Силовая установка и фрикционная передача
Силовая установка относится к двигателестроению, содержит двигатель с выходным валом и движитель, соединенные между собой соосной планетарной передачей с сателлитами, солнечным и коронным колесами. Передача выполнена фрикционной с коническими рабочими поверхностями сателлитов, солнечных и коронных колес, имеющими общую вершину зацепления в точке на оси передачи, расположенной по ходу движителя. Фрикционная передача силовой установки содержит солнечное колесо, упругое коронное колесо и сателлиты, установленные на нем с натягом. Коронное колесо соединено с диском колеса или с корпусом посредством гибкого элемента. Изобретение позволяет обеспечить автоматическое измерение нажимных усилий между колесами передачи пропорционально вариациям силы тяги двигателей и устранить уровень перекоса рабочей поверхности коронного колеса передачи при креплении его к диску колеса или в корпусе. 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретения относятся к двигательным установкам воздушного и водного транспорта и могут быть применены в ветряных двигателях, воздуходувках, вентиляторах, компрессорах, в передачах общего машиностроения.
Известна силовая установка [1], содержащая поршневой двигатель и воздушный винт, движитель, соединенные между собой понижающим редуктором в виде планетарной соосной зубчатой передачи с коронным и солнечным колесами, сопряженными с шестью сателлитами, оси которых закреплены на водиле, связанном с воздушным винтом. Планетарная соосная передача весьма компактна, но в зубчатом исполнении она конструктивно сложна, нетехнологична, характеризуется значительным уровнем шума, низким КПД, требует хорошей смазки. В настоящей заявке решается задача усовершенствования силовой установки-прототипа путем исполнения редуктора в виде планетарной фрикционной соосной передачи, работоспособность и надежность которой обеспечены автоматическим изменением нажимных усилий между колесами пропорционально вариациям силы тяги двигателей, при этом достигается упрощение конструкции, бесшумность работы, более высокий КПД. Предпочтительное применение - в энергетических установках с высокооборотными турбинами или роторными двигателями. Предложенная задача решается тем, что в силовой установке, содержащей двигатель с выходным валом и движитель, соединенные между собой соосной планетарной передачей с сателлитами, солнечным и коронным колесами, передача выполнена фрикционной с коническими рабочими поверхностями сателлитов, солнечных и коронных колес, и в этой передаче солнечные и коронные колеса имеют общую вершину зацепления в точке на оси передачи, расположенной по ходу движителя. Известны фрикционные планетарные соосные передачи В.А. Чеснокова [2] - [4]. Наиболее проста и эффективна последняя из них, которая содержит солнечное колесо, сателлиты и упругое коронное колесо, которое выполнено неподвижным и сателлиты установлены в нем с натягом. При работе передачи сателлиты генерируют в упругом коронном колесе волны деформации и при жестком неподвижном креплении коронного колеса деформация его по ширине и соответственно контактные напряжения в зацеплении неравномерны, что неблагоприятно для нагрузочной способности передачи. Задачей настоящих изобретений является устранение угловых перекосов рабочей поверхности коронного колеса при креплении его к диску колеса или в корпусе и повышение, таким образом, несущей способности и надежности передачи. Предложенная задача решается тем, что во фрикционной передаче, содержащей солнечное колесо, упругое коронное колесо и сателлиты, установленные в нем с натягом, коронное колесо соединено с диском колеса или с корпусом посредством гибкого элемента. На фиг. 1 изображен осевой разрез силовой установки; на фиг. 2 - разрез А-А, фиг. 1; на фиг. 3 - передача с эвольвентными зубьями; на фиг. 4 - осевой разрез фрикционной передачи; на фиг. 5 - профиль рабочей поверхности с канавками; на фиг. 6 - крепление осей сателлитов посредством гибких рессор. Силовая установка содержит корпус 1, в котором неподвижно установлен быстроходный двигатель, например газотурбинный, с двумя выходными валами 2 и 3 с контрвращением, т.е. с противоположным направлением вращения. На валах установлены или выполнены за одно целое фрикционные солнечные колеса 4, 5, 6, сопряженные с сателлитами 7, 8, 9, которые контактируют с коронными колесами 10, 121, 12, неподвижно соединенными с ободами 13, 14, имеющими лопасти 15, 16 винта или вентилятора. Сателлиты на подшипниках смонтированы на осях 17, 18, 19, которые зафиксированы в консоли 20, жестко соединенной с корпусом 1 и представляющей собой остановленное водило. Колеса 4, 10 и сателлиты 7 выполнены с коническими рабочими поверхностями, имеющими общую вершину зацепления в точке C, расположенной позади по ходу установки. Половина угла


Формула изобретения
1. Силовая установка, содержащая двигатель с выходным валом и движитель, соединенные между собой соосной планетарной передачей с сателлитами, солнечным и коронным колесами, отличающаяся тем, что передача выполнена фрикционной с коническими рабочими поверхностями сателлитов, солнечных и коронных колес, имеющими общую вершину зацепления в точке на оси передачи, расположенной позади по ходу движителя. 2. Силовая установка по п.1, отличающаяся тем, что содержит два выходных вала и два движителя с контрвращением, каждый из которых соединен с валом по меньшей мере одной фрикционной планетарной передачей. 3. Фрикционная передача, содержащая солнечное колесо, упругое коронное колесо и сателлиты, установленные в нем с натягом, отличающаяся тем, что коронное колесо соединено с диском колеса или с корпусом посредством гибкого элемента. 4. Передача по п.3, отличающаяся тем, что коронное колесо состоит по меньшей мере из двух коаксиальных элементов, расположенных один в другом и соединенных упругоэластичной связкой. 5. Передача по п. 3, отличающаяся тем, что на рабочей поверхности коронного колеса выполнена винтовая дренажная канавка. 6. Передача по п.3, отличающаяся тем, что между диском коронного колеса и его упругим ободом установлено уплотнение, а в диске выполнены дренажные отверстия. 7. Передача по п.3, отличающаяся тем, что оси сателлитов установлены на водиле или в корпусе посредством упругих рессор. 8. Передача по п.3, отличающаяся тем, что рабочие поверхности колес имеют покрытие с твердостью ниже, чем у рабочих поверхностей. 9. Передача по п.3, отличающаяся тем, что на части ширины рабочих поверхностей выполнено зубчатое зацепление.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6