Способ приведения ротора электростатического гироскопа (эсг) в рабочий режим
Изобретение относится к области точного приборостроения. Технический результат - ускорение процесса приведения ротора в рабочий режим. Взвешивают ротор в управляемом трехкоординатном электрическом поле. Разгоняют ротор с помощью вращающегося электромагнитного поля и приводят вектор кинетического момента ротора в ось, связанную с вакуумной камерой с помощью постоянного электромагнитного поля. Одновременно с включением электромагнитных полей создают по одной из координат управляемого электромагнитного поля на короткий промежуток времени (менее 1 мин) линейные колебания ротора, амплитуда которых равна величине зазора между вакуумной камерой и ротором.
Изобретение относится к области точного приборостроения.
Рабочий режим ротора ЭСГ заключается в его вращении с номинальной угловой скоростью вокруг оси максимального момента инерции, направленного вдоль оси вакуумной камеры (ВК), в которую заключен ротор. Для приведения ротора в рабочий режим необходимо [1]: - взвесить ротор в ВК с помощью трехосного электрического подвеса; - раскрутить ротор с помощью вращающегося электромагнитного поля (разгонного статора). При этом из-за отсутствия в ЭСГ арретиров направление оси симметрии ротора в ВК перед включением разгонного статора произвольно; - задемпфировать нутационные колебания оси симметрии ротора, возникающие из-за ее непараллельности оси разгонного статора. Демпфирование колебаний до соответствующего уровня осуществляется с помощью магнитного поля специальных катушек, на которые подается постоянный ток. Постоянное магнитное поле также устанавливает ось симметрии ротора по направлению оси катушек. При достижении ротором рабочей скорости и уменьшении его угловых колебаний катушки разгонного статора и демпфирования выключаются. С целью уменьшения времени демпфирования применяется гашение колебаний управляемым магнитным полем [2] ("активное" демпфирование). В этом случае возникает необходимость измерять быстро меняющуюся угловую ориентацию ротора, проводить обработку и формировать магнитное поле, следящее за положением ротора. Использование "активного" демпфирования требует сложных электродинамических и микропроцессорных устройств. В качестве прототипа для предлагаемого способа выбрана последовательность действий по приведению в рабочий режим ротора ЭСГ разработки ЦНИИ "Электроприбор" [3]. Ротор, находящийся в ВК, взвешивается с помощью трехосной электродинамической следящей системы подвеса, разгоняется вращающимся электромагнитным полем катушек разгонного статора в течение 30 секунд, с помощью постоянного электромагнитного поля в течение 45 минут гасятся нутационные колебания оси кинетического момента ротора (оси ротора) и этим же полем ось ротора приводится к оси катушек, совпадающей с осью симметрии ВК, и затем доразгоняется до рабочей скорости. Наиболее существенным недостатком описанного выше способа приведения ротора ЭСГ в рабочий режим является длительное (45 минут) время демпфирования нутационных колебаний, т.к. с уменьшением их амплитуды моменты от токов Фуко, демпфирующие эти колебания, резко падают. Это накладывает ограничение на время готовности прибора, в том числе увеличивает время входа в тепловой режим. Задачей предлагаемого изобретения является ускорение процесса приведения ротора ЭСГ в рабочий режим. Поставленная задача достигается тем, что для приведения ротора ЭСГ в рабочий режим дополнительно к взвешиванию ротора в управляемом трехкоординатном электрическом поле, разгону ротора с помощью вращающегося электромагнитного поля и приведению вектора кинетического момента ротора в ось, связанную с ВК, с помощью постоянного электромагнитного поля, осуществляемыми в способе-прототипе, одновременно с включением электромагнитных полей создают по одной из координат управляемого электромагнитного поля на короткий промежуток времени (менее 1 минуты) линейные колебания ротора, амплитуда которых равна величине зазора между ВК и ротором. Реализация этого способа не требует разработки сложных электродинамических и микропроцессорных устройств, а использует возможности управляемого электрического подвеса изменять линейное положение ротора внутри ВК. Рассмотрим сущность предлагаемого способа. Способ состоит из взвешивания ротора в управляемом трехкоординатном электрическом поле с одновременным включением электромагнитных вращающихся и постоянных полей и созданием на короткий промежуток времени (менее 1 минуты) по одной из координат управляемого электрического поля подвеса линейных колебаний ротора, амплитуда которых равна величине зазора между ВК и ротором. При таких линейных колебаниях ротора его поверхность касается (скользит по) внутренней поверхности ВК, например, по ограничительным упорам, служащим для обеспечения взвешивания и, в ряде случаев, безаварийной посадки [4]. Это скольжение дает возможность организовать момент, по направлению противоположный мгновенной угловой скорости ротора, который гасит его нутационные колебания. Опишем движение сферического ротора ЭСГ, совершающего вынужденные линейные колебания в ВК под действием переменной силы, создаваемой электрическим подвесом, с такой амплитудой, чтобы поверхность ротора периодически контактировала с поверхностями ограничительных элементов (элементов опоры). С ротором свяжем систему координат OXYZ, оси которой направлены по главным осям инерции ротора, а с ВК - неподвижную систему координат OX1Y1Z1 Угловое положение ротора относительно корпуса удовлетворяет уравнениям Эйлера в форме Коши






