Система для обнаружения и определения местоположения человека, терпящего бедствие на воде
Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано для обнаружения человека, терпящего бедствие на воде, и определения его местоположения. Способ содержит спасательный жилет с расположенными в его грудной и заспинной областях источниками света и передатчиками с передающими антеннами, а также аппаратуру, установленную на борту вертолета. Бортовая аппаратура вертолета содержит приемные антенны 23-27, смесители 30-33, 40, усилители 35-38 первой промежуточной частоты, первый и второй гетеродины 28 и 39, усилитель 41 второй промежуточной частоты, перемножители 44-47, 52, 53, узкополосные фильтры 48-51, 54, 55, амплитудный детектор 42, блок 43 регистрации, линии задержки 56 и 57, фазовые детекторы 58 и 59, фазометры 60-63, двигатель 64, опорный генератор 65. Такое выполнение системы обеспечивает повышение надежности обнаружения и определения местоположения человека, терпящего бедствие на воде. 4 ил.
Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано для обнаружения человека, терпящего бедствие на воде и определения его местоположения.
Известны спасательные системы и устройства (авт. свид. СССР N N 385819, 431063, 637298, 765113, 988655, 1348256, 1505840, 1505841, 1588636, 1615054, 1643325, 1664653; патента РФ N N 2000995, 2009956, 2038259, 2043259, 2051838; патенты США NN 3621501, 4889511; патент Великобритании N 1145051; патент Дании N 103118 и другие). Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является "Спасательный жилет" (авт. свид. N 1664653, В 63 С 9/20, 1985), который и выбран в качестве прототипа. Указанный спасательный жилет, одетый на человека, снабжен источником энергии, кабелями подвода энергии к источникам света, патронами, мембранами, рычагами пневмомагистралью двумя источниками света и обеспечивает обнаружение человека, терпящего бедствие на воде. Однако обнаружить источники света в светлое время и в условиях плохой погоды на больших расстояниях затруднительно. Технической задачей изобретения является повышение надежности обнаружения и определения местоположения человека, терпящего бедствие на воде, путем использования радиоизлучателя и вертолета. Поставленная задача решается тем, что система для обнаружения и определения местоположения человека, терпящего бедствие на воде, включающая спасательный жилет, одетый на человека и содержащий два источника света, один из которых расположен в грудной области спасательного жилета, а другой - в заспинной его области, источник тока, два размыкателя электрической цепи и две сообщающиеся герметичные емкости, каждая из которых отделена от окружающей среды мембраной, при этом одна из герметичных емкостей расположена в грудной области спасательного жилета, а другая - в заспинной его области, мембрана каждой емкости связана с размыкателем электрической цепи соответствующего ей источника света посредством рычага, а оба источника света через размыкатели соединены с источником тока параллельно, снабжена двумя миниатюрными передатчиками с передающими антеннами, один из которых расположен в грудной области спасательного жилета, а другой - в заспинной его области, и аппаратурой, установленной на борту вертолета и состоящей из одного измерительного и четырех пеленгационных каналов, причем измерительный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны, первого смесителя, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, усилителя первой промежуточной частоты, шестого смесителя, второй вход которого соединен с выходам второго гетеродина, усилители второй промежуточной частоты, амплитудного детектора и блока регистрации, каждый пеленгационный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны, смесителя, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, усилителя первого промежуточной частоты, перемножителя, второй вход которого соединен с выходом усилителя второй промежуточной частоты, и узкополосного фильтра, при этом к выходу первого узкополосного фильтра последовательно подключены пятый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго узкополосного фильтра, пятый узкополосный фильтр и первый фазометр, к выходу второго узкополосного фильтра последовательно подключены первая линия задержки, первый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом второго узкополосного фильтра, и второй фазометр, к выходу третьего узкополосного фильтра последовательно подключены шестой перемножитель, второй вход которого соединен с выходом четвертого узкополосного фильтра, шестой узкополосный фильтр и третий фазометр, к выходу четвертого узкополосного фильтра последовательно подключены вторая линия задержки, второй фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом четвертого узкополосного фильтра, и четвертый фазометр, вторые входы фазометров соединены с выходом опорного генератора, приемная антенна измерительного канала размещена над втулкой винта вертолета, приемные антенны пеленгационных каналов размещены на концах лопастей несущего винта вертолета, двигатель кинематически связан с винтом вертолета и опорным генератором. На фиг. 1 схематично изображен спасательный жилет с источниками света 1, 2 и передатчиками 19, 20 с передающими антеннами 21, 22, одетый на человека; на фиг. 2 - то же, разрез. Структурная схема аппаратуры, установленной на вертолете, представлена на фиг. 3. Геометрическая схема расположения приемных антенн на вертолете изображена на фиг. 4. Спасательный жилет, кроме того, состоит из