Устройство для снижения гидродинамического сопротивления корпуса судна
Изобретение относится к водному транспорту и судостроению, касаясь снижения сопротивления корпусов судов. Устройство представляет собой двойную конструкцию с полостью, образованной между внутренней и наружной частями корпуса судна. Наружная часть корпуса судна имеет систему отверстий. В корпусе выполнено, по крайней мере, одно отверстие для непринудительного выхода из полости при движении судна. По меньшей мере одно отверстие расположено на омываемой части корпуса и/или на транце судна. Перед отверстием установлен выступ, когда оно расположено на омываемой части корпуса. Отверстие для выхода воды из полости может быть выполнено с возможностью регулирования его площади. Полость целесообразно разделять на секторы геретичными переборками. Каждый сектор может иметь отверстие для непринудительного выхода воды. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности снижения гидродинамического сопротивления корпуса судна. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области водного транспорта и судостроения и может быть использовано на всех типах судов.
Известно большое количество различных форм и конструкций корпуса судов (см. журнал "Катера и яхты" 167 - 1999 г.; 169 - 1999 г., 170 - 2000 г. изд-во "Судостроение", журнал "Капитан" 2-4 - 1991; 1, 2, 2000 г., изд-во ООО "Капилан-клуб"). Все они имеют большое сопротивление, гак как числа Рейнольдса Re практически на всех типах судов имеют такие большие величины, что практически вся омываемая площадь корпуса имеет турбулентный пограничный слой, который, как известно, создает сопротивление трения в несколько раз больше в сравнении с ламинарным пограничным слоем. Известно глиссирующее судно, которое для уменьшения гидродинамического сопротивления имеет поперечный редан стреловидной формы (см. журнал "Катера и яхты", 13, - 1968 г., c. 58, 62, изд-во "Судостроение"). Недостатком данного судна является то, что его гидродинамическое подъемное устройство - редан также имеет турбулентный пограничный слой и соответствующее большое сопротивление. Известно устройство, предназначенное для реализации способа снижения сопротивления движению плохообтекаемого тела в потоке, которое содержит профилированный эжекционный канал в теле с входным и выходным отверстиями, распределительную полость, соединенную через отверстие с одной стороны с каналом, а с другой стороны имеющую ряд входных отверстий для сообщения с забортной водой (см, патент РФ 2051062, МПК В 63 В 1/34). Недостатком данного устройства является то, что оно в состоянии несколько уменьшить лишь сопротивление формы и не оказывает практически никакого влияния на уменьшение сопротивления трения. Во-первых, подавляюще большая часть корпуса остается без отсоса пограничного слоя и он остается турбулентным с соответствующим многократным превосходством сопротивления трения в сравнении с ламинарным. Во-вторых, практически исключает ламинаризацию пограничного слоя даже на той площади, которая снабжена отсосом, поскольку в таком случае безотрывность обтекания достигнет зоны выходного отверстия, эжекционного канала и в этой тоне возникнет не пониженное, а повышенное давление, что приведет к прекращению работы устройства, то есть даже в уменьшении сопротивления формы данное устройство имеет значительные ограничения. Известно устройство дня снижения сопротивления трения корпуса судна, представляющее собой систему внутренних полостей в виде труб, которые снабжены отверстиями с впускными и выпускными клапанами (см. патент РФ 2053924, МПК В 63 Н 11/02). Недостатком данного устройства является чрезвычайная сложность его клапанной системы и низкая эффективность, обусловленная тем, что оно в состоянии использовать лишь незначительную часть энергии турбулентных пульсаций, большая часть которых продолжает оказывать повышенное, в сравнении с ламинарным пограничным слоем, сопротивление трения. Наиболее близким к предлагаемому устройству для снижения сопротивления корпуса судна является устройство, представляющее собой днище с полостью, образованной двойным дном и системой отверстий, через которые под днище нагнетается воздух (см. патент РФ 2108257, МПК В 63 В 1/14). Недостатком данного устройства является то, что оно требует агрегата, обеспечивающего нагнетание воздуха под днище, соответствующих энергозатрат и имеет низкую эффективность уменьшения сопротивления, обусловленную тем, что малое количество подаваемого воздуха образует под днищем пузырьковую структуру, малоэффективную для цели уменьшения сопротивления трения, а большое количество воздуха требует больших энергозатрат, которые едва восполняются снижением сопротивления трения, достигнутым данным устройством. Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности снижения гидродинамического сопротивления корпуса судна. Поставленная задача решается тем, что устройство для снижения сопротивления корпуса судна, представляющее собой двойную конструкцию с полостью, образованной между внутренней и наружной частями корпуса судна, наружная часть которой имеет систему отверстий, согласно изобретению в корпусе выполнено по крайней мере одно отверстие для непринудительного выхода воды из полости при движении судна, расположенное на омываемой части корпуса и/или на транце, при этом перед отверстием, расположенным на омываемой части корпуса, установлен выступ. Кроме того, отверстие для выхода воды из полости выполнено с возможностью регулирования его площади. Полость может быть разделена на секторы герметичными переборками, при этом каждый сектор имеет свое отверстие для непринудительного выхода воды. Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показан продольный разрез устройства в варианте глиссирующего судна с двумя поперечными переборками и соответственно тремя поперечными секторами полости, где: 1 - внутренняя герметичная поверхность корпуса судна; 2 - наружная перфорированная поверхность корпуса судна; 3 - полость, образованная внутренней и наружной поверхностями корпуса судна; 4 - выходные отверстия; 5 - выступ; 6 - транец; 7 - поперечные герметичные переборки полости; 8 - распределенные входные отверстия (перфорация). Омываемая часть корпуса судна представляет собой конструкцию, состоящую из внутренней 1 и наружной 2 поверхностей, между которыми образована полость 3. Наружная поверхность 2 является омываемой поверхностью корпуса судна и имеет систему входных отверстий 8 в виде распределенной по всей ее площади перфорации. На наружной поверхности 2 и на транце 6 выполнены выходные отверстия 4, причем перед отверстиями, расположенными на поверхности 2, установлены выступы 5. Полость 3 разделена па поперечные секторы поперечными герметичными переборками 7. Полость также разделена продольными переборками на продольные секторы (на чертеже не показаны). При округлой форме кормовой омываемой части корпуса судна отверстие для выхода воды из полости располагается только на омываемой части корпуса судна за выступом (реданом). Выступы могут быть выполнены, например, в виде пустотелого полуконуса. При глиссирующей форме днища отверстия для выхода воды из полости можно располагать и на транце, в самой нижней его части, при этом функция выступа выполняется самим днищем. Выходные отверстия на глиссирующих судах в некоторых случаях могут быть расположены одновременно и на транце, и на омываемой поверхности корпуса, а также только па омываемой поверхности. В случае расположения выходных отверстий на омываемой поверхности корпуса глиссирующего судна перед отверстиями устанавливаются выступы так же, как и на водоизмещающем судне. Выходные отверстия, с целью оптимизации отсоса пограничного слоя в зависимости от режима движения судна, целесообразно выполнять с возможностью регулирования их площади, например, с помощью заслонки. Выходные отверстия максимально локализованы, то есть количество их должно быть минимальным. Входные отверстия расположены на всей омываемой поверхности корпуса судна. Диаметр входных отверстий, определенный по совокупности технологических, эксплуатационных и гидродинамических условий, находится в пределах 1,5-5 мм. Суммарная площадь входных отверстий, определенная по гидродинамическим условиям, составляет 3-20% от перфорированной площади омываемой поверхности корпуса судна. Ближайшее расстояние между центрами входных отверстий, определенное но гидродинамическим условиям, составляет 10-50 мм. Суммарная площадь выходных отверстий, определенная по гидродинамическим условиям, составляет 1/500-1/3000 долю площади омываемой поверхности корпуса судна. Число Рейнольдса Rе ,определенное по расстоянию между центрами входных отверстии, не должно превышать величину 3
Формула изобретения
1. Устройство для снижения сопротивления корпуса судна, представляющее собой двойную конструкцию с полостью, образованной между внутренней и наружной частями корпуса судна, наружная часть которой имеет систему отверстий, отличающееся тем, что в корпусе выполнено, по крайней мере, одно отверстие для непринудительного выхода воды из полости при движении судна, расположенное на омываемой части корпуса и/или па транце, при этом перед отверстием, расположенным на омываемой части корпуса установлен выступ. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что отверстие для выхода воды из полости выполнено с возможностью регулирования его площади. 3. Устройство по любому из предшествующих пунктов, отличающееся тем, что полость разделена на секторы герметичными переборками, при этом каждый сектор имеет отверстие для непринудительного выхода воды.РИСУНКИ
Рисунок 1