Мобильный носитель поискового оборудования и способ управления им
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к мобильным робототехническим комплексам для поиска скрытых в грунте мин и взрывоопасных предметов. Изобретение расширяет технологические возможности комплексов при работе на грунтах со сложным профилем поверхности. Мобильный носитель содержит датчики отсчета пройденного пути и измерения углов крена и дифферента транспортного средства, оснащенное ЭВМ устройство управления и оснащенную приводами и датчиками определения ее положения относительно транспортного средства и амортизаторами и датчиками столкновения с препятствием шарнирно-рычажную подвеску с закрепленным на ней поисковым оборудованием, представляющим собой линейку размещенных над грунтом локаторов зондирования приповерхностных слоев грунта. Способ управления носителем содержит начальную установку зазоров между поисковым оборудованием и грунтом, поддержание в заданных пределах их величины во время движения транспортного средства путем воздействия на приводы подвески и остановку носителя при столкновении с препятствием и по результатам обработки показаний датчиков в ЭВМ. 2 с. и 6 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к мобильным робототехническим комплексам поиска скрытых в грунте мин и взрывоопасных предметов.
Известен мобильный носитель поискового оборудования (Патент США N 5452639 класс МКИ F 41 H 11/16, класс НКИ США 89/1.13, выдан 26 сентября 1995 г. ), содержащий транспортное средство, устройство управления и установленное на боковой стороне транспортного средства поисковое оборудование. Носитель не имеет устройств определения величины и расположения уклонов поверхности грунта на пути движения транспортного средства. Это затрудняет управление движением транспортного средства и ограничивает возможности проведения работ на грунтах со сложным профилем поверхности. Наиболее близким по технической сущности является выбранный за прототип (Патент России N 2116608 класс МКИ F 41 H 11/16, опубликован 27 июля 1998 г. ) мобильный носитель поискового оборудования и способ управления им. Носитель содержит оснащенное датчиками отсчета пройденного пути транспортное средство, оснащенное ЭВМ устройство управления и шарнирно-рычажную подвеску поискового оборудования, оснащенную приводами и датчиками углового положения рычагов относительно транспортного средства и амортизаторами и датчиками столкновения с препятствием. На подвеске установлены шарнирно соединенные с ней контактные датчики измерения зазоров между поисковым оборудованием и грунтом. Датчики измерения зазоров снабжены устройствами отсчета углов их поворота в шарнирах и упорами ограничения их самопроизвольного поворота в направлении поверхности грунта. Способ управления носителем заключается в том, что первоначально устанавливают зазоры между поисковым оборудованием и грунтом, поддерживают в заданных пределах их величины во время движения транспортного средства по поверхности грунта на основании показаний датчиков измерения зазоров, при этом воздействуют на приводы подвески поискового оборудования и останавливают носитель при столкновении с препятствием или отклонении зазоров от заданных величин, когда по результатам проверки в ЭВМ отсутствует положение подвески, позволяющее устранить эти отклонения без разрушения ее составных частей, или длина пройденного транспортным средством отрезка пути, на котором показания любого из датчиков измерения зазоров отклонялись от заданных величин, превышает заданное значение. Данное устройство и способ управления им имеют ограниченные технологические возможности поиска мин и взрывоопасных предметов на грунтах со сложным профилем поверхности. Наличие в составе носителя подвижных частей датчиков измерения зазоров между поисковым оборудованием и грунтом, упоров и деталей соединения датчиков с подвеской препятствует размещению поискового оборудования непосредственно над точками контакта датчиков с грунтом. Это не позволяет получать информацию о фактической величине зазоров под поисковыми элементами. Следствиями этого могут быть принятие ошибочных решений по управлению положением поискового оборудования, пропуск искомых предметов из-за превышения допустимых значений зазоров или столкновение поискового оборудования с грунтом с последующим подрывом взрывоопасных предметов и разрушением носителя. В устройстве и способе управления носителем отсутствуют устройства и способы определения величины и расположения уклонов поверхности грунта на пути следования транспортного средства. Это может привести к ошибкам в оценке проходимости пути, опрокидыванию или потере подвижности носителя. Изобретение решает задачу расширения технологических возможностей работы мобильных робототехнических комплексов поиска мин и взрывоопасных предметов на грунтах со сложным профилем поверхности. Для решения этой задачи в мобильном носителе поискового оборудования, содержащем оснащенное