Светосигнальная система аэродрома
Изобретение относится к воздушному транспорту и касается создания аэродромного оборудования. Светосигнальная система имеет огни осевой линии, ограничительные, боковые и входные огни взлетно-посадочной полосы (ВПП), огни зоны приземления и огни зоны приближения. Огни зоны приближения установлены вдоль двух сходящихся линий, образующих острый угол схождения, вершина которого находится на оси взлетно-посадочной полосы в начальной ее части. Тангенс половины угла схождения линий огней зоны приближения выбран из выражения tg = Z/X = (3,6
13,0)
tg
, где
- половина угла схождения линий огней зоны приближения,
- угол наклона установленной глиссады взлетно-посадочной полосы (ВПП), Z - расстояние от оси взлетно-посадочной полосы до огня зоны приближения, Х - расстояние от огня до вершины угла схождения огней зоны приближения, взятое вдоль оси взлетно-посадочной полосы. Огни зоны приближения могут быть расположены вплоть до боковых огней ВПП. Технический результат реализации изобретения заключается в получении летчиком визуальной информации о положении самолета относительно точки приземления по дальности и относительно заданной глиссады посадки по высоте на заключительном этапе посадки на стадии ручного управления. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к авиации, более конкретно к аэродромному оборудованию, и может быть использовано в светосигнальном оборудовании аэродрома для повышения его информативности и улучшения восприятия летчиком для повышения безопасности посадки самолетов в условиях ограниченной видимости.
Известна светосигнальная система аэродрома для обеспечения посадок по I, II и III категориям ИКАО, являющаяся наиболее употребительной и принятая за стандартную (см. Ю.Г.Басов. "Светосигнальные устройства." М. Транспорт, 1993 г. , стр. 113.). Система содержит огни осевой линии, ограничительные, боковые, входные огни взлетно-посадочной полосы (ВПП), огни концевой полосы безопасности, огни зоны приземления и огни зоны приближения. Огни зоны приближения располагаются перед входной кромкой ВПП и включают, как правило, несколько рядов огней, расположенных вдоль оси ВПП по обеим сторонам от нее и несколько рядов огней различной длины, расположенных на различном расстоянии от ВПП перпендикулярно ее оси. Такая система является достаточно сложной и громоздкой и в то же время не дает летчику достаточно полную визуальную информацию о положении самолета относительно ВПП на заключительном этапе посадки. На этом, самом сложном этапе посадки пилотирование самолета осуществляется летчиком вручную и визуально. Поэтому в это время летчику необходима визуальная информация о положении самолета относительно ВПП по дальности, высоте и скорости снижения. Однако из-за большого угла тангажа на этапе выравнивания летчик не видит огней, расположенных возле оси ВПП при посадке таких самолетов, как F/A-18, Су-27, МиГ-29 и видит их не в достаточной степени при посадке самолетов типа Boeing-767, Ty-204. В таких условиях взгляд летчика, направленный вперед и в сторону на 15-20o пытается "зацепиться за землю", чтобы получить недостающую информацию, что не всегда удается. Кроме того, точность восприятия высоты и скорости снижения летчиком зависит от квалификации штурмана, считывающего высоту с приборов. Более того, белый цвет огней приближения требует несколько попыток, чтобы разглядеть линии горизонтов, что также не всегда возможно, особенно в условиях тумана, создающего ореолы вокруг огней. В таких условиях, учитывая скоротечность посадки, ее точность и безопасность в значительной степени зависят от квалификации экипажа. Таким образом, известная светосигнальная система не обладает достаточной информативностью и не обеспечивает достаточную безопасность посадки, особенно в сложных метеоусловиях. Известны попытки улучшения светосигнальных систем аэродромов. Известна спектрально-сбалансированная хроматическая светосигнальная система NASA, включающая огни осевой линии, боковые и входные огни ВПП, огни зоны приземления и огни зоны