Устройство подвеса ферромагнитного сферического ротора
Использование: в приборостроении, например в неконтактных гироскопах, акселерометрах, магнитных подшипниках. Устройство содержит два статора с восемью пазами и помещенными в них восемью сосредоточенными обмотками. Четыре обмотки каждого статора через одну соединены параллельно или последовательно между собой и образуют первый и второй тяговые электромагниты, расположенные диаметрально противоположно по оси симметрии статоров. Каждые две смежные из остальных обмоток соответственно первого и второго статоров соединены параллельно или последовательно и образуют четыре тяговых электромагнита, расположенных по двум осям, ортогональным между собой и оси симметрии статоров. Источники тока подключены к клеммам шести тяговых электромагнитов. Устройство позволяет упростить схему подвеса, уменьшить число источников регулируемого тока, обеспечивает возможность введения изодромных звеньев (для уменьшения статического провисания ротора) и регулировки жесткости по трем взаимно ортогональным осям подвеса. 6 ил.
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано, например, в неконтактных гироскопах, акселерометрах и магнитных подшипниках.
Известны различные электромагнитные подвесы тел, основанные на использовании электромагнита, ток которого управляется (изменяется) в зависимости от изменения зазора между ним и подвешиваемым телом (ротором) таким образом, чтобы удалению тела от электромагнита соответствовало увеличение его тока [3, 4]. Использование трех пар диаметрально противоположно расположенных относительно подвешиваемого тела электромагнитов, установленных по трем взаимно ортогональным осям позволяет осуществить пространственный неконтактный подвес ферромагнитного тела, например, в виде шара, который может служить ротором гироскопа [2] или центрифуги [1, 3, 4]. Наиболее простым в конструктивном отношении является электромагнитный подвес сферического ротора, содержащий вместо шести электромагнитов всего два симметрично расположенных статора с пазами, в которых помещены сосредоточенные обмотки [4, стр. 257, рис 8.15]. Это устройство подвеса, принятое за прототип, содержит сферический ферромагнитный ротор, помещенный между двумя восьмиполюсными (с восемью зубцами и, соответственно, с восемью пазами, в которых размещены обмотки) статорами. Пары зубцов с обмотками образуют четыре тяговых электромагнита на первом и соответственно четыре тяговых электромагнита на втором статорах. В результате, в соответствии с правилом построения магнитных подвесов [4, стр. 29] образуются четыре оси, на каждой из которых находится пара диаметрально противоположных по отношению к сферическому ротору электромагнитов. (Эти четыре оси, например, могут представлять собой диагонали куба, в вершинах которого размещены указанные восемь электромагнитов). Наиболее простым источником тока питания электромагнита (увеличивающегося при увеличении зазора между ротором и электромагнитом) служит источник переменного напряжения, подключенный к электромагниту через конденсатор, образующий с индуктивностью обмотки несколько расстроенный (при центральном положении ротора), например, последовательный [4, стр. 28, рис 1.14] резонансный контур. При увеличении зазора индуктивное сопротивление обмотки электромагнита уменьшается и приближается к величине противоположного по знаку емкостного сопротивления конденсатора (к условию резонанса), в результате чего ток возрастает, создается восстанавливающая сила, удерживающая ротор в центре статора подвеса. Недостатком устройства-прототипа является наличие четырех не ортогональных между собой осей подвеса, что, во-первых, приводит к увеличению числа источников тока (например, в виде конденсаторов в магнитно-резонансном подвесе), а, во-вторых, не позволяет обеспечить регулировку подвеса; центрирование ротора и выравнивание жесткости по трем ортогональным осям. Затруднено также введение изодромных корректирующих средств в источники тока питания электромагнитов для придания подвесу астатического свойства (высокого статического коэффициента усиления, при котором ротор практически находится в центре статоров подвеса при действии постоянного ускорения, например, в виде ускорения силы тяжести) - введение усиления, например, по одной из четырех неортогональных осей подвеса-прототипа приводит к смещению ротора по остальным трем, вызывая, например, насыщение этих каналов при их высоких статических коэффициентах передачи. Следует дополнительно подчеркнуть, что в случае реализации магнитного подвеса на двух описанных статорах с использованием активных усилительных источников тока [4, стр. 36] питания электромагнитов схема подвеса-прототипа по сравнению с резонансной усложняется более существенно, что повышает стоимость изделия, снижает его надежность. Цель настоящего изобретения - упрощение схемы подвеса ротора, использующей наиболее простой конструктивный вариант с двумя статорами подвеса, улучшение показателей качества подвеса: достижение равножесткости, увеличение статического коэффициента усиления (статической жесткости подвеса). Поставленная цель достигнута благодаря тому, что четыре обмотки каждого восьмиобмоточного статора подвеса через одну соединены параллельно или последовательно между собой, образуя соответственно первый и второй тяговые электромагниты, расположенные диаметрально противоположно по оси симметрии статоров, каждые две смежные из остальных обмоток соответственно первого и второго статоров соединены параллельно или последовательно и образуют четыре тяговых электромагнита, расположенных по двум другим осям, ортогональным между собой и оси симметрии статоров, а регулируемые по положению ротора источники тока подключены соответственно к клеммам шести тяговых электромагнитов. На фиг. 1 показана конструкция подвеса сферического ротора с двумя статорами. На фиг. 2 представлены первый и второй статоры с обмотками в пазах. На фиг. 3 дана схема параллельного соединения обмоток, образующего клеммы шести тяговых электромагнитов, расположенных по трем взаимно ортогональным осям x, y, z. На фиг. 4 показано подключение регулируемых по положению ротора источников тока к клеммам статоров подвеса. На фиг. 5 представлен источник тока для питания электромагнитов по резонансной схеме. На фиг. 6 представлен источник тока, в котором использована активная схема регулирования тока электромагнита, с усилителем. Устройство подвеса содержит (фиг. 1) первый статор 1, второй статор 2, ферромагнитный ротор 3, помещенный между статорами с номинальным зазором
Формула изобретения
Устройство подвеса ферромагнитного сферического ротора, содержащее два статора с восемью пазами и помещенными в них восемью сосредоточенными обмотками и регулируемые по положению ротора источники тока питания обмоток, отличающееся тем, что четыре обмотки каждого статора через одну соединены параллельно или последовательно между собой и образуют первый и второй тяговые электромагниты, расположенные диаметрально противоположно по оси симметрии статоров каждые две смежные из остальных обмоток соответственно первого и второго статоров соединены параллельно или последовательно и образуют четыре тяговых электромагнита, расположенных по двум осям, ортогональным между собой и оси симметрии статоров, а регулируемые по положению ротора источники тока питания обмоток подключены соответственно к клеммам шести тяговых электромагнитов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6