датчиками отсчета пройденного пути транспортное средство, оснащенное ЭВМ устройство управления и шарнирно-рычажную подвеску поискового оборудования, оснащенную приводами и датчиками углового положения рычагов относительно транспортного средства и амортизаторами и датчиками столкновения с препятствием, транспортное средство оснащено датчиками измерения углов крена и дифферента, поисковое оборудование представляет собой линейку локаторов зондирования приповерхностных слоев грунта, установленных на подвеске впереди транспортного средства с зазором от него и поверхности грунта. Кроме этого на носителе размещено несколько линеек локаторов, установленных каждая на своей подвеске. Кроме этого транспортное средство оснащено датчиком измерения угла отклонения от курса. Для решения этой задачи в способе управления мобильным носителем, заключающемся в том, что первоначально устанавливают зазоры между поисковым оборудованием и грунтом и поддерживают в заданных пределах их величины во время движения транспортного средства по поверхности грунта, при этом воздействуют на приводы подвески и останавливают носитель при столкновении с препятствием или отклонении зазоров от заданных величин, когда по результатам проверки в ЭВМ отсутствует положение подвески, позволяющее устранить эти отклонения без разрушения ее составных частей, или длина пройденного транспортным средством отрезка пути, на котором показания любого из датчиков измерения зазоров отклонялись от заданных величин, превышает заданное значение, величины зазоров между поисковым оборудованием и грунтом определяют и первоначально устанавливают по результатам обработки в ЭВМ данных зондирования грунта локаторами и останавливают носитель, если крен или дифферент транспортного средства превышает заданные значения или, если по результатам проверки в ЭВМ показаний локаторов, датчиков углового положения рычагов подвески, датчика отсчета пройденного пути транспортного средства и датчиков крена и дифферента транспортного средства отсутствует возможность перемещения транспортного средства без превышения заданных значений крена и дифферента. Кроме этого останавливают носитель, если по результатам проверки в ЭВМ показаний локаторов, датчиков углового положения рычагов подвески, датчика отсчета пройденного пути транспортного средства и датчиков крена и дифферента транспортного средства на пути следования носителя обнаружено непреодолимое пороговое препятствие. Кроме этого останавливают носитель, если по результатам проверки в ЭВМ показаний локаторов, датчиков углового положения рычагов подвески, датчика отсчета пройденного пути транспортного средства и датчиков крена и дифферента транспортного средства отсутствует возможность перемещения транспортного средства без столкновения его корпуса с грунтом. Кроме этого останавливают носитель, если по результатам проверки в ЭВМ показаний локаторов, датчиков углового положения рычагов подвески, датчика отсчета пройденного пути транспортного средства и датчиков крена и дифферента транспортного средства отсутствует положение подвески, позволяющее устранить отклонения от заданных величин зазоров между поисковым оборудованием и поверхностью грунта без столкновения поискового оборудования с грунтом. Кроме этого останавливают носитель, если по результатам проверки в ЭВМ показаний локаторов и датчика отсчета пройденного пути на пути следования носителя обнаружены признаки мин и взрывоопасных предметов. Устройство и способ управления предложенным мобильным носителем поискового оборудования поясняются на фиг. 1, 2 и 3. Фиг. 1 - внешний вид носителя, фиг. 2 и 3 - внешние виды носителя с несколькими линейками локаторов. Мобильный носитель содержит оснащенное датчиками отсчета пройденного пути и датчиками измерения углов крена и дифферента (не показаны) транспортное средство 1, оснащенное ЭВМ устройство управления (не показано). В качестве датчиков измерения углов крена и дифферента могут быть использованы, например, акселерометры, выпускаемые НИЦ "Автоматизация", г. Киев. В носовой части транспортного средства 1 размещена шарнирно-рычажная подвеска 2 с установленным на ней поисковым оборудованием 3, которое представляет собой несколько установленных в линейку локаторов зондирования приповерхностных слоев грунта. Подвеска 2 оснащена приводами и датчиками углового положения рычагов относительно транспортного средства и амортизаторами и датчиками столкновения с препятствием (не показаны). Известный вариант устройства такой подвески приведен в выбранном за прототип патенте России N 2116608. Ее особенностью является при отсутствии столкновения с препятствием взаимно однозначное соответствие между положением рычагов и положением установленного на подвеску поискового оборудования относительно транспортного средства. В качестве локаторов поискового оборудования на носителе могут использоваться, например, радары, описание устройства и принципа действия которых приведено в проспекте "Подповерхностные радары для обнаружения объектов и неразрушающего контроля" предприятия НТП "Тензор", г. Н.