Взлетно-посадочная полоса
Авторы патента:
Изобретение относится к оборудованию аэродромов. Полоса выполнена с искусственным покрытием, имеет вогнутый к середине участок с перепадом высот более 10 м, и оборудована радио- и осветительным оборудованием. Вогнутый участок состоит из нисходящего отрезка и восходящего отрезка, между которыми обозначена точка, на уровне которой должна быть достигнута скорость, необходимая для отрыва летательного аппарата от покрытия. Изобретение направлено на повышение безопасности полета. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к строительству аэродромов.
Известны взлетно-посадочные полосы - ВПП (БЭС, том 2, издание третье, Москва, Советская энциклопедия, 1970, стр. 485). Взлетно-посадочные полосы, вследствие геофизических и других причин, ограничены по своим размерам, что накладывает ограничения на возможности аэродромов по обеспечению безопасной эксплуатации летательных аппаратов (ЛА), а также ограничивает допустимую коммерческую нагрузку самих ЛА. Превышение допустимой коммерческой нагрузки приводит к авариям и катастрофам. Известна ВПП, оборудованная искусственным покрытием, которая имеет вогнутый к середине участок с перепадом высот более 10 метров (заявка Англии 2311263, В 64 F 1/00, 1997). ВПП не имеет радио- и осветительного оборудования и не может быть использована для взлета и посадки ЛА общего назначения (пассажирские и транспортные самолеты). Известны катапульты (БЭС, том 11, издание третье, Москва, Советская энциклопедия, 1973, стр. 522), предназначенные для придания ЛА стартовой скорости. Применение катапульт ограничено прочностью ЛА. Известны аэротрамплины (авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"), предназначенные для обеспечения безопасной начальной высоты полета ЛА. Известно техническое решение, основанное на использовании искусственного уклона для увеличения скорости движения самолета, предложенное А.Ф. Можайским. Прототипом изобретения является взлетно-посадочная полоса (заявка Англии 2311263, В 64 F 1/00, 1997). Статистика летных происшествий показывает, что более 70% аварий и катастроф происходят на взлете и посадке ЛА (В.А. Полтавец. Безопасность полетов и методы ее обеспечения. Учебное пособие. Издательство МАИ, 1995 г., стр 61, рис.15). При этом основными причинами аварий и катастроф являются: - перегрузка ЛА на взлете, - неблагоприятные погодные условия, - ошибки летного состава. Устранение (снижение влияния) указанных выше причин повышает безопасность полетов (налет на одно летное происшествие). Поставленная цель достигается тем, что ВПП, оборудованная искусственным покрытием, радио- и осветительным оборудованием, имеет вогнутый участок, состоящий из нисходящего и восходящего отрезков, между которыми обозначена точка, на уровне которой должна быть достигнута скорость отрыва ЛА, необходимая для его взлета. При этом перепад высот составляет не менее 10 метров, а угол наклона восходящего отрезка в периферийной части соответствует углу снижения ЛА при заходе на посадку: -2,5 - -3,5 градусов. Важными свойствами предлагаемого технического решения также являются: - увеличение допустимой коммерческой нагрузки ЛА за счет использования сил гравитации прв выполнении взлета; - уменьшение ударных нагрузок на ЛА при посадке на наклонную поверхность. На фиг.1 изображена схема ВПП; на фиг.2 изображены силы, действующие на ЛА. ВПП состоит из горизонтального отрезка 1, нисходящего отрезка 2, восходящего отрезка 3, точки прекращения взлета - "А". Достижение поставленной цели осуществляется следующим образом. Летательный аппарат разгоняется на отрезке 2. При достижении ЛА на отрезке 2 скорости отрыва летчик выполняет взлет. Если ЛА на отрезке 2 не достиг скорости отрыва, летчик в точке "А" прекращает взлет, после чего ЛА тормозится на отрезке 3. В том случае, если летчик не прекратил взлет в точке "А", скорость движения ЛА, вследствие возрастающего сопротивления сил гравитации (принудительное торможение), уменьшается и взлет становится невозможным, тем самым исключается одна из основных причин, приводящих к авиакатастрофам. Эффективность торможения ЛА определяется перепадом высот Н (фиг.1) между верхней и нижней точками ВПП. Потеря скорости



где


G - вес ЛА;

F = G




где F - сила взаимодействия ЛА с ВПП;
Y- подъемная сила;
G - вес ЛА;
R - тяга двигателей. Видно, что сила взаимодействия ЛА с ВПП при увеличении угла наклона


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА) преимущественно при полетах в сложных метеоусловиях
Тягово-сцепное устройство буксировщика // 2177899
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для наземного обслуживания самолетов
Изобретение относится к аэродромному оборудованию
Изобретение относится к способам посадки самолетов нормальной аэродинамической схемы
Изобретение относится к устройствам для загрузки-разгрузки самолета или других транспортных средств
Грузоподъемное устройство // 2165378
Изобретение относится к средствам для подвески грузов на пилоны летательных аппаратов
Система для технического обслуживания // 2162811
Изобретение относится к системам обслуживания транспортных средств
Средство для перевозки и подвески грузов // 2185310
Изобретение относится к механизации погрузочно-разгрузочных работ, в частности к средствам для перевозки и подвески грузов к устройствам для удержания грузов в подвешенном положении
Светосигнальная система аэродрома // 2191143
Изобретение относится к воздушному транспорту и касается создания аэродромного оборудования
Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к гидросистемам летательного аппарата, работающим на маслах типа АМГ-10 (Россия), гидроникоил FH (Франция) и других аналогов АМГ-10, и может быть использовано в различных областях промышленности
Изобретение относится к авиации, более конкретно к светосигнальному оборудованию аэродрома для повышения его информативности и улучшения восприятия летчиком и для повышения безопасности посадки самолетов в условиях ограниченной видимости
Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено предпочтительно для создания аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые условия в салонах летательных аппаратов при их подготовке к полетам
Стенд для гидравлических испытаний изделий // 2194965
Изобретение относится к стендам для гидравлических испытаний изделий и может быть использовано при исследовании процессов заправки техники топливом на аэродромах
Способ точной посадки воздушных судов // 2199472
Изобретение относится к области аэронавигации с применением излучения магнитного поля и используется для точной посадки воздушных судов на взлетно-посадочную полосу (ВПП), для чего вдоль образующих линий ВПП прокладывают в горизонтальной плоскости большой замкнутый электропроводящий контур, соединяют его через источник переменного тока с частотой 1 электрическим проводником, проложенным вдоль осевой линии ВПП
Улавливающее устройство // 2200687
Изобретение относится к авиации и может быть использовано для улавливания и плавного опускания на землю неисправных самолетов