C = C



где

Вектор момента внешних сил M1 в системе координат OX1Y1Z1 определяется в каждом частном случае расположения ограничительных упоров как сумма векторных произведений вектор-радиуса контактирующего упора на вектор силы трения. Вектор силы трения рассчитывается по формуле

где Fi - вектор силы трения,
i - номер ограничительного упора;
Fo - абсолютная величина силы трения;
Ri - вектор-радиус i-го упора;

n - общее количество упоров, контактирующих с ротором в процессе демпфирования.


где


где k - количество упоров, контактирующих с ротором при его перемещении в положительном направлении;




где fk - частота вынужденных колебаний ротора в подвесе. Численное интегрирование уравнений (1) с учетом выражений для Мх, My и Мz (2), (5) и (7) для некоторых частных случаев выполнено на ПК с применением математического пакета MATLAB,
Варьировались следующие параметры:
начальная угловая ориентация ротора;
начальная частота вращения ротора;
коэффициент трения;
частота вынужденных линейных колебаний ротора в подвесе. При моделировании были постоянны:
радиус ротора 0,025 м;
количество контактирующих ограничительных упоров n=4 (k=2),
размещение ограничительных упоров в ВК:







осевой момент инерции Jz=1,0

экваториальный момент инерции Jx=0,9




























1. Малеев П.И. Новые типы гироскопов - Л: Судостроение, 1971. -160 с. 2. Воскобойников Р. Л. и др. "Электростатический гироскоп". Заявка 99103449/28 (003483) от 18.02.1999 г. Решение о выдаче патента от 26.04.2001 г. 3. Изделие "Скандий-К". Технические условия ДНИЯ.462126 ТУ (Приложение 1). 4. Шипилов С. В. Аналитическое исследование режимов посадок ротора электростатического гироскопа. Гироскопия и навигация 1998, 3, с.65-71.
Формула изобретения
Похожие патенты:
Измеритель перемещения тела // 2175114
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещения измерительного центра инерционной массы чувствительного элемента приборов, в которых используется магнитный или электростатический подвес тела
Электростатический гироскоп // 2173446
Изобретение относится к гироскопическим устройствам и может быть применено в навигации и ориентации различных объектов, а также в других областях, где необходимо обеспечить управление подвижной массой при энергетических и временных ограничениях
Электростатический гироскоп // 2167396
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах ориентации, навигации и управления таких подвижных объектов, как самолет, корабль, автомобиль, микроробот и другие, где требуется информация об угловых скоростях и кажущихся ускорениях
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано, например, в неконтактных гироскопах, акселерометрах и магнитных подшипниках
Изобретение относится к области электротехники, а точнее к устройствам с использованием сверхпроводников
Магнитосферический гироскоп // 2126135
Изобретение относится к области точного приборостроения, в частности к гироскопам на магнитном подвесе, и может быть использовано в качестве двухосного инерциального блока
Изобретение относится к области гироскопической и навигационной техники и может быть использовано при изготовлении гироскопов с электрическим подвесом ротора (ЭСГ)
Изобретение относится к области гироскопической техники
Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для использования в электромеханических устройствах на переменном токе для демпфирования поступательных и угловых колебаний тел, статическое или динамическое состояния которых заданы магнитным или электрическим полями соответственно электромагнитов или электродов, питаемых переменным током
Гирокамера электростатического гироскопа // 2193159
Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации электростатических гироскопов со сферическим ротором и датчиком угла, расположенным на полюсе ротора
Электростатический гироскоп // 2208764
Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации электростатических гироскопов со сферическим ротором
Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации электростатических гироскопов со сферическим ротором
Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации инерциальных навигационных систем на электростатических гироскопах
Трехосный гиромотор // 2275601
Изобретение относится к гироскопическим устройствам и может быть применено в тех областях, где необходимо обеспечить не только вращение сферического электро- и магнитопроводящего ротора вокруг оси, расположенной в любом заданном положении в пространстве, но и измерение этого положения
Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации инерциальных систем на электростатических гироскопах
Способ ориентации полярного электростатического гироскопа корабельной навигационной системы // 2308004
Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано в составе навигационных комплексов
Изобретение относится к гироскопической технике, а именно, к способам управления подвесами роторов электростатических гироскопов (ЭСГ), которые используются для высокоточного измерения навигационных параметров движущихся объектов