Система кондиционирования воздуха пассажирского железнодорожного вагона
Изобретение относится к транспорту, в частности железнодорожному, и к системам отопления и кондиционирования. Система кондиционирования воздуха пассажирского железнодорожного вагона содержит вентилятор 3 подачи кондиционируемого воздуха, воздуховод-распределитель 5, воздухорассеивающие панели подачи воздуха в служебном помещении и всех купе, термоэлектрические генераторы 6, 7 холода или тепла, работающие автономно. Один из генераторов соединен с напорным и сливным трубопроводами системы жидкостного теплоотвода, насосом с трубопроводами циркуляции теплоносителя и через насос прокачки теплоносителя подключен к теплообменникам, расположенным на всасывающих и нагнетающем воздушных каналах центрального электровентилятора, и установлен над тамбуром для обеспечения первой ступени централизованного охлаждения или нагрева воздуха, поступающего в вагон и купе. Второй генератор установлен под вагоном для обеспечения второй ступени охлаждения или нагрева воздуха в вагоне и соединен через насос с доводчиками купе, состоящими из теплообменников и вентиляторов, смонтированных в служебном помещении и пассажирских купе. Теплообменники доводчиков соединены в параллельную или последовательную гидравлическую систему прокачки теплоносителя. Вентиляторы доводчиков обеспечивают циркуляцию охлаждаемого воздуха в купе вагона. Изобретение повышает энергетические параметры. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к термоэлектрическим кондиционирующим устройствам, применяемым, например, на железнодорожном транспорте.
Известны пассажирские вагоны, оборудованные установками для кондиционирования воздуха, что осуществляется комплексом систем вентиляции, отопления и охлаждения при автоматическом поддержании заданного режима. Наиболее распространенной системой охлаждения воздуха в пассажирских вагонах является автоматическая регулируемая компрессионная холодильная установка, состоящая из испарителя, поршневого компрессора, конденсатора, ресивера, терморегулирующего вентиля, которые последовательно соединены трубопроводом, заполненным хладагентом типа жидкого хладона-12 или каким-либо другим фреоном (cм. "Системы вентиляции и установки кондиционирования воздуха", книга "Вагоны", под ред. Л.Д. Кузьмича, М.: Машиностроение, 1978, 44, с.277-284). Недостатком таких систем с кондиционерами является их большие массо-габаритные параметры, сложность и низкая эксплуатационная надежность компрессионной установки; частый выход из строя ее узлов из-за постоянных вибрационных нагрузок, действующих при движении вагонов, что приводит их к выходу из строя и не позволяет получать потребные кондиции воздуха по желанию пассажиров. Кроме того, в связи с принятием Венской Конвенции об охране озонового слоя и Монреальского Протокола (МП) по веществам, разрушающим озоновый слой, и Обязательств Российской Федерации о полном прекращении с января 1966 года производства и применения озоноразрушающих веществ (фреонов в холодильной технике), контролируемых МП и Лондонскими поправками к нему (1990 г.), объективно встал вопрос о переходе на другие системы работы кондиционеров, в частности, на основе термоэлектрических батарей, имеющих такие преимущества, как большой ресурс и надежность в работе из-за отсутствия движущихся частей в термобатареях, возможность работы как в режиме охлаждения воздуха, так и в режиме его нагрева, простота в управлении и обслуживании. Известна установка для кондиционирования воздуха в железнодорожных пассажирских вагонах /SU, A, 1084469/ с использованием генератора холода для кондиционирования воздуха на основе термоэлектрических батарей. Для повышения эффективности охлаждения воздуха и снижения расхода электроэнергии холодные спаи в такой термобатарее снабжены вертикальным оребрением с каналами для прохода наружного и рециркуляционного воздуха, а горячие спаи снабжены вертикальным оребрением, образуя теплообменник испарительного охлаждения. Установка снабжена водораспылителем и вентилятором для обдувания поверхностей теплообменника. Известны другие устройства для кондиционирования воздуха в транспортных средствах, содержащие теплообменники (водяной, испарительный, воздушный), радиационно-конвективные панели разных видов, форм и назначений, связанные с термоэлектрическими батареями, включающие источник постоянного тока - термоэлектрические генераторы тепла и холода, замкнутые контуры циркулирующего теплоносителя в виде фильтро-вентиляционных и теплоотводящих жидкостных систем, системы диагностики и контроля, ряд других вспомогательных систем, например вентилей, насосов и других. Термоэлектрические кондиционеры, осуществляющую полную обработку воздуха, в зарубежных странах практически не используются. Зато разработано множество конструкций отопительно-охладительных агрегатов, а также отдельных устройств для осушения воздуха /US, A, 4499736, 4506103/. Интересно использование термоэлектрических тепловых насосов, устанавливаемых на стенке или потолке для обогрева или создания микроклимата в комнатах, в которых нет движущихся частей, и теплообмен осуществляется путем естественной конвекции /пат. США N 4492086/. Используются экструдированные теплообменники сложной конфигурации /US, A, 4472945/; игольчатые или пластинчатые теплообменники, изготовленные из одной цельной заготовки /US, A, 4297849/; развитые теплообменники из пористого материала, в которых имеются каналы для транспортировки сконденсировавшейся жидкости, и изотермичность системы достигается при использовании испарения и конденсации вещества, заполняющего теплообменники. Такие системы можно использовать для естественно-конвективного теплообмена /US, A, 4448028/. В патенте /US, A, 4350016/ описывается