Способ контроля точности юстировки прицела летательного аппарата в горизонтальной плоскости
Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом предлагаемого способа является возможность контроля точности юстировки прицела летательного аппарата в горизонтальной плоскости. Сущность изобретения заключается в том, что привязку связанной системы координат летательного аппарата к установленной впереди него мишени производят в полете в режиме "Визуальная коррекция". После стабилизации системой автоматического управления положения ЛА, не изменяя положения его органов управления, осуществляют совмещение подвижной марки прицела с мишенью, используя механизм управления перекрестием. Погрешность юстировки определяют как рассогласование г между перекрестием, индицирующим требуемое положение нуля неподвижной оси прицела на мишени, и истинным положением нуля неподвижной оси прицела с использованием аналитической зависимости
где D0 - дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА; D - дальность до мишени;
г - погрешность юстировки; fг - угол визирования мишени.
Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА).
Известен способ юстировки прицельных систем, основанный на анализе результатов боевого применения авиационных средств поражения (АСП). В нем вычисляют характеристики промахов АСП от цели (математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение) и на основании этих характеристик судят о точности юстировки (Анализ результатов боевых применений ВВС. Выпуск 4738 -Б. - М.: 1982). К недостаткам способа можно отнести большую трудоемкость и неоперативность, а также возникновение неопределенностей в принятии решения о точности юстировки прицельной системы, вследствие того, что характеристики промахов обусловлены не только точностью весовых, баллистических и других свойств АСП, определяющих их техническое рассеивание, а также точностью пристрелки агрегатов подвески авиационного вооружения. Известен способ юстировки прицельных систем при помощи специальной мишени (Технология проверки наводки агрегатов вооружения и юстировки прицельного комплекса без предварительной выставки самолета 32-36 в плоскость горизонта. ВВС. Выпуск 5349, 1985). Сущность данного способа состоит в привязке связанной системы координат ЛА к мишени, установленной впереди ЛА, определении визуально по отчетному визиру (ОВ) рассогласования между перекрестием на мишени, индицирующим требуемое положение "нуля" неподвижной оси прицела. К недостаткам способа можно отнести большое количество применяемых средств, а также высокие трудозатраты при проведении юстировки. В качестве прототипа выбран способ контроля точности неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, изложенный в (Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU 2102685 С1, зарегистрировано в Государственном реестре изобретений 20 января 1998 года). Сущность данного способа заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Погрешность юстировки











D - текущая дальность до мишени;




где D0 - дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА;
D - дальность до мишени;


fг - угол визирования мишени. Сущность способа поясняется следующими рассуждениями. Для привязки связанной системы координат ЛА к установленной впереди него на Земле мишени, используют режим "Визуальная коррекция", применяемый для автоматической коррекции счисляемых на борту координат местоположения ЛА с использованием оптического прицела. При этом координаты мишени (наземного ориентира) должны быть заранее введены в бортовую цифровую вычислительную систему (БЦВС) ЛА. Пилотированием ЛА помещают мишень в створ прицела, при помощи механизма управления перекрестием управляют положением подвижной марки, совмещают ее с изображением мишени и нажимают кнопку "В.К.". В этот момент, координаты подвижной марки в индикаторной системе координат пересчитываются в связанную, а затем в стабилизированную систему координат для определения углов отклонения линии визирования (ЛВ) мишени в горизонтальной fг и вертикальной fв плоскостях от оси ОХ (Зенкевич Н.И., Ганулич А.К. Прицельно-навигационные системы. -М. , ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1972, С. 114). Ось ОХ принимают по положению неподвижного перекрестия. В зависимости от углов fг и fв автоматически рассчитываются дальность Х до мишени и боковое отклонение ЛА Z от линии заданного пути (ЛЗП) в частно-ортодромической системе координат:
X = Hctg(fв-

Z = Htgfгctg(fв-

где X, Z - дальность до мишени и боковое отклонение ЛА от ЛЗП;
Н - высота полета ЛА, вычисляемая радиовысотомером (РВ);


где








где ДZ - ошибка вычисления бокового отклонения, вызванная погрешностью юстировки Д

D0 - дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА. Соответственно неверно будет рассчитано и значение заданного курса




где ДZ - ошибка вычисления бокового отклонения, вызванная погрешностью юстировки Д

D - дальность до мишени в момент наложения подвижной марки на изображение мишени;
fг - угол визирования мишени. Таким образом, используя выражения (6) и (7), получаем зависимость

из которой путем преобразований получают (3). На Земле, для определения погрешности юстировки как рассогласования


Формула изобретения

где D0 - дальность до мишени в момент выполнения визуальной коррекции координат ЛА;
D - дальность до мишени;


fг - угол визирования мишени.