Лабиринтное уплотнение
Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено антифрикционное серебряное покрытие. В результате повышается надежность в работе машины за счет уменьшения износа уплотнения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям, и может быть использовано в паровых и газовых турбинах и нагнетателях для перекачки газа и т.п.
Известно лабиринтное воздушное уплотнение между степенями компрессора для уменьшения утечек воздуха через зазор между гребешками уплотнения и неподвижной деталью [1]. Однако при малых зазорах возможно задевание гребешков о неподвижную деталь. В этом случае происходит наволакивание и взаимный перенос металла между вращающимися и невращающимися частями лабиринтного уплотнения, что приводит к повреждению деталей и к резкому увеличению радиального зазора. Как правило, такое уплотнение в случае касания требует замены, что затруднительно, т. к. роторы крупных газотурбинных двигателей являются неразборными. Известно лабиринтное уплотнение, в котором для получения малых зазоров на неподвижные кольца статора нанесены графитотальковые или графитоалюминиевые уплотнительные покрытия [2]. Недостатками такого уплотнения являются скалывание и выветривание уплотнительного покрытия, особенно при больших ресурсах работы и при высоких температурах. Кроме того, графитотальковое или графитоалюминиевое покрытия наносят только с внутренней стороны невращающихся статорных деталей, т.к. при нанесении таких уплотнительных покрытий на вращающиеся роторные детали происходит отслаивание покрытий. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности работы турбомашины путем исключения катастрофического износа уплотнения в случае касания гребешков уплотнения о неподвижную ответную поверхность лабиринта ротора. Задача решается за счет того, что в лабиринтном уплотнении между статором и ротором турбомашины, включающем лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность, согласно изобретению лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на ответную цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено антифрикционное серебристое покрытие. Причем толщина покрытия составляет 3 - 60 мкм. В случае касания гребешком лабиринта ответной цилиндрической поверхности лабиринта ротора с нанесением на него серебряным антифрикционным покрытием, в зоне контакта образуется пара трения, аналогичная паре трения "ротор-статор" в подшипнике скольжения в случае выдавливания масляной пленки. Покрытие служит твердой смазкой с высокими антифрикционными свойствами при температурах, развиваемых в зоне контакта гребешка лабиринта с ответной ему цилиндрической поверхностью ротора, который практически исключает взаимный перенос металла между вращающимися и невращающимися деталями. Покрытие сначала работает как твердая смазка, а затем в зоне контакта расплавляется, снижая при этом трение контактирующих деталей и предотвращая катастрофический износ уплотнения. Для исключения растрескивания и отслаивания покрытия из-за разницы коэффициентов линейного расширения материалов лабиринта и покрытия, вышеназванное покрытие должно обладать высокими антифрикционными свойствами, иметь более низкую температуру плавления, чем основной материал, из которого изготовлен лабиринт. Для лабиринтного уплотнения турбины высокотемпературного двигателя, детали которого работают при T



Формула изобретения
1. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины, включающее лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность, отличающееся тем, что лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено антифрикционное серебряное покрытие. 2. Лабиринтное уплотнение по п.1, отличающееся тем, что толщина покрытия составляет 3 - 60 мкм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнительным устройствам за компрессором газотурбинного двигателя
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в надбандажных уплотнениях ЦВД паровых турбин
Лабиринтное уплотнение вала // 2141591
Лабиринтное уплотнение // 2065111
Изобретение относится к технике герметизации вращающихся валов гидромашин, а именно к бесконтактным уплотнениям лабиринтного типа
Изобретение относится к энергетике, в частности, к способам подвода газа на лабиринтные уплотнения турбогенератора и может быть использовано в зонах с умеренным климатом
Лабиринтное винтовое уплотнение // 2003903
Уплотнение анализатора // 1830120
Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнительным устройствам за компрессором газотурбинного двигателя
Изобретение относится к авиационному двигателестроению
Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, в частности уплотнительным устройствам
Газотурбинный двигатель // 2134808
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в авиации, а также в наземных установках
Паровая турбина // 2133834
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано на паровых турбинах
Схема концевых уплотнений паровой турбины // 2120038
Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании и модернизации паровых турбин
Паровая турбина // 2113596
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в паровых турбинах
Диафрагма паровой турбины // 2108465
Изобретение относится к области паротурбиностроения и может быть использовано в узле концевого уплотнения паровой турбины, преимущественно для цилиндров высокого и среднего давлений