источника 3 энергии, кабелей 4 и 5 подвода энергии к источникам света 1, 2 и передатчиками 19, 20 с передающими антеннами 21, 22, патронов 6 и 7, мембран 8, 9 и связанных с ними рычагов 10 и 11 с контактами 12 и 13, а также герметичной пневмомагистрали 14, связывающей герметичные воздушные полости 15 и 16, Места ввода кабелей 4 и 5 от источника энергии 3 в полости 15 и 16 загерметизированы уплотнительными кольцами 17 и 18. Источник света 1 и передатчик 19, источник света 2 и передатчик 20 подключены параллельно к источнику энергии 3. Аппаратура, размещаемая на борту вертолета, содержит измерительный канал и четыре пеленгационных канала. Измерительный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны 23, смесителя 29, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина 28, усилителя 34 первой промежуточной частоты, шестого смесителя 40, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 39, усилителя 41 второй промежуточной частоты, амплитудного детектора 42 и блока 43 регистрации. Каждый пеленгационный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны 24 (25, 26, 27), смесителя 30 (31, 32, 33), второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина 28, усилителя 35 (36, 37, 38) первой промежуточной частоты, перемножителя 44 (45, 46, 47), второй вход которого соединен с выходом усилителя 41 второй промежуточной частоты, и узкополосного фильтра 48 (49, 50, 51). К выходу первого узкополосного фильтра 48 последовательно подключены пятый перемножитель 52, второй вход которого соединен с выходом второго узкополосного фильтра 49, пятый узкополосный фильтр 54 и первый фазометр 60. К выходу второго узкополосного фильтра 49 последовательно подключены первая линия 56 задержки, первый фазовый детектор 58, второй вход которого соединен с выходом второго узкополосного фильтра 49, и второй фазометр 61. К выходу третьего узкополосного фильтра 50 последовательно подключены: шестой перемножитель 53, второй вход которого соединен с выходом четвертого узкополосного фильтра 51, шестой узкополосный фильтр 55 и третий фазометр 62. К выходу четвертого узкополосного фильтра 51 последовательно подключены вторая линия 57 задержки, второй фазовый детектор 59, второй вход которого соединен с выходом четвертого узкополосного фильтра 51, и четвертый фазометр 63. Вторые входы фазометров 60-63 соединены с выходом опорного генератора 65. Приемная антенна 23 измерительного канала размещена над втулкой винта вертолета, приемные антенны 24-27 пеленгационных каналов размещены на концах лопастей несущего винта вертолета, двигатель 64 кинематически связан с винтом вертолета и опорным генератором 65. Система работает следующим образом. В положении, показанном на фиг. 1, давление окружающей среды P2 на мембрану 9 больше, чем атмосферное давление P1 на мембрану 8. Мембрана 9 находится в поджатом, мембрана 8 в отжатом состоянии. Соответственно рычаг 11 отжимает контакт 13 от источника 2 света и передатчика 22, а рычаг 10 поджимает контакт 12 к источнику 1 света и передатчику 19. Источник 1 света горит, передатчик 19 излучает сигнал бедствия, источник 2 света не горит, передатчик 20 не работает. Если человек совершает поворот относительно горизонтальной оси на 180o, то тогда наверху оказываются источник 2 света и передатчик 20 с передающей антенной 22. Давление среды на мембрану 8 становится больше, чем на мембрану 9, мембрана 8 поджимается, рычаг 10 размыкает контакт 12 с источником 1 света и передатчиком 19 с передающей антенной 21. Цепь разомкнута, источник 1 света гаснет, передатчик 19 выключается. Одновременно воздух из полости 15 перетекает через магистраль 14 в полость 16, мембрана 9 отжимается, рычаг 11 замыкает контакт 13 с источником 2 света и передатчиком 20 с передающей антенной 22. Источник 2 света загорается, а передатчик 20 излучает сигнал бедствия. В ночное время и в хорошую погоду источник света может быть обнаружен визуально на значительном расстоянии. Однако в светлое время и в плохую погоду обнаружить источник света затруднительно. Радиоизлучение является всепогодным и обеспечивает передачу сигнала бедствия на большие расстояния. При этом сигнал бедствия (SOS) излучается периодически с определенным периодом Тп длительностью Тс на определенной частоте Wс, которая отводится специально для передачи сигнала бедствия и не занимается для передачи другой информации. Приемная аппаратура размещается на борту вертолета. Вертолеты в настоящее время применяются для решения широкого круга задач, таких как медико-эвакуационные операции, спасательные работы при ликвидации аварий, поиск потерпевших бедствие, противопожарное патрулирование, контроль автострад с целью пеленгации угнанных транспортных средств, контроль за маршрутом следования специальных машин, перевозящих в пределах населенных пунктов опасные грузы (например, горючие, взрывчатые вещества и т.п.), определение местоположения источников экологического и стихийного бедствий, обеспечение деятельности морских нефтяных промыслов, геологоразведка и другие. Это возможно благодаря их преимуществам по сравнению с самолетами взлетать и садиться на площадки малооборудованные и ограниченные по размерам. Наличие вращающегося винта вертолета может быть использовано для определения направления на источник излучения сигнала бедствия (радиодатчик PD) с помощью устройства, антенны которого расположены на концах лопастей несущего винта. Измерив углы направления на источник излучения сигнала бедствия







