устройство и способ охлаждения при помощи термоэлектрического элемента, работающего от постоянного тока, в котором тепло, перенесенное на горячую сторону, рассеивается на внешнем теплообменнике, охлаждаемом водой, а также взаимодействием с внешней средой. Вышеперечисленные устройства и установки для кондиционирования воздуха имеют ряд существенных недостатков, главные из которых: низкая энергетическая эффективность и эксплуатационная надежность, большие холодопотери, приводящие к повышенным затратам на кондиционирование воздуха и тем самым приводящие к увеличению габаритов кондиционера, что снижает холодопроизводительность генератора холода, отсутствие равномерности температурного поля и возникновение на радиационной поверхности переохлажденных или перегретых участков, например, из-за осаждения и засорения вентиляторной пылью поверхностей теплообменников, ухудшающих работу термобатарей, снижая их холодильный коэффициент, выход из строя термобатарей из-за перегрева их горячих спаев в условиях жаркого климата или на производстве с повышенными температурными режимами, вынужденное отключение термобатарей от источника электроэнергии, что приводит к повышенным тепловым потерям между холодными и горячими спаями и ряд других. Наиболее близким аналогом является установка для кондиционирования кабины транспортного средства /US, A, 688351, 1572839/, где содержатся термоэлектрические батареи, подключенные к источнику постоянного тока, фильтро-вентиляционная и теплоотводящая жидкостная система, соединенные с радиационно-конвективными панелями, направленными радиационными поверхностями в зону нахождения водителя транспортного средства; с противоположной стороны панели имеют тепловой контакт с термоэлектрическими батареями, причем эти панели выполнены с внутренними воздушными каналами, к ним присоединены коллекторы, снабженные выпускными кранами. Вторая установка для кондиционирования воздуха, содержащая радиационную и конвективную системы теплообмена, связанные с термоэлектрическим блочно-модульным генератором холода, теплообменник горячих спаев термобатарей, воздуховоды, снабжена кондуктивными теплообменниками, термоэлектрическими генераторами тепла и холода, причем генератор холода выполнен из радиационной и конвективной частей. Термобатареи радиационной части выполнены с водяным съемом тепла с горячих спаев термобатарей, а модули конвективной - с воздушным и связаны с кондуктивными теплообменниками. Установки могут работать в режимах аэрации, радиационного, лучистого, радиационно-конвективного охлаждения (нагрева), а также кондуктивного теплообмена с возможностью использования (в конкретном случае) охлажденного ниже течки росы воздуха для частичного отводы тепла от горячих спаев термобатарей, что позволяет повысить эффективность кондиционирования воздуха и обеспечить комфортные условия при более значительных теплопоступлениях в кабину за счет применения комплексного воздействия на среду рабочей зоны кабины. Вышеуказанная система кондиционирования воздуха, взятая нами в качестве прототипа, имеет также некоторые из вышеупомянутых недостатков аналогов, главный из которых - недостаточная холодопроизводительность и мощность системы, низкая эффективность системы кондиционирования, что ограничивает ее применение для использования в качестве кондиционера для транспортного средства в широком диапазоне климатических зон. Предложенное изобретение направлено на устранение перечисленных выше недостатков, а именно на получение высокой энергетической и гигиенической эффективности, а также надежности термоэлектрических генераторов холода или тепла на базе термоэлектрических батарей Пельтье, собранных в виде пакетов при минимальных массогабаритных параметрах устройства. Как известно, термоэлектрический эффект зависит от температуры и может быть выражен как Q = Qo(1-








Формула изобретения
1. Система кондиционирования воздуха пассажирского железнодорожного вагона, содержащая вентилятор подачи кондиционируемого воздуха, воздуховод-распределитель, воздухорассеивающие панели подачи воздуха в служебном помещении и всех купе, термоэлектрический генератор холода или тепла, соединенный с напорным и сливным трубопроводами системы жидкостного теплоотвода и насосом с трубопроводами циркуляции теплоносителя, отличающаяся тем, что она включает в себя по меньшей мере второй термоэлектрический генератор холода или тепла, причем оба генератора автономно работающие, один из которых через насос прокачки теплоносителя подключен к теплообменникам, расположенным на всасывающих и нагнетающем воздушных каналах центрального электровентилятора, и установлен над тамбуром для обеспечения первой ступени централизованного охлаждения или нагрева воздуха, поступающего в вагон и купе, а второй установлен под вагоном для обеспечения второй ступени охлаждения или нагрева воздуха в вагоне и соединен через насос с доводчиками купе, состоящими из теплообменников и вентиляторов, смонтированных в служебном помещении и пассажирских купе, причем теплообменники доводчиков соединены в параллельную или последовательную гидравлическую систему прокачки теплоносителя, при этом вентиляторы доводчиков обеспечивают циркуляцию охлаждаемого воздуха в купе вагона. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что в канале рециркуляции воздуха из коридора вагона и вспомогательном канале подачи воздуха от центрального вентилятора установлены теплообменник испарительного охлаждения, по меньшей мере, две форсунки в каждом канале перед теплообменником для прямого испарительного увлажнения и косвенного испарительного охлаждения, бак с водой и насос, соединенный трубопроводом с ванной, обеспечивающие дополнительное охлаждение и увлажнение воздуха в вагоне.РИСУНКИ
Рисунок 1