Рельсотронный ускоритель
Изобретение относится к рельсотронным ускорителям и может быть применено для разгона твердого тела (якоря) относительно большой массы. Техническим результатом изобретения является повышение надежности рельсотронного ускорителя. Рельсотронный ускоритель содержит N пар рельсов, образующих канал ускорителя и закрепленных в корпусе так, что первые рельсы всех пар и вторые рельсы всех пар разделены изоляционными промежутками, якорь включает электрические изолированные друг от друга электропроводные перемычки по числу пар рельсов (N), установленные на общем изоляторе с возможностью скольжения по рельсам. Контактирующие поверхности скольжения, по крайней мере, первой и последней электропроводных перемычек якоря и контактирующие с ними поверхности скольжения рельсов имеют такие конфигурации, при которых осуществляется прижатие перемычек к рельсам под действием силы суммарного магнитного поля собственных токов всех перемычек якоря. Контактирующие поверхности скольжения перемычек якоря и примыкающие к ним контактирующие поверхности скольжения пары рельсов расположены наклонно под острым углом к плоскости пары рельсов и проходящей через продольные оси соответствующих перемычек якоря. Контактирующие поверхности скольжения перемычек якоря и примыкающие к ним контактирующие поверхности скольжения пары рельсов расположены в плоскости, параллельной плоскости соответствующей пары рельсов. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к линейным электрическим двигателям и может быть применено для разгона твердого тела (якоря) относительно большой массы.
Известен рельсотронный ускоритель, содержащий ускорительный канал, образованный N одинаковыми парами электрически изолированных токопроводящих параллельных рельсов, установленных неподвижно в электроизоляционном корпусе так, что первые рельсы всех пар и вторые рельсы всех пар расположены с изоляционными промежутками соответственно друг над другом, якорь, содержащий N электрически изолированных друг от друга электропроводных перемычек, каждая из которых установлена неподвижно на изоляторе якоря с возможностью скольжения по соответствующей паре рельсов [1]. Недостатком такого устройства является относительно низкая надежность в связи с необходимостью использования высоковольтного источника, что повышает вероятность электрического пробоя между рельсами соседних пар, а также между электропроводными перемычками якоря. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату и выбранный за прототип, является рельсотронный ускоритель содержащий ускорительный канал, образованный N одинаковыми парами электрически изолированных токопроводящих параллельных рельсов, установленных неподвижно в электроизоляционном корпусе так, что первые рельсы всех пар и вторые рельсы всех пар расположены с изоляционными промежутками соответственно друг над другом, якорь, содержащий N электрически изолированных друг от друга электропроводных перемычек, каждая из которых установлена неподвижно на изоляторе якоря и с возможностью скольжения по соответствующей паре рельсов. Электроизоляция между одноименными рельсами соседних пар имеет развитую поверхность, сопрягаемую с развитой поверхностью изолятора якоря. Для улучшения электрического контакта между электропроводными перемычками якоря и рельсами традиционно применяют перемычки якоря U-образной формы. Разгибающие силы собственного магнитного поля, действующие в таком якоре, сжимают контактирующие поверхности, расположенные перпендикулярно плоскости пар рельсов [2]. Недостатком такого устройства является относительно низкая надежность в связи с повышенным износом сопрягаемых поверхностей изоляторов между одноименными рельсами и изоляторов якоря. Это происходит в результате деформации электропроводных перемычек якоря под сжимающим воздействием на них собственного магнитного поля в направлении, перпендикулярном плоскости пар рельсов. Кроме того, необходимость применения электропроводных перемычек U-образной формы приводит к увеличению их веса, что снижает полезный вес якоря. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности путем снижения силы давления на сопрягаемые поверхности изоляторов, улучшение электрического контакта между электропроводными перемычками якоря и рельсами и повышение полезного веса якоря. Для достижения указанного технического результата предложено усовершенствовать рельсотронный ускоритель, содержащий электоризоляционный корпус, якорь и несколько (N) пар токопроводных параллельных рельсов, образующих канал ускорителя и закрепленных в корпусе так, что первые рельсы всех пар и вторые рельсы всех пар разделены изоляционными промежутками. Якорь включает электрически изолированные друг от друга электропроводные перемычки по числу рельсов (N), установленные на общем изоляторе с возможностью скольжения по рельсам. Усовершенствование заключается в том, что контактирующие поверхности скольжения по крайней мере первой и последней электропроводных перемычек якоря и контактирующие с ними поверхности скольжения рельсов первой и последней пары имеют такие конфигурации, при которых осуществляется прижатие перемычек к рельсам под действием силы суммарного магнитного поля собственных токов всех перемычек якоря. В общем случае контактная поверхность скольжения имеет развитую цилиндрическую форму, то есть является поверхностью, образованной при перемещении прямой линии в пространстве параллельно самой себе, причем эта поверхность должна иметь участки контактирующих поверхностей скольжения у рельсов, обращенные наружу канала, и сопрягаемые с ними участки контактирующих поверхностей перемычек якоря, обращенные вовнутрь канала ускорителя. В другом, более технологичном, варианте контактирующие поверхности скольжения перемычек якоря и примыкающие к ним контактирующие поверхности скольжения рельсов расположены наклонно под острым углом к плоскости, проходящей через продольные оси соответствующих соединительных перемычек пар рельсов, причем участки контактирующих поверхностей скольжения рельсов обращены наружу, а контактирующие поверхности перемычек якоря обращены вовнутрь канала ускорителя. В третьем варианте исполнения предложенного устройства контактирующие поверхности скольжения перемычек якоря и примыкающие к ним контактирующие поверхности скольжения рельсов расположены в плоскости, параллельной плоскости продольного сечения пары рельс. В четвертом варианте исполнения ускорителя, имеющем нечетное число пар рельсов и, соответственно, токопроводных перемычек якоря, средняя пара рельсов и средняя токопроводная перемычка якоря, лежащие в плоскости симметрии канала, имеют контактирующие поверхности скольжения, расположенные наклонно под острым углом к плоскости продольного сечения канала, причем эти контактирующие поверхности скольжения рельсов обращены наружу от упомянутой плоскости сечения, а контактирующие поверхности перемычки якоря обращены вовнутрь (к упомянутой плоскости сечения). В пятом варианте исполнения ускорителя, имеющем нечетное число пар рельсов и, соответственно, токопроводных перемычек якоря, средняя пара рельсов и средняя токопроводная перемычка якоря имеют контактирующие поверхности скольжения, расположенные наклонно под острым углом к плоскости продольного сечения канала, причем эти контактирующие поверхности скольжения рельсов обращены вовнутрь к упомянутой плоскости сечения, а контактирующие поверхности перемычки якоря обращены наружу (от упомянутой плоскости сечения). Сущность предложенного изобретения поясняется прилагаемыми чертежами. На фиг. 1 показан чертеж поперечного сечения канала рельсотронного ускорителя с цилиндрическими контактными поверхностями скольжения токопроводных перемычек и рельсов. На фиг.2 показан чертеж поперечного сечения канала рельсотронного ускорителя варианта исполнения с наклонной контактной поверхностью рельсов и перемычек к плоскости продольного сечения пары рельсов. На фиг.3 показан чертеж поперечного сечения канала рельсотронного ускорителя варианта исполнения, в котором контактные поверхности параллельны плоскости продольного сечения пары рельсов. На фиг.4 и фиг.5 показаны чертежи исполнения средней пары рельсов и средней токопроводной перемычки. Рельсотронный ускоритель фиг.1 содержит три пары параллельных рельсов 1 и 2, установленных в электроизоляционном корпусе 3. Якорь рельсотронного ускорителя