Uг1(t) = Vг1


Знаки "+" и "-" перед величинами 2










Uпр1(t) = Vпр1








где Uпр1=1/2 K1 Uc Vг1;
K1 - коэффициент передачи смесителей;
Uпp1 = Wс - Wг1 - первая промежуточная частота;





На выходе смесителя 40 образуются напряжения комбинированных частот. Усилителем 41 выделяется напряжение второй промежуточной частоты.

где Uпp2 = 1/2 K1 Vпp1 Vг2:
Wпp2 = Wпp1 - Wг2 - вторая промежуточная частота;



которое поступает на второй вход перемножителей 44-47, на первый вход которых подаются напряжения Uпp2-Uпp5(t). На выходе перемножителей образуются напряжения:
U6(t) = V6







U7(t) = V6







U8(t) = V6








где V6 = 1/2 K2 Vпp1 Vпp2;
K2 - коэффициент передачи перемножителей, которые выделяются узкополосными фильтрами 48-51. Следовательно, полезная информация об углах







входящая в состав указанных колебаний и называемая индексом фазовой модуляции, характеризует максимальное значение отклонения фазы вращающихся антенн 24-27 относительно фазы 23. Пеленгатор тем чувствительнее к изменению углов












U10(t) = V10



U11(t) = V10





где V10 = 1/2 K2 V6 2;
с индексом фазовой модуляции








Для устранения возникающей при этом неоднозначности отсчета углов







U12(t) = V12



U13(t) = V12





где V12 = 1/2 К3 V6 2;
К3 - коэффициент передачи фазовых детекторов;
с индексом фазовой модуляции




















Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4