянной величины, а также при условии непрерывности и дифференцируемости во всем диапазоне числа М, угла атаки определяют приведенную функцию относительных погрешностей от различных высот полета к аэродинамической относительной погрешности для всего диапазона скоростей, числа М и угла атаки по формулам, приведенным в описании. 3 ил.
Изобретение относится к технической физике, измерительной технике и технике воздухоплавания, а именно к измерителям высотно-скоростных параметров (ВСП) полета, и может быть использовано в летных испытаниях летательной техники в части оценки погрешностей измерения ВСП.
Известен скоростной способ [1] определения аэродинамических погрешностей восприятия статического давления, заключающийся в измерении воздушной скорости на режимах горизонтального установившегося полета с выдерживанием высоты и скорости при движении со взаимно-противоположными курсовыми углами, определении истинного числа M, определении погрешности измерения числа М, оценке относительной погрешности измерения статического давления

P/P(M,

) в зависимости от числа M и угла атаки

. Однако для реализации данного способа необходимо дополнительно знать значения температуры воздуха на высоте полета. Вторым условием является принятие гипотезы отсутствия потерь полного давления.
Известен барометрический способ [2] определения аэродинамических погрешностей измерения ВСП (прототип), заключающийся в непосредственном сравнении измеряемого и истинного значений статического давления

P
а = P
изм - P
ист. При этом истинное атмосферное давление на высотах полета h
г-h
га < 500 м определяется из уравнения статики атмосферы на основании граничных атмосферных условий на уровне h
га аэродрома (значений статического давления P
а и температуры T
а и значений относительной геометрической высоты (h
г-h
га) полета. На высотах h
г-h
га > 500 м для определения истинного статического давления из уравнения статики атмосферы необходимо знать фактическое изменение температуры в зависимости от высоты. Для чего проводят зондирование атмосферы с помощью шара-зонда. В некоторых случаях для определения истинного давления используют также самолет-зондировщик или самолет-эталон. Вместе с тем, даже использование шара-зонда часто по техническим или экономическим возможностям является затруднительным. Использование же данных зондирования, проводимых метеослужбами на больших расстояниях от места проведения летных испытаний, может давать большие погрешности в значениях истинного статического давления. К существенным погрешностям могут приводить и изменения состояния атмосферы за время от момента зондирования до выполнения режимов полета в летных испытаниях, что снижает точность измерения ВСП.
Целью изобретения является повышение точности измерения высотно-скоростных параметров полета летательного аппарата за счет повышения точности определения аэродинамических поправок, погрешностей, восприятия статического давления приемника воздушных давлений.
Поставленная цель достигается тем, что в летных испытаниях самолета определяют зависимость погрешностей восприятия статического давления от числа Маха полета на заданных скоростях и углах атаки на высотах менее 500 м барометрическим методом. Производят определение истинного давления P
ист из уравнения статики атмосферы и атмосферных условий на уровне аэродрома h
га и относительной высоты полета

h
г = h
г - h
га. При этом измеряют текущие значения восприятия статического давления P
изм, геометрическую высоту h
г, температуру воздуха T, определяют аэродинамическую погрешность

P
H1 = P
изм - P
ист.
Согласно изобретению, на высотах более 500 м выполняют квазистационарные режимы полета с выдерживаем высоты H
i в диапазоне H
i 
500 м при вариациях скорости полета и угла атаки, из условия постоянства атмосферного давления за время выполнения режимов на высоте H
i производят измерение параметров, при этом значения истинного статического давления P
iист(H
i) определяют с погрешностью не более 0.01P
i. Затем при наземной обработке измерений аппроксимируют и определяют функции аэродинамической относительной погрешности ПВД в зависимости от числа М и угла атаки на высотах менее 500 м -

P
H1/P
H1 (M,

), на высотах H
i более 500 м с точностью до постоянной величины const
i -

P
Hi/P
Hi (M,

), а при условии непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M,

(M<1) определяют приведенную функцию аэродинамических относительных погрешностей ПВД в эксплуатационном диапазоне для различных высот к истинной относительной аэродинамической погрешности для всего диапазона числа M и углов атаки

P
H/P
H(M,

) по следующим формулам:

P
H1/P
H1(M,

) =

P
H/P
H(M,

) - для высоты менее 500 м, (1)

P
Hi/P
Hi(M,

) =

P
H/P
H(M,

)+const
i - для высот более 500 м, (2)

- для всего диапазона M,

(M < 1), (3) где f
1(

),f
2(

) - полиномы от

с коэффициентами, определяемыми из условия минимума ср. кв. отклонения от математического ожидания экспериментальных значений погрешностей восприятия статического давления.
При |

P/P(M,

)|<0,01 для определения куска функции

P
i/P
i(M,

) с точностью до константы в эксплутационном на высоте h
гi диапазоне значений чисел M истинное статическое давление на высоте выполнения режимов h
гi определяют с точностью ~ 0,01P
i, где P
i - истинное давление на высоте h
гi, тогда искомая функция

P
i/P
i(M,

) будет иметь вид:

P
i/P
i(M,

) =

P/P(M,

)+const+

(M,

), где переменная составляющая

(M,

) будет пренебрежимо малой величиной

10
-4.
В данном случае при определении функции

P
i/P
i в качестве истинного может быть, например, взято значение измеряемого статического давления на режимах горизонтального установившегося полета с наименьшими значениями числа M, приведенное к средней геометрической высоте h
гi ср. полета по всем режимам, выполненным на данной высоте. При этом измеряемые в каждом режиме значения статического давления должны быть также приведены к средней высоте h
гi ср.. Приведение осуществляется на основании уравнения статики атмосферы.
Следует отметить, что для уменьшения погрешности определения функции

