Неразбуриваемая муфта для ступенчатого цементирования обсадной колонны
Использование: при бурении скважин в качестве устройства для их цементирования. Обеспечивает повышение качества цементирования нижней ступени цементирования. Сущность изобретения: муфта содержит полый цилиндрический корпус, несущий узел с промывочным узлом, управляющий узел с нижним посадочным седлом и уплотнительные элементы. Полый цилиндрический корпус содержит промывочные отверстия, кольцевую проточку на наружной поверхности, осевые пазы в нижней части внутренней поверхности и перепускные отверстия. Несущий узел содержит ствол, скрепленный муфтой с обсадной трубой верхней ступени, промывочные отверстия. Эти отверстия расположены коаксиально относительно промывочных отверстий корпуса. Узел имеет также коническую проточку для посадки разрезного стопорного кольца. Промывочный узел содержит втулку, скрепленную срезными винтами с корпусом, выполненную в нижней части по торцевой поверхности с продольными выступами, входящими в ответные пазы корпуса, с промывочными отверстиями, расположенными коаксиально относительно промывочных отверстий корпуса. Управляющий узел содержит пробку с армированным металлическим основанием, перекрывающую промывочные отверстия корпуса, и проволочную навивку, расположенную в кольцевой проточке корпуса. Нижнее посадочное седло управляющего узла перекрывает промывочные отверстия ствола и имеет на внутренней поверхности конические выступы, соответствующие углу наклона пластичных элементов пробки для цементирования нижней ступени. Верхнее посадочное седло скреплено со стволом с возможностью перемещения и открытия отверстий ствола и передачи давления через эти отверстия в кольцевую полость. Кольцевая полость образована втулкой, корпусом, стволом и фиксатором корпуса со стволом. Корпус с втулкой и втулку со стволом герметизирует ряд уплотнительных элементов. 5 ил.
Изобретение относится к области бурения скважин, в частности к устройствам для их цементирования.
Анализ существующего уровня показал следующее: - первый этап разработки технологии цементирования обсадных колонн связан с использованием разбуриваемых муфт ступенчатого цементирования. В частности, в качестве аналога можно предложить разбуриваемую муфту для ступенчатого цементирования обсадных колонн, содержащую корпус с цементировочными отверстиями, верхнюю и нижнюю втулки, помещенные в корпусе, последняя из которых перекрывает цементировочные отверстия, разрезное упорное кольцо, помещенное под нижней втулкой и связанное с корпусом резьбовым соединением, подкладное кольцо с кольцевой проточкой, выполненной в корпусе под него (а.с. N 1315604, 18.09.85 г., кл. E 21 B 33/14, опубл. в ОБ N 21, 1987 г. ). Подкладное кольцо выполнено из двух полуколец с нижней плоской и верхней конусной торцевыми поверхностями и с косыми стыками. Разрезное упорное кольцо выполнено с ответной конусной поверхностью, взаимодействующей с конусной торцевой поверхностью подкладного кольца. Недостатком известной конструкции является следующее: недостаточно качественное цементирование верхней и нижней ступени, обусловленное необходимостью процесса разбуривания пробок, что обеспечивает негерметичность уплотнительных элементов, находящихся на наружной поверхности втулок; - в качестве прототипа взята конструкция неразбуриваемой муфты для ступенчатого цементирования обсадной колонны, состоящая из полого цилиндрического корпуса, несущего узла с муфтой, промывочного узла с отверстиями в корпусе и разрезным стопорным кольцом (пружинный замок), управляющего узла, включающего нижнее посадочное седло (втулку), перекрывающее промывочные отверстия, и верхнее посадочное седло (втулку), закрепленные срезными винтами, а также узла фиксации с уплотнительными элементами, расположенными на наружной поверхности седел (а.с. N 732498, 22.08.77 г., кл. E 21 В 33/14, опубл. в ОБ N 17, 1980 г.). Недостатком известной конструкции является следующее: недостаточно качественное цементирование нижней ступени, обусловленное в первую очередь отсутствием по технологии цементирования спускаемой пробки из цементировочной головки, что приводит к смешиванию бурового и тампонажного растворов; отсутствием сигнала "стоп", свидетельствующего о посадке пробки в башмак колонны и стопорное кольцо. Кроме того, узлы муфты не обеспечивают надежной герметичности, т.к. после процесса цементирования верхней ступени устройство не обеспечивает сброс верхнего и нижнего седел (втулок) в башмак колонны, что влечет за собой, при дальнейшем спуске бурильного инструмента, последующее вращение седел (втулок) и выход из строя уплотнительных элементов. Технический результат, который может быть получен при осуществлении предлагаемого изобретения, обеспечивает повышение качества цементирования нижней ступени обсадной колонны за счет: - четкого разделения бурового и тампонажного растворов в обсадной колонне и затрубном пространстве и получения сигнала "стоп", свидетельствующего о посадке пробки, сбрасываемой из цементировочной головки, в башмак колонны; - надежной герметичности муфты и ее узлов после процесса цементирования, достигаемой полным освобождением канала ствола муфты и применением комплекса цилиндрических элементов с особенностями их крепления друг с другом. Технический результат достигается с помощью известного устройства, содержащего полый цилиндрический корпус с промывочными отверстиями, несущий узел со скрепляющей муфтой, промывочным узлом и стопорным кольцом, управляющий узел с нижним посадочным седлом, перекрывающим промывочные отверстия, и верхним посадочным