Корпус концевого уплотнения цилиндра паровой турбины (варианты)
Изобретение относится к турбиностроению и предназначено для повышения эффективности работы концевых уплотнений. Предложен корпус концевого уплотнения цилиндра паровой турбины (вариант 1), включающий внутреннюю камеру с отверстиями подвода охлаждающего пара и отвода горячего пара, разделяющую лабиринты отсеков, состоящие из кольцевых выступов ротора и гребней обоймы корпуса. При этом во внутренней камере установлена кольцевая перегородка между отверстиями подвода охлаждающего пара и отвода горячего пара. Кроме того, граничащий с камерой крайний кольцевой выступ ротора внутреннего отсека уплотнения расположен в камере между обоймой внутреннего отсека и перегородкой. Предложен также корпус концевого уплотнения цилиндра паровой турбины (вариант 2), включающий внутреннюю камеру с отверстиями подвода охлаждающего пара и отвода горячего пара, разделяющую лабиринты отсеков, состоящие из кольцевых выступов ротора и гребней обоймы корпуса, в котором отверстия отвода горячего пара расположены на участке внутренней камеры с диаметром большим, чем диаметр внутреннего лабиринтного отсека, а отверстия подвода охлаждающего пара расположены на участке с диаметром меньшим, чем диаметр внутреннего лабиринтного отсека. Заявленное концевое уплотнение позволяет повысить эксплуатационные показатели паровой турбины, включающие уменьшение расхода охлаждающего пара и эффективное охлаждение концевой части ротора и корпуса турбины без теплосмен, приводящих к износу лабиринтов и выбиванию пара из уплотнения. 2 с. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области турбиностроения и предназначено для повышения эффективности работы концевых уплотнений.
Известен корпус концевого уплотнения цилиндра паровой турбины, применяемый в цилиндрах повышенного давления с ваккумными отсосами горячего пара протечек, включающий среднюю камеру с отверстиями подвода охлаждающего пара и внутреннюю камеру с отверстиями отвода горячего пара протечек. Указанные камеры разделяют лабиринты отсеков, состоящие из кольцевых выступов ротора и гребней обоймы корпуса. Из внутренней камеры, находящейся под разрежением, производится отсос в вакуумную систему горячего пара протечек, поступающих из цилиндра через лабиринты внутреннего отсека. В среднюю камеру подводится пар, охлаждающий концевые части цилиндра и ротора. Один из потоков охлаждающего пара перетекает через лабиринты одного из промежуточных отсеков во внутреннюю камеру, откуда удаляется вместе с горячим паром протечек. Другой поток охлаждающего пара перетекает через лабиринты другого промежуточного отсека во внешнюю камеру, откуда удаляется вместе с присосами воздуха, поступающими из машзала через лабиринты внешнего отсека. Таким образом, охлаждающий пар, подаваемый в среднюю камеру концевого уплотнения, отсекает лабиринты внешнего и промежуточных отсеков и концевые части ротора и цилиндра паровой турбины и ее подшипники от нагрева горячим паром протечек из цилиндра. Известный корпус концевого уплотнения является аналогом предлагаемого изобретения (РТМ 108.020.33 - 86, черт. 43). Недостатком известного устройства является увеличенный расход охлаждающего пара в связи с его разделением в средней камере на два потока. В случае износа лабиринтов потребуется дальнейшее увеличение расхода охлаждающего пара, которое из-за недостаточных сечений средней камеры подвода охлаждающего пара и возникающей при этом окружной неравномерности давления в этой камере, а также из-за недостаточных сечений трубопроводов подвода охлаждающего пара и отвода горячего пара, может привести к пропариванию. В высокотемпературных уплотнениях пропаривание вызывает нагрев корпусов подшипников, что приводит к расцентровкам ротора и корпуса и износу паровых и масляных лабиринтовых уплотнений. Нагрев корпуса подшипника влечет за собой еще и шлакование масляных уплотнений, что также снижает их сопротивление и засоряет дренажные отверстия. Все эти факторы вызывают выбивание масла из подшипников, что приводит к пропитыванию маслом изоляции турбины и его возгоранию. Известен корпус концевого уплотнения, который включает внутреннюю камеру с отверстиями подвода охлаждающего пара и отвода горячего пара, разделяющую лабиринты отсеков, состоящие из кольцевых выступов ротора и гребней обоймы корпуса. Во внутреннюю камеру через отверстия подвода подается охлаждающий пар и происходит его смешение с горячим паром протечек, поступающим через лабиринты внутреннего отсека из цилиндра. После смешения пар из внутренней камеры через отверстия отвода удаляется в вакуумный отбор и, кроме того, через лабиринты среднего отсека частично перетекает во внешнюю камеру, откуда удаляется вместе с присосами воздуха, поступающими из машзала через лабиринты внешнего отсека. Таким образом, в результате смешения достигается некоторое снижение температуры пара, омывающего концевую часть ротора и цилиндра (патент РФ 2107168, МПК F 01 D 11/00). По совокупности признаков этот известный корпус концевого уплотнения цилиндра паровой турбины является наиболее близким к предлагаемому и принимается за прототип. Недостатком известного корпуса концевого уплотнения, принятого за прототип, является недостаточно эффективное и недостаточно экономичное охлаждение концевой части ротора и корпуса турбины. В известном корпусе концевого уплотнения не предусмотрены меры, препятствующие периодическому проникновению горячего пара протечек вдоль ротора по лабиринтам среднего отсека во внешнюю камеру. В результате этого смешанный пар не постоянно омывает концевую часть ротора и корпуса, что приводит к теплосменам и тепловым ударам. Как следствие этого могут иметь место термоупругие и остаточные коробления обойм и корпусов концевых уплотнений, сопровождающиеся раскрытием разъемов, износом лабиринтов, выбиванием пара в сторону подшипника и присосами воздуха в вакуумную систему. Это приводит к обводнению масла, замасливанию конденсата и ухудшению вакуума. Заявленное решение позволяет повысить эксплуатационные показатели паровой турбины, включающие уменьшение расхода охлаждающего пара и эффективное охлаждение концевой части ротора и корпуса турбины без теплосмен, приводящих к износу лабиринтов и выбиванию пара из уплотнения. По сравнению с известным корпусом концевого уплотнения, принятым за аналог, в предложенном корпусе концевого уплотнения происходит уменьшение расхода охлаждающего пара за счет изменения места его подвода и, как следствие, увеличение вдвое количества уплотнительных гребней в омываемом им отсеке. Так, в известном корпусе концевого уплотнения расход охлаждающего пара пропорционален

Формула изобретения
1. Корпус концевого уплотнения цилиндра паровой турбины, включающий внутреннюю камеру с отверстиями подвода охлаждающего пара и отвода горячего пара и установленной в ней перегородкой между этими отверстиями, разделяющую лабиринты отсеков, состоящие из кольцевых выступов ротора и гребней обоймы корпуса, отличающийся тем, что граничащий с камерой крайний кольцевой выступ ротора внутреннего отсека уплотнения расположен в камере между обоймой внутреннего отсека и перегородкой, выполненной в виде кольца. 2. Корпус концевого уплотнения цилиндра паровой турбины, включающий внутреннюю камеру с отверстиями подвода охлаждающего пара и отвода горячего пара, разделяющую лабиринты отсеков, состоящие из кольцевых выступов ротора и гребней обоймы корпуса, отличающийся тем, что отверстия отвода горячего пара расположены на участке камеры с диаметром большим, чем диаметр лабиринтов внутреннего отсека, а отверстия подвода охлаждающего пара расположены на участке с диаметром меньшим, чем диаметр лабиринтов внутреннего отсека.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3