P/P (M,

) в эксплутационном диапазоне значений M,

в летных испытаниях необходимо предусмотреть режимы, обеспечивающие полноту вариаций угла атаки при фиксированных значениях числа M. Варьирование значений

при фиксированных M может быть осуществлено путем проведения летных испытаний с различными весами самолета (G
min . .. G
max), выполнения специальных режимов с перегрузкой: в виде виражей, движения по кругу в горизонтальной плоскости; горок, синусоидального движения в вертикальной плоскости и т.д.
Структура функциональной зависимости (3):

где f
1(

), f
2(

) определяют в летном эксперименте, получаются на основании решения аэродинамической задачи оценки малых возмущений, вызываемых движением тонкого тела в установившемся потоке газа, и определяют физический характер зависимости относительной погрешности

P/P (M,

) от числа M и угла атаки. Использование структуры зависимости (3) повышает точность определения искомой относительной погрешности

P/P (M,

), в особенности при ограниченном объеме экспериментальных данных.
На фиг. 1 показана относительная погрешность

P
1/P
1 (M,

), определенная барометрическим методом в виде экспериментальных точек и аппроксимаций при углах атаки

= 1, 4, 7 градусов соответственно.
На фиг. 2 показаны куски функций

P
i/P
i (M,

), определенные с точностью до констант.
На фиг. 3 показана полная функциональная зависимость

P/P (M,

), определенная путем сращивания полученных кусков с функцией

P
1/P
1 (M,

) из условия непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M,

(M < 1).
Для пояснения рассмотрим пример реализации способа по данным летного эксперимента на летающей лаборатории ИЛ-76.
В летных испытаниях в 5 полетах были выполнены режимы горизонтального установившегося полета на высотах h
г = 200 м, h
г = 6000 м, h
г = 9000 м, h
г = 12000 м, с различными фиксированными значениями скорости в эксплутационном диапазоне для каждой высоты.
В эксперименте измерялись воспринимаемые значения давления плитами статического давления, установленными на боковой поверхности фюзеляжа самолета.
На фиг. 1 показана функциональная зависимость

P
1/P
1 (M,

), определенная барометрическим методом по данным выполненных режимов на высоте h
г = 200 м в виде экспериментальных точек и аппроксимаций при углах атаки

= 1, 4, 7 градусов соответственно.
На фиг. 2 показаны куски функций

P
i/P
i (M,

), определенные с точностью до констант C
i из условия постоянства статического давления на высотах h
гi = 6000 м, 8500 м, 9000 м, 12000 м во время выполнения режимов полета с различными скоростями на данных высотах соответственно.
На фиг. 3 показана полная функциональная зависимость

P/P (M,

) во всем эксплуатационном диапазоне чисел M,

, определенная путем сращивания полученных кусков с функцией

P
1/P
1 (M,

) из условия непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M,

(M < 1):

Литература
1. М.Г. Котик и др. Летные испытания самолетов. Машиностроение. Москва. 1965. 68 стр.
2. М.Г. Котик и др. Летные испытания самолетов. Машиностроение. Москва. 1965. 70 стр.
Формула изобретения
Способ определения аэродинамических погрешностей приемника воздушных давлений в летных испытаниях самолета, включающий выполнение полетов на высотах не более 500 м на заданных скоростях (числах Маха) и углах атаки

, измерение текущих значений восприятия статического давления Р
изм, геометрической высоты Н, температуры воздуха Т, определение изменения атмосферного давления при изменении геометрической высоты полета из уравнения статики атмосферы, определение истинного давления Р
ист из уравнения статики атмосферы, атмосферных условий на уровне аэродрома и относительной высоты полета, определение аэродинамических погрешностей ПВД

Р
н на заданных скоростях (числах М) и углах атаки:

Р
н1=Р
изм-Р
ист,
отличающийся тем, что выполняют квазистационарные режимы полетов на различных высотах более 500 м с выдерживанием высоты Н
i в диапазоне Н
i
500 м при вариациях скорости полета и угла атаки, из условия постоянства атмосферного давления за время выполнения полетов на высоте H
i производят измерения параметров, при этом значения истинного статического давления Р
iист(Н
i) определяют с погрешностью не более 0,01Р
iист, после чего при наземной обработке измерений, аппроксимируют и определяют функции относительной аэродинамической погрешности ПВД в зависимости от числа Маха и угла атаки на высотах менее 500 м -

Р
н1/Р
н1(М,

), на высотах более 500 м с точностью до постоянной величины const
i -

Р
нi/Р
нi (М,

), при условии непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне М,

(М<1) определяют приведенную функцию аэродинамических относительных погрешностей ПВД от различных высот к истинной относительной аэродинамической погрешности для всего диапазона числа М и углов атаки

Р
н/Р
н (М,

) по следующим формулам:

P
н1/P
н1(M,

) =

P
н/P
н(M,

) - для высоты менее 500 м,

P
нi/P
нi(M,

) =

P
н/P
н(M,

)+const
i - для высот более 500 м,

для всего диапазона М,

(М<1),
1(

), f
2(

) - полиномы от

с коэффициентами, определяемыми из условия минимума ср. кв. отклонения от математического ожидания экспериментальных значений погрешностей восприятия статического давления.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3