-Новгород, Россия. Возможным вариантом является также использование ультразвуковых локаторов. Локаторы установлены впереди транспортного средства 1 с зазором от него и поверхности грунта. Величина зазора между ними и транспортным средством 1 выбирается по конструктивным соображениям и, по крайней мере, должна быть не меньше допустимой величины сжатия амортизаторов подвески 2. Величины зазоров между локаторами 3 и грунтом выбираются в зависимости от параметров используемых локаторов и условий их применения, в частности длины волны, мощности, длительности и периода следования зондирующих импульсов, чувствительности и быстродействия аппаратуры локаторов и скорости распространения, интенсивности поглощения и отражения волн в зондируемой области. Количество устанавливаемых в линейку локаторов и расстояния между ними выбираются в зависимости от их размеров и размеров транспортного средства с таким расчетом, чтобы ширина полосы сплошного зондирования грунта на пути следования носителя была, по крайней мере, не меньше ширины опорной поверхности транспортного средства. Кроме этого на носителе может быть размещено несколько линеек локаторов, установленных каждая на своей подвеске. Варианты размещения дополнительных локаторов приведены на фиг. 2 и 3. Возможным вариантом является также размещение дополнительных локаторов на подвеске, в том числе в задней части транспортного средства. Кроме этого транспортное средство носителя может быть дополнительно оснащено датчиком измерения угла отклонения от курса (не показан). В этом случае этот датчик и датчики измерения углов крена и дифферента могут быть реализованы в виде одного устройства типа трехосного гироскопа. Устройство работает следующим образом. При воздействии оператора-водителя или устройства управления на приводы подвески изменяется ее положение и положение установленного на нее поискового оборудования относительно транспортного средства и поверхности грунта. Соответствующим образом изменяются показания датчиков углового положения рычагов подвески относительно транспортного средства и величины зазоров между поверхностью грунта и каждым из локаторов. Показания датчиков положения рычагов поступают в устройство управления транспортного средства и используются для расчета в ЭВМ высоты и углов поперечного перекоса подвески и установленного на нее поискового оборудования относительно транспортного средства. Локаторы поочередно по команде устройства управления излучают зондирующие импульсы волн в расположенную непосредственно под ними область пространства, принимают волны, отраженные от расположенных в ее пределах неоднородностей их распространения. При этом фиксируют интервалы времени между излучением очередного импульса и приемом отраженных сигналов, а также их амплитуды. Величина интервала времени между излучением очередного импульса и приемом первого сигнала, отраженного от первой расположенной на пути распространения волн неоднородности, которой в зависимости от типа локатора и условий его применения является граница воздух-грунт или вода-грунт, используют для определения расчетом в ЭВМ мгновенных значений величин зазоров между поверхностью грунта и каждым локатором. Эти величины и показания датчиков положения рычагов подвески используют для проверки с помощью ЭВМ существования положения подвески, которое позволяет обеспечить необходимые для функционирования локаторов величины зазоров, и, если такое положение существует, для определения направления и величины поворота рычагов подвески. Они же вместе с показаниями датчиков крена, дифферента и датчика пути являются исходными данными для определения величин и распределения уклонов поверхности грунта по ширине и длине носителя. Полученные значения используют для проверки в ЭВМ возможности перемещения носителя без превышения заданных значений крена и дифферента транспортного средства. Показания датчика пути используют также для определения длины отрезка, на котором значения зазоров отклоняются от заданных величин. Показания датчиков крена и дифферента используют в расчетах ЭВМ и в качестве сигнала на остановку носителя, если их значения превышают заданную величину. Показания датчиков столкновения с препятствием используют в качестве сигнала на остановку носителя, в случае его столкновения с препятствием. Кроме этого, данные о величинах и распределении уклонов поверхности грунта используют для проверки в ЭВМ возможности перемещения носителя без столкновения корпуса транспортного средства с грунтом и для проверки возможности преодоления пороговых препятствий. Кроме этого, в случае установки на носитель датчика измерения угла отклонения от курса, его показания используют как дополнительные данные для определения величины и распределения уклонов поверхности грунта на заданном маршруте движения носителя. Кроме этого данные о величине