приближения (см. патент США 4291294, Кл. В 64 F 1/20, 1981 г.). В ней ряды огней зон приближения и посадки, расположенные по обеим сторонам оси ВПП, выполнены в виде красных и голубых мерцающих огней, хроматически сбалансированных. Такая система позволяет улучшить восприятие огней, особенно в условиях тумана. Однако система сохраняет указанные выше недостатки, не позволяющие обеспечить достаточную безопасность посадки на ее заключительном этапе. Известны способ и установка для направленного ориентирования самолета при заходе на посадку фирмы Britec (Франция) (см. патент США 5136288, Кл. В 64 F 1/18. 1992 г.), включающая установку не менее трех огней с каждой стороны ВПП у ее входной кромки, выполненных таким образом, что при своей работе они создают три световые зоны в направлении захода самолета на посадку, позволяющие ему занимать правильное положение. Однако данная система решает только задачу обеспечения правильного захода на посадку при достаточно хорошей видимости и не обеспечивает достаточную безопасность посадки самолета на ее заключительном этапе. Известна система огней приближения и посадки для самолета (патент США 3964015, 1976 г.), которая представляет в том числе огни зоны приближения, выполненные в виде двух рядов световых продолговатых полос, которые сходятся и пересекаются в точке прицеливания на взлетно-посадочной полосе, и точечные огни, расположенные внутри рядов продолговатых огней и выше их. Указанные огни образуют две наклонные плоскости, проходящие через продолговатые и точечные огни, пересекающиеся в центре над зоной приближения так, что образуют точную траекторию приближения самолета, наклоненную и приходящую в точку прицеливания (предполагаемую точку приземления на ВПП). Недостатком такой светосигнальной системы является ее сложность, строгая детерминированность ее траектории как в вертикальной, так одновременно и в горизонтальной плоскостях, что приводит к усложнению процесса пилотирования. Ни летчик, ни автопилот не в состоянии выдержать траекторию снижения без отклонений от заданных значений по направлению и высоте полета, а следовательно, в первоначальный момент обнаружения в тумане огней самолет не попадает на линию пересечения световых плоскостей, определяющих идеальную траекторию посадки, из-за чего не обеспечивается выравнивание самолета по заданной траектории. Кроме того, при условиях метеоминимума, соответствующих I категории ИКAO и ниже, остающийся с момента обнаружения огней приближения и до начала выравнивания резерв времени, составляющий 15-10 с, слишком мал для выхода на заданную глиссаду снижения с заданной вертикальной скоростью, но достаточен для исправления вертикальной скорости снижения, что только реально в этот момент и требуется. Таким образом, известные светосигнальные системы аэродромов не обладают достаточной информативностью и не обеспечивают безопасность заключительного этапа посадки самолета, особенно в условиях атмосферных помех. Сущность изобретения Задачей изобретения является создание такой светосигнальной системы аэродрома, которая позволила бы летчику получать визуальную информацию о положении самолета относительно точки приземления по дальности и относительно заданной глиссады снижения по высоте на заключительном этапе посадки - стадии ручного управления. Кроме того, система должна быть простой по конструкции, обеспечивать легкость восприятия летчиком в условиях дефицита времени. Таким образом, система должна обеспечивать более высокую степень безопасности посадки самолетов. В соответствии с изобретением поставленная задача достигается тем, что в светосигнальной системе аэродрома, включающей огни осевой линии, ограничительные, боковые и входные огни ВПП, огни зоны приземления и зоны приближения, огни зоны приближения выполнены установленными вдоль двух сходящихся линий, образующих острый угол схождения, вершина которого расположена на оси взлетно-посадочной полосы в начальной ее части, причем тангенс половины угла схождения линий огней зоны приближения выбран из выражения: tg