состоит из трех токопроводных перемычек 4, установленных на изоляторе якоря 5. Контактирующие поверхности скольжения первой и третьей (последней) перемычек якоря и, соответственно, первой и третьей (последней) пары рельсов имеют цилиндрическую поверхность с участками (выделенные утолщенными линиями), на которых под воздействием силы F магнитного поля собственного тока перемычек 4 обеспечено прижатие их к рельсам. При этом контактирующая поверхность скольжения первой (на фиг.1 верхней) пары рельсов обращена наружу канала ускорителя (вверх), а контактирующая поверхность скольжения первой (на фиг.1 верхней) токопроводной перемычки обращена вовнутрь канала ускорителя. Контактирующая поверхность скольжения последней (на фиг.1 нижней) пары рельсов обращена наружу канала ускорителя (вниз), а контактирующая поверхность скольжения последней (на фиг.1 нижней) токопроводной перемычки обращена вовнутрь (вверх) канала ускорителя. Рельсотронный ускоритель фиг.2 содержит три пары параллельных рельсов 1 и 2, установленных в электроизоляционном корпусе 3. Якорь рельсотронного ускорителя состоит из трех токопроводных перемычек 4, установленных на изоляторе якоря 5. Контактирующие поверхности скольжения первой и третьей (последней) перемычек якоря и, соответственно, первой и третьей (последней) пары рельсов имеют плоские участки, расположенные под острым углом (


Формула изобретения
1. Рельсотронный ускоритель, содержащий электроизоляционный корпус, якорь и несколько (N) пар токопроводных параллельных рельсов, образующих канал ускорителя и закрепленных в корпусе так, что первые рельсы всех пар и вторые рельсы всех пар разделены изоляционными промежутками, якорь включает электрически изолированные друг от друга электропроводные перемычки по числу пар рельсов (N), установленные на общем изоляторе с возможностью скольжения по рельсам, отличающийся тем, что контактирующие поверхности скольжения, по крайней мере, первой и последней электропроводных перемычек якоря и контактирующие с ними поверхности скольжения рельсов первой и последней пары имеют такие конфигурации, при которых осуществляется прижатие перемычек к рельсам под действием силы суммарного магнитного поля собственных токов всех перемычек якоря. 2. Рельсотронный ускоритель по п. 1, отличающийся тем, что контактирующие поверхности скольжения перемычек якоря и примыкающие к ним контактирующие поверхности скольжения рельсов расположены наклонно под острым углом к плоскости, проходящей через продольные оси соответствующих соединительных перемычек пар рельсов, причем участки контактирующих поверхностей скольжения рельсов обращены наружу, а контактирующие поверхности перемычек якоря обращены вовнутрь канала ускорителя. 3. Рельсотронный ускоритель по п. 1, отличающийся тем, что контактирующие поверхности скольжения перемычек якоря и примыкающие к ним контактирующие поверхности скольжения рельсов расположены в плоскости, параллельной плоскости продольного сечения пары рельс. 4. Рельсотронный ускоритель по п. 1, отличающийся тем, что в ускорителе, имеющем нечетное число пар рельсов и, соответственно, токопроводных перемычек якоря, средняя пара рельсов и средняя токопроводная перемычка якоря, лежащие в плоскости симметрии канала, имеют контактирующие поверхности скольжения, расположенные наклонно под острым углом к плоскости продольного сечения канала, причем эти контактирующие поверхности скольжения рельсов обращены наружу от упомянутой плоскости сечения, а контактирующие поверхности перемычки якоря обращены вовнутрь к упомянутой плоскости сечения. 5. Рельсотронный ускоритель по п. 1, отличающийся тем, что в ускорителе, имеющем нечетное число пар рельсов и, соответственно, токопроводных перемычек якоря, средняя пара рельсов и средняя токопроводная перемычка якоря имеют контактирующие поверхности скольжения, расположенные наклонно под острым углом к плоскости продольного сечения канала, причем эти контактирующие поверхности скольжения рельсов обращены вовнутрь к упомянутой плоскости сечения, а контактирующие поверхности перемычки якоря обращены наружу от упомянутой плоскости сечения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5