зазоров, о положении рычагов подвески и данные о распределении и величинах уклонов поверхности грунта используют для проверки в ЭВМ существования положения подвески, позволяющего устранить отклонения зазоров от заданных величин без столкновения поискового оборудования с грунтом. Кроме этого данные, полученные при обработке показаний локаторов, используют для проверки в ЭВМ наличия признаков взрывоопасных предметов. Управление носителем осуществляют следующим образом. При поиске скрытых в грунте мин и взрывоопасных предметов оператор-водитель или устройство управления транспортного средства осуществляют первоначальную установку зазоров между поисковым оборудованием и грунтом и поддерживают в заданных пределах их величины во время движения транспортного средства по поверхности грунта. При этом воздействуют на приводы поворота рычагов подвески, сближая с грунтом и удаляя от него установленное на подвеске поисковое оборудование. Величины зазоров между поисковым оборудованием и грунтом первоначально устанавливают и определяют по результатам обработки в ЭВМ данных зондирования грунта локаторами. Первоначальную установку допустимых значений зазоров осуществляют следующим образом. В начале очередного сеанса работы на относительно ровной и типичной для текущих условий применения носителя по геологическому сложению, влажности грунта и т.д. площадке, устанавливают наибольшую допустимую величину зазора. Ее определяют, например, как значение, при котором качество сигналов, полученных от заглубленных в грунт искомых объектов или их имитаторов, удовлетворяет условиям проведения поисковых работ. При этом и в дальнейшем мгновенное значение величины зазора между каждым локатором поискового оборудования и поверхностью грунта определяют как половину произведения величины интервала времени между излучением очередного импульса и приемом его первого отраженного сигнала на значение скорости распространения излучаемых волн в воздухе или в воде, в зависимости от условий применения носителя. После установки максимально допустимого значения зазоров сравнением амплитуд первых отраженных сигналов выявляют наличие в промежутке от максимального зазора до грунта зон возникновения резонанса сигналов и устанавливают как недопустимые для работы локаторов значения соответствующих им зазоров. Затем, при неподвижном транспортном средстве и в процессе его движения, воздействуя на приводы рычагов подвески, устанавливают и поддерживают величины зазоров в пределах заданных значений. В случае обнаружения отклонений зазоров от заданных значений, выбор направления и углов поворота рычагов, необходимых для устранения отклонений зазоров от заданных величин, осуществляют по результатам расчета в ЭВМ с использованием, например, известных зависимостей, приведенных в выбранном за прототип патенте России N 2116608. При этом останавливают носитель при столкновении с препятствием и когда по результатам проверки в ЭВМ отсутствует положение подвески, позволяющее устранить отклонения зазоров от заданных величин без разрушения составных частей подвески, или длина пройденного транспортным средством отрезка пути, на котором значения зазоров под любым из локаторов отклонялись от заданных величин, превышает заданное значение. Эту проверку выполняют с использованием, например, известных зависимостей, приведенных в выбранном за прототип патенте России N 2116608. Носитель останавливают и в том случае, если крен или дифферент транспортного средства превышает заданные значения, выбранные, например, из условий обеспечения устойчивости транспортного средства на уклоне. Носитель также останавливают, если отсутствует возможность перемещения транспортного средства без превышения заданных значений крена и дифферента. Проверку возможности перемещения транспортного средства без превышения заданных значений крена и дифферента проводят расчетом в ЭВМ. В расчетах поисковое оборудование 3, состоящее из линейки локаторов, представляют в виде жесткого прямоугольного параллелепипеда, соединенного посредством шарнирно рычажной подвески 2 с транспортным средством 1, и используют следующие прямоугольные правые системы координат: OXYZ - собственная система транспортного средства 1, жестко связанная с ним, плоскость OXY совпадает с касательной плоскостью опорной поверхности транспортного средства, ось OX направлена вперед по ходу, ось OY - в сторону левого борта транспортного средства, ось OZ - вверх, начало координат O совпадает с проекцией центра тяжести транспортного средства на плоскость OXY; "OXYZ" - движущаяся вместе с транспортным средством 1 и связанная с ним только в точке начала координат "O", которая совпадает с началом координат O системы OXYZ, плоскость "OXY" горизонтальна, направление оси "OX" соответствует направлению, принятому за начало отсчета угла курса, ось "OZ" направлена вертикально вверх, в точке "O" допустим поворот транспортного средства относительно системы "OXYZ";


