седлом, закрепленные срезными винтами, и уплотнительные элементы на наружной поверхности посадочных седел, в котором корпус на наружной поверхности имеет кольцевую проточку, осевые пазы в нижней части внутренней поверхности и перепускные отверстия, несущий узел содержит ствол, скрепленный муфтой с обсадной трубой верхней ступени, и имеет промывочные отверстия, расположенные коаксиально относительно промывочных отверстий корпуса, и коническую проточку для посадки разрезного стопорного кольца, а промывочный узел содержит втулку, выполненную в нижней части по торцевой поверхности с продольными выступами, входящими в ответные пазы корпуса, с промывочными отверстиями, расположенными коаксиально относительно промывочных отверстий корпуса, и скрепленную срезными винтами с корпусом, при этом управляющий узел содержит пробку с армированным металлическим основанием, перекрывающую промывочные отверстия корпуса, проволочную навивку, расположенную в кольцевой проточке корпуса, его нижнее посадочное седло перекрывает промывочные отверстия ствола и имеет на внутренней поверхности конические выступы, соответствующие углу наклона пластичных элементов пробки для цементирования нижней ступени, а верхнее посадочное седло скреплено со стволом с возможностью перемещения и открытия отверстий ствола и передачи давления через эти отверстия в кольцевую полость, которая образована втулкой, корпусом, стволом и фиксатором корпуса со стволом, при этом корпус со втулкой и втулку со стволом герметизирует ряд уплотнительных элементов, расположенных за последним. Анализ изобретательского уровня показал следующее: совокупность конструктивных элементов отличительной части формулы, а именно, применение комплекса цилиндрических элементов с особенностями их крепления друг с другом, особенности конструкции управляющего узла, обеспечивающие полную проходимость ствола, не выявлены по имеющимся источникам известности. Предлагаемая конструкция соответствует условию изобретательского уровня. Конструкция заявляемого устройства поясняется следующими чертежами: на фиг. 1 представлено устройство в исходном положении; на фиг. 2 показан разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 представлено устройство в процессе цементирования нижней ступени; на фиг. 4 представлено устройство в момент открытия промывочных отверстий; на фиг. 5 представлено устройство в процессе цементирования верхней ступени. Заявляемое устройство имеет полый цилиндрический корпус 1, имеющий на наружной поверхности кольцевую проточку 2, осевые пазы 3 в нижней части внутренней поверхности, перепускные отверстия 4, а также промывочные отверстия 5. Несущий узел муфты содержит ствол 6, скрепленный муфтой 7 с обсадной трубой 8 верхней ступени (фиг. 3). Промывочные отверстия 9 ствола 6 этого узла расположены коаксиально относительно промывочных отверстий 5 корпуса 1. Ствол 6 имеет коническую проточку 10 для посадки разрезного стопорного кольца 11. Промывочный узел содержит втулку 12, выполненную в нижней части по торцевой поверхности с продольными выступами 13, входящими в ответные пазы 3 корпуса 1, а также промывочные отверстия 14, расположенные коаксиально относительно промывочных отверстий 5 корпуса 1. Втулка 12 скреплена срезными винтами 15 с корпусом 1. Управляющий узел содержит нижнее посадочное седло 16, перекрывающее промывочные отверстия 9 ствола 6. Внутренняя поверхность посадочного седла 16 имеет конические выступы 17, соответствующие углу наклона пластичных элементов пробки 18, используемой для цементирования нижней ступени 19. Верхнее посадочное седло 20, а также нижнее посадочное седло 16 скреплены со стволом 6 срезными винтами 21 и 22 соответственно с возможностью перемещения и открытия отверстий 23 ствола 6 и передачи давления через эти отверстия в кольцевую полость 24. Последняя образована втулкой 12, корпусом 1, стволом 6 и фиксатором 25 корпуса 1 со стволом 6. При этом управляющий узел содержит пробку 26 с армированным металлическим основанием, перекрывающую промывочные отверстия 5 корпуса 1, а также проволочную навивку 27, расположенную в кольцевой проточке 2 корпуса 1. Корпус 1 со втулкой 12 и втулку 2 со стволом 6 герметизирует ряд уплотнительных элементов 28 и 29, расположенных за последним. Кроме того, свинченное резьбовое соединение корпуса 1 и ствола 6 закреплено винтами 30 от возможного разворота свинченной резьбы, а верхнее 20 и нижнее 16 посадочные седла загерметизированы со стволом 6 рядом уплотнительных элементов 31, размещенных на их наружных поверхностях. Дополнительно в комплект устройства входит стопорное кольцо 32, а также падающая пробка 33 и сбрасываемые пробки 18 и 34. Устройство для обсадной колонны диаметром 168 мм имеет следующие габариты: наружный диаметр 203 мм; внутренний диаметр без седел 142 мм; длина 835 мм; масса - не более 120 кг. Качество заготовок, используемых для изготовления деталей муфты, должны соответствовать:- нормам химического состава на сталь легированную конструкционную ГОСТ 4543-71, специальную легированную пружинную проволоку ГОСТ 14963-78;
- предельным отклонениям по наружному диаметру и толщине для стальных бесшовных горячедеформированных труб обычной точности изготовления согласно ГОСТ 8479-70. Резино-технические изделия должны изготавливаться из резины марки ИРП 1345 ТУ 38-005-204-84. Шероховатость металлических деталей должна соответствовать ГОСТ 2789-73 и техническим требованиям чертежей. Спуск и присоединение муфты осуществляют после спуска нижней секции обсадной колонны



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5