фиг. 1 показывает схему светосигнального оборудования аэродрома I категории ИКАО, оборудованного в соответствии с изобретением;
фиг. 2 показывает вид из кабины летчика при движении самолета ниже глиссады;
фиг. 3 показывает вид из кабины летчика при движении самолета по глиссаде;
фиг. 4 показывает вид из кабины летчика при движении самолета выше глиссады. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Аэродром I категории ИКАО, оборудованный светосигнальными огнями в соответствии с изобретением, содержит взлетно-посадочную полосу (ВПП) 1 с осью ВПП 2 (см. фиг.1). Светосигнальное оборудование включает:
- боковые огни 3, размещенные вдоль обеих продольных кромок ВПП и служащие для обозначения ширины ВПП;
- входные огни 4, выполненные с зеленым светофильтром, установленные вдоль порога ВПП и предназначенные для обозначения ее начала;
- ограничительные огни 5 с красным светофильтром, расположенные вдоль торца ВПП и предназначенные для обозначения ее конца. Кроме того, система снабжена огнями приближения 6, расположенными перед ВПП, между ближним приводным радиомаяком и началом ВПП. Огни зоны приближения 6 выполнены установленными вдоль двух сходящихся линий 7 и 8, образующих острый угол - угол схождения 2


tg




где


Z - расстояние от оси взлетно-посадочной полосы до огня зоны приближения,
Х - расстояние от огня до вершины угла схождения огней зоны приближения, взятое вдоль оси взлетно-посадочной полосы. Огни зоны приближения 6 простираются от входной кромки ВПП в направлении захода на посадку на расстояние, равное ~ 900 - 1000 м. С другого конца огни зоны приближения расположены вплоть до боковых огней ВПП. Кроме того, плоскость расположения огней приближения, как правило, располагается горизонтально на уровне зоны приземления ВПП. Сами огни выполнены в виде прожекторных огней наземного расположения, размещены с шагом ~ 30 м и развернуты в сторону захода на посадку. Сходящиеся огни зоны приближения 6 могут быть дополнены центральным рядом огней 10, расположенных на продолжении оси ВПП. Для усиления заметности огни зоны приближения 6, выполненные в виде прожекторных огней постоянного свечения, могут быть дополнены импульсными огнями, например прожекторными лампами с конденсаторным разрядом. Импульсные огни могут быть размещены вдоль линий, параллельных линиям 7 и 8, либо на линиях 7, 8, между огнями 6. Аэродромы II и III категорий ИКАО оснащаются дополнительным светосигнальным оборудованием: огнями зоны приземления, огнями осевой линии ВПП, огнями концевых полос безопасности. Однако оборудование их огнями приближения в соответствии с изобретением выполняется аналогично вышеописанному. Осуществление посадки самолета на аэродромы, оборудованные в соответствии с изобретением, осуществляется следующим образом. При приближении к аэродрому, обнаружив светосигнальные огни, летчик уточняет свое положение относительно ВПП и глиссады с помощью инструментальных средств, после чего производит заход на посадку, направляя свой самолет в предполагаемую точку схождения огней зоны приближения, т.е. в точку "А". Положение самолета относительно заданной глиссады снижения контролируется летчиком по данным системы указания глиссады или по скорости снижения. При подходе к ВПП на расстояние 800 - 1000 м или при снижении до высоты 90 - 50 м летчик переходит на ручное управление, руководствуясь визуальной информацией, получаемой им путем восприятия окружающей обстановки через остекление кабины. Вид сходящихся огней приближения вместе с боковыми огнями ВПП дает возможность летчику оценивать достаточно точно ориентацию самолета относительно оси ВПП, о расстоянии до зоны приземления и наличии крена самолета. Кроме того, по углу схождения огней приближения, по его изменению летчик получает возможность судить о положении самолета относительно глиссады, об изменении скорости снижения. Так, при движении по глиссаде летчик видит из кабины картину, аналогичную фиг.3, при движении ниже глиссады - картину, аналогичную фиг.2, а при движении выше глиссады - картину, аналогичную фиг.4. Более того, "удерживая" картину сходящихся огней приближения постоянной, такой, какой летчик увидел ее при заходе на посадку в начальный момент, находясь на глиссаде, он неизменно приведет самолет в предполагаемую зону приземления на ВПП. Таким образом, предложенная система светосигнального оборудования аэродрома позволяет получить летчику на заключительном этапе захода и расчета на посадку дополнительную визуальную информацию, что дает возможность производить более уверенную и точную посадку. Это, в свою очередь, приводит к повышению безопасности посадки, особенно в условиях ограниченной видимости, затрудняющей восприятие летчиком визуальной информации. Кроме того, система светосигнального оборудования упрощается за счет отсутствия линий огней световых горизонтов, нескольких рядов осевых огней, сокращаются затраты на ее установку и обслуживание.
Формула изобретения
tg



где


Z - расстояние от оси взлетно-посадочной полосы до огня зоны приближения;
Х - расстояние от огня до вершины угла схождения огней зоны приближения, взятое вдоль оси взлетно-посадочной полосы. 2. Светосигнальная система по п.1, отличающаяся тем, что огни зоны приближения расположены вплоть до боковых огней взлетно-посадочной полосы.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4