столбец координат точки












D - длина рычагов;
L - расстояние между точками шарнирного соединения ведущих (ведомых) рычагов с транспортным средством;


- датчика пройденного пути Si и Si+1;
- датчика угла крена


- датчика угла дифферента


- датчика угла курса


- смещения вдоль мгновенной оси курса (OX)i на величину

- пространственного поворота, в результате которого система координат (OXYZ)i+1 относительно системы координат "(OXYZ)i+1" занимает положение, характеризуемое углом крена






A-1 = A-1 (






A-1 = C (






где C(









Sin



C-1(









Sin



Вид матриц C и C1 общеизвестен, представлен, например, в работе (Г. Корн, Т. Корн. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М., 1977). Проверку проводят в три этапа. На первом этапе с началом перемещения транспортного средства осуществляют сбор и накопление информации о форме поверхности расположенного перед транспортным средством участка грунта, протяженностью, по крайней мере, не меньшей чем сумма длины опорной поверхности транспортного средства и величины зазора между поисковым оборудованием и транспортным средством. При этом транспортное средство перемещают по относительно ровному участку грунта, про который заведомо известно, что значения крена и дифферента на этом участке не превышают заданных значений. В начальной точке движения при i = 0 считывают начальное показание S0 датчика пройденного пути, показания датчиков положения рычагов относительно транспортного средства (параметры















где




Xg - координата X системе координат OXYZ передней границы проекции опорной поверхности шасси транспортного средства на плоскость OXY;
lx - расстояние от передней границы проекции опорной поверхности шасси транспортного средства до проекции линейки локаторов поискового оборудования на плоскость OXY при максимальном вылете подвески и отсутствии столкновения подвески с препятствием. По окончании первого этапа в слоях 0, 1, 2, ... M массива координат будут находится координаты точек грунта, измеренные в положениях i = 0, 1, 2, . .. M транспортного средства, и пересчитанные в систему координат (OXYZ)M. На втором этапе выполняют виртуальное перемещение транспортного средства с постоянным углом курса по расположенному перед транспортным средством участку грунта, протяженностью не менее величины зазора между поисковым оборудованием и транспортным средством. Проверку выполняют для участка грунта, соответствующего слоям массива координат m, m+1, m+2, ... M, где m - номер исходного слоя второго этапа. Величину m определяют из условия:
(Xpmax)m-1


где (Xpmax)m-1 - максимальное значение координаты X в системе координат (OXYZ)M точек грунта слоя m - 1;
(Xpmin)m - минимальное значение координаты X в системе координат (OXYZ)M точек грунта слоя m. На первом шаге при перемещении транспортного средства по точкам грунта Pj, соответствующим слою m массива координат, используют следующие системы координат:



где

"





Среди точек грунта, соответствующих слоям 1, 2, ... m массива координат, определяют три точки









где p










где



















которые выражают связь коэффициентов матрицы C с тригонометрическими функциями углов крена, дифферента и курса. Определив угол



































где





столбцы координат точки грунта Pi из i-го слоя массива координат соответственно в системе координат (OXYZ)M+1 и в системе координат (OXYZ)M, j = 1, 2, ... N, i = 0, 1, 2, ...M;
A-1= C(










Zp


где Zp - координата Z точки грунта Pj в системе координат OXYZ, связанной с текущим (виртуальным) положением транспортного средства;

d - характерный размер движителя шасси транспортного средства, например диаметр колеса для колесных машин, диаметр переднего катка для гусеничных машин. Проверку неравенства (8) проводят для таких точек грунта слоя, у которых Yp




Zp

где Xp, Yp, Zp - соответственно координаты X, Y, Z точки грунта Pj в системе координат OXYZ;
Z = Z(X, Y) - функция, описывающая форму днища корпуса транспортного средства в системе координат OXYZ. Проверку неравенства (9) проводят для таких точек грунта Pj слоя, у которых (Xp,Yp)

где П [(X, Y)] - множество точек, образующих проекцию корпуса транспортного средства на плоскость OXY. Носитель также останавливают, если по результатам проверки в ЭВМ отсутствует положение подвески, позволяющее устранить отклонения от заданных величин зазоров между поисковым оборудованием и поверхностью грунта без столкновения поискового оборудования с грунтом. Проверку положения подвески, позволяющего устранить отклонения от заданных величин зазоров между поисковым оборудованием и поверхностью грунта, на отсутствие столкновения поискового оборудования с точками грунта выполняют на третьем этапе в системе координат






(см. формулу (2)). Выполняют пересчет столбца координат точек грунта Pj из системы координат OXYZ в систему


где



Для точек грунта Pj проверяют неравенство:

где


Проверку неравенства (10) проводят для таких точек грунта Pj, у которых

где


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3