Способ предотвращения отклонения параметров в газовых турбинах и устройство для его осуществления (варианты)
Изобретения предназначены для регулирования расхода топлива в камеру сгорания турбины газогенератора при резких изменениях нагрузки или во время помпажного цикла технологического турбокомпрессора. Противопомпажное регулирование начинается по появлению аналоговых входных сигналов, поступающих от различных приборов, подключенных к системе, в которую включен технологический турбокомпрессор. Система регулирования топлива включает в себя входные сигналы, поступающие от приводной газовой турбины. Эти сигналы воздействуют на систему регулирования топлива, которая подает сигнал на исполнительный механизм топливного клапана, управляющий клапаном, дозирующий расход топлива в камеру сгорания. Кроме данной последовательности регулирующих воздействий обеспечивается также необходимая скорость изменения расхода топлива. Темп увеличения расхода топлива устанавливается в соответствии с реализуемыми функциями системы управления расходом топлива. Тем не менее, из-за процессов, происходящих в целом при сбросе и восстановлении нагрузки, а также вследствие срывного характера помпажного процесса темп изменений расхода топлива достигает чрезвычайно высоких значений. Быстрое увеличение расхода топлива в камеру сгорания может привести к резкому росту температуры, что может вызвать повышение температуры в деталях газовой турбины. Поэтому в систему, где достигнуто усовершенствование способа регулирования скорости увеличения расхода топлива, вводится дополнительная функция. В соответствии с этой новой функцией регулятор получает сигнал, выявляющий помпаж или сброс нагрузки. Далее сигнал передается на исполнительный механизм топливного клапана, регулирующего подачу топлива в камеру сгорания турбины, тем самым ограничивая мощность силовой турбины и предотвращая заброс частоты вращения этой турбины. Затем темп изменения положения топливного клапана ограничивается на заданный период времени. Сразу после окончания стадии восстановления скорость изменения положения топливного клапана постепенно возвращается к заданному значению. Такие способы и устройства позволяют повысить надежность управления газовой турбиной во время резких существенных изменений нагрузки для предотвращения отклонений температуры и частоты вращения в турбомашинном агрегате. 8 с. и 65 з.п.ф-лы, 10 ил.
Изобретение в целом относится к способам и устройствам для защиты турбомашинных агрегатов, включающих газотурбинные установки (газовые турбины) и приводимые ими машины, например турбокомпрессоры, от опасных забросов температуры продуктов сгорания и частоты вращения путем выявления как помпажа, так и резких сбросов нагрузки и ограничения скорости изменения выходного сигнала системы управления топливом.
Помпаж турбокомпрессора представляет собой внезапное существенное изменение нагрузки компрессора. По меньшей мере один воздушный компрессор входит в состав всех обычных газотурбинных двигателей, а воздух, сжатый этим компрессором, используется в камере сгорания в качестве окислителя. При этом через турбину газогенератора проходит чрезмерное количество воздуха и продуктов сгорания, где их энергия передается турбинным лопаткам, выдавая мощность на валу турбины. Как известно, в начальной и восстановительной стадии помпажа турбокомпрессоров их нагрузка очень быстро меняется, вызывая повышение вибрации, осевого усилия, температуры и частоты вращения. Резкое увеличение этих параметров выше допустимых пределов может стать причиной обширных повреждений всего за несколько секунд. Такие же опасные по величине забросы параметров могут быть следствием внезапных значительных сбросов нагрузки, сопровождающихся ее последующим восстановлением. Быстрые изменения направления расхода при помпаже вызывают резкие изменения нагрузки. В свою очередь, скорость изменения расхода топлива в камеру сгорания турбины газогенератора (турбины, приводящей воздушный компрессор газотурбинной установки) может быть весьма велика. Пытаясь скомпенсировать повышение частоты вращения силовой турбины на начальном этапе помпажа, система регулирования начинает закрывать топливный клапан. Напротив, на восстановительном этапе помпажа при падении частоты вращения быстрое увеличение расхода топлива в камере сгорания может привести к опасным забросам температуры, вызывающим высокие температуры в деталях газовой турбины. Фактически системы регулирования всех газовых турбин, используемые в настоящее время, имеют определенную степень защиты от забросов скорости вращения и температуры на входе в турбину. При использовании сложных форм регулирования этих параметров эти системы имеют элементарную защиту по замкнутому контуру регулирования по скорости и температуре. Механические системы защиты от превышения скорости вращения также широко известны (шпилька или болт, которые срезаются при превышении турбиной предельной скорости вращения). В патенте США N 4594852, кл. F 02 С 9/28, 17.06.86 г., описаны способ предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, и устройство для его осуществления. В этом документе рассматривается схема регулирования двигателя самолета для поддержания заданной высоты этого самолета над поверхностью земли, при этом в качестве переменных в системе регулирования используют величины текущей высоты самолета и числа Маха. В этом способе для уменьшения отклонений скорости вращения используют верхний и нижний пределы скорости изменения расхода топлива для предотвращения соответственно погасания факела в камере сгорания и высоких температур на выходе из камеры сгорания. При этом между указанными пределами устанавливают промежуточную вычисляемую величину, зависящую от нагрузки на валу турбины. Предотвращение отклонений температуры на входе в газовую турбину выполняют обычным способом, а именно путем вычисления максимальной скорости вращения как функции температуры на входе в турбину и поддержания текущей скорости вращения ниже этой максимальной скорости или близкой к ней и путем использования первой производной расхода топлива по времени (или первой производной положения открытия топливного клапана по времени) и изменения управления этим клапаном с предотвращением его чрезмерного открытия. В патенте США N 5142860, кл.F 02 C 9/28, 01.09.92г., описаны способ предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит нагрузку и нагрузка внезапно изменяется, и устройство для его осуществления. Этот способ включает определение предельной температуры на входе в газовую турбину как функции давления и температуры на входе в турбину. Функция ограничения текущей температуры основана на регулировании по замкнутому контуру с использованием разницы между текущей температурой и предельной. Текущий расход топлива вычисляют путем определения теоретической величины отношения расхода топлива и давления в камере сгорания. Это отношение определяют как функцию скорректированной скорости вращения. Также введена оптимизационная функция для оптимизации границы между рабочей температурой турбины и предельной путем изменения теоретической величины указанного отношения. В патенте США N 4545198, кл. F 02 C 9/28, 08.10.85 г., описан способ предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменный расход топлива с нормальной скоростью изменения, и устройство для его осуществления. Этот способ относится к газотурбинному двигателю, включающему газотурбинный газогенератор, состоящий из газовой турбины и компрессора, и силовую турбину, приводимую этим газогенератором. Для оптимизации работы газовой турбины газогенератора используют расход топлива и расход продуктов сгорания между турбиной газогенератора и силовой турбиной. Наряду с указанной оптимизацией также имеется стратегия регулирования при помпаже воздушного компрессора газогенератора. В результате помпажа этого компрессора уменьшается скорость вращения газогенератора, и при этом обычной реакцией регулятора скорости газогенератора является увеличение расхода топлива в камеру сгорания. Это действие еще более ухудшает нестабильную в данный момент работу компрессора. Для возврата скорости вращения газогенератора к нормальной величине при защите компрессора от помпажа необходима точная дозировка топлива. Известные в настоящее время способы управления топливом не могут предотвратить подобных отклонений параметров, и, насколько нам известно, в настоящий момент не существует основы для их усовершенствования. Из вышесказанного следует необходимость в легко осуществимом и точном способе предотвращения опасных забросов параметров газовых турбин, приводящих турбокомпрессоры. Способ преодоления вышеупомянутых недостатков должен предусматривать быстрое уменьшение открытия топливного клапана при возникновении помпажа или при резком сбросе нагрузки, выявленном системой регулирования, а затем ограничения скорости, с которой допускается перемещение топливного клапана на всем этапе восстановления нагрузки или на его части. Затем после восстановления нагрузки должно быть обеспечено постепенное возвращение на уровень скорости управления, допустимый при нормальном режиме работы. Главной задачей настоящего изобретения является создание усовершенствованных способов управления газовой турбиной во время резких существенных изменений нагрузки для предотвращения отклонений температуры и частоты вращения в турбомашинном агрегате, способных повредить оборудование и травмировать обслуживающий персонал, на основе управления расходом топлива в камеру сгорания турбины газогенератора (турбины, приводящей воздушный компрессор газотурбиной установки), а также создание устройств для осуществления этих способов. Решение поставленной задачи обеспечено путем создания способа предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, при котором принимают упреждающий сигнал о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки и уменьшают расход топлива в газовую турбину по этому сигналу. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате при внезапном резком уменьшении нагрузки на валу турбины благодаря оповещению о внезапном сбросе нагрузки с приемом упреждающего сигнала и поэтапному уменьшению расхода топлива в камеру сгорания по этому сигналу в виде генерирования сигнала регулирования по разомкнутому контуру. Расход топлива могут уменьшать на заранее заданную величину, которую могут изменять во время работы, а также до заранее заданного уровня, который могут изменять во время работы. При этом уменьшенный расход топлива могут вычислять на основе нагрузки на валу силовой турбины или исходя из предотвращения погасания факела. Упреждающий сигнал может содержать сигналы о полном или частичном сбросе нагрузки, при этом дополнительно могут формировать сигнал выявления сброса нагрузки после приема сигналов о полном или частичном сбросе нагрузки и управляющий сигнал на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления сброса нагрузки и изменять расход топлива по управляющему сигналу. Решение поставленной задачи обеспечено также созданием способа предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит нагрузку и нагрузка внезапно увеличивается, при котором принимают упреждающий сигнал о внезапном увеличении нагрузки и уменьшают скорость, с которой изменяется расход топлива, до максимально допустимой величины. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений температуры в турбомашинном агрегате при внезапном резком увеличении нагрузки на валу турбины благодаря оповещению о внезапном увеличении нагрузки с приемом упреждающего сигнала и регулированию расхода топлива по разомкнутому контуру путем уменьшения скорости, с которой изменяется расход топлива, до максимально допустимой величины. Скорость ограничения расхода топлива могут задавать заранее, причем заранее заданную скорость могут изменять во время работы. Дополнительно могут формировать сигнал выявления увеличения нагрузки после приема сигнала о внезапном увеличении нагрузки и управляющий сигнал по сигналу увеличения нагрузки на установление максимально допустимой скорости изменения расхода топлива и изменять расход топлива по управляющему сигналу. При этом переменный расход топлива может иметь нормальную скорость изменения, уменьшение скорости изменения расхода топлива могут выполнять путем уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины, а скорость, с которой может изменяться расход топлива, могут возвращать к нормальной скорости изменения. Возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива могут выполнять спустя заданный период времени или в виде функции времени. При этом скорость изменения расхода топлива могут возвращать к нормальной величине по экспоненциальному закону или по линейному закону. Уменьшение скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины могут выполнять путем установления максимально допустимой скорости изменения расхода топлива, при этом дополнительно могут формировать сигнал выявления увеличения нагрузки после приема упреждающего сигнала о внезапном увеличении нагрузки и изменять расход топлива по управляющему сигналу. Решение поставленной задачи обеспечено также созданием устройства для предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, включающем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, которое содержит средства приема упреждающего сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки и средства уменьшения расхода топлива в газовую турбину по этому сигналу. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате при внезапном резком уменьшении нагрузки на валу турбины благодаря наличию средств приема упреждающего сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки и средств уменьшения расхода топлива по этому сигналу путем поэтапного уменьшения расхода топлива в камеру сгорания в виде генерирования сигнала регулирования по разомкнутому контуру. Указанные уменьшающие средства могут включать средства уменьшения расхода топлива на заранее заданную величину, средства изменения указанной заранее заданной величины во время работы, средства уменьшения расхода топлива до заранее заданного уровня, средства изменения заранее заданного уровня расхода топлива во время работы, вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива на основе нагрузки на валу силовой турбины и вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива исходя из предотвращения погасания факела. Средства приема упреждающего сигнала могут содержать средства приема сигналов о полном или частичном сбросе нагрузки, а устройство может дополнительно содержать средства формирования сигнала выявления сброса нагрузки после приема сигналов о полном или частичном сбросе нагрузки, средства формирования управляющего сигнала на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления сброса нагрузки и средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. Решение поставленной задачи обеспечено также созданием устройства для предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит нагрузку и нагрузка внезапно увеличивается, которое содержит средства приема упреждающего сигнала о внезапном увеличении нагрузки и средства уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений температуры в турбомашинном агрегате при внезапном резком увеличении нагрузки на валу турбины благодаря наличию средств приема упреждающего сигнала о внезапном увеличении нагрузки и средств уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины для регулировании расхода топлива по разомкнутому контуру. Указанные уменьшающие средства могут включать средства предварительного задания скорости, с которой может изменяться расход топлива, а также средства изменения заранее заданной скорости во время работы. Устройство может дополнительно содержать средства формирования сигнала выявления увеличения нагрузки после приема сигнала о