Роторный двигатель внутреннего сгорания
Использование: в различных энергетических установках. Сущность изобретения: камера сгорания роторного двигателя внутреннего сгорания выполнена в виде выемок 6 и 7 криволинейного профиля в теле ротора 3 и на внутренней поверхности гильзы, а разделителями 14 рабочих объемов является цилиндрическая часть ротора 3, при этом выемка 6 в теле ротора имеет переменное сечение, увеличивающееся в направлении к рабочей поверхности поршня 4, а выемка 7 в гильзе выполнена от головки камеры сгорания в направлении вращения ротора 3. Кроме того, ротор 3 имеет две оппозитно расположенные выемки 6 с другой 85 - 88o каждая, дуга выемки 7 равна 85 - 88o, а выпускной клапан 12 расположен оппозитно выемке 7. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в различных энергетических установках.
Известен роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус, ротор с тангенциально расположенными цилиндрами, жестко связанный с входным валом, направляющий элемент в виде пазов, расположенных на боковых крышках корпуса, поршни со штоками и образованием камер сгорания, приводимые в действие направляющим элементом [1] Недостатком такого двигателя является сложность конструкции. Известен также двигатель внутреннего сгорания, содержащий полый цилиндрический корпус, ротор с поршнями, разделители, установленные в полости корпуса с образованием изменяемых рабочих объемов, и устройство подачи охлаждающей жидкости [2] Повышая КПД и снижая теплонапряженность деталей, двигатель вместе с тем имеет сложную конструкцию, что снижает его надежность. Изобретение направлено на упрощение конструкции без снижения КПД. Это достигается тем, что в двигателе внутреннего сгорания, содержащем полый корпус, гильзу, в которой установлен ротор с поршнями, разделители рабочих объемов и камеру сгорания, последняя выполнена в виде выемок криволинейного профиля в теле ротора и на внутренней поверхности гильзы, а разделителями является цилиндрическая часть ротора, при этом выемка в теле ротора имеет переменное сечение, увеличивающееся в направлении к рабочей поверхности поршня, а выемка в гильзе выполнена от головки камеры сгорания в направлении вращения ротора. Кроме того, ротор имеет две оппозитно расположенные выемки с дугой 85 - 88o каждая, дуга выемки гильзы равна 85 88o, а выпускной клапан выполнен оппозитно выемке в гильзе. Действительно, выполнение камеры сгорания в теле ротора и гильзы и использование в качестве разделителей рабочих объемов цилиндрической части ротора позволяют исключить разделители с элементами управления ими (подвижные части), осуществлять прямую передачу работы газов на вал отбора мощности. Кроме того, выполнение камеры сгорания в виде выемок в теле ротора и в гильзе от головки камеры сгорания в направлении вращения ротора с дугой 85 - 88o создает постоянный рабочий объем камеры сгорания с увеличивающимся давлением (с нарастающим давлением) при сгорании топливной смеси при движении поршня на дуге 170 176o, что способствует более полному сжиганию смеси, с нарастающим давлением на поршень, вплоть до выпуска отработанных газов, что по крайней мере не снижает КПД двигателя. Оппозитно расположенные выемки с поршнями в теле ротора уравновешивают его на оси вращения и обеспечивают три такта: впуск, рабочий ход на дуге 170 176o и выпуск на дуге 220 225o вращения ротора. Предлагаемая конструкция дает возможность компоновки двигателя более чем из одной секции, располагая поршни на оси относительно друг друга на 360o/n, где n число секций. Такой двигатель с устройством регулируемой подачи топливной смеси может работать на одной из двух выемок камер сгорания каждой секции за 360o оборота ротора (например, холостой ход, ровная дорога, уклон и т.д.), что позволит экономить топливо. На фиг. 1 изображен двигатель в продольном разрезе, на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1. Двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1, гильзу 2, в которой установлен цилиндрический ротор 3 с поршнями 4, жестко связанный с валом 5, камеру сгорания, образуемую выемками 6 и 7 криволинейного профиля соответственно на роторе 5 и на гильзе 2 и полостью 8 головки 9 камеры сгорания, форсунку 10 для подачи топливной смеси, свечу зажигания 11 и выпускной клапан 12 для выпуска отработавших газов. Между корпусом 1 и гильзой 2 пространство 13 для прохода охлаждающей жидкости. Выемки 6 и 7 выполнены с дугой
Формула изобретения
1. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий полый корпус, гильзу, в которой установлен ротор с поршнями, разделители рабочих объемов и камеру сгорания, отличающийся тем, что камера сгорания выполнена в виде выемок криволинейного профиля в теле ротора и на внутренней поверхности гильзы, а разделителями является цилиндрическая часть ротора, при этом выемка в теле ротора имеет переменное сечение, увеличивающееся в направлении к рабочей поверхности поршня, а выемка в гильзе выполнена от головки камеры сгорания в направлении вращения ротора. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что ротор имеет две оппозитно расположенные выемки. 3. Двигатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что дуга выемок ротора и гильзы равна 85 88o. 4. Двигатель по пп.1 3, отличающийся тем, что выпускной клапан выполнен оппозитно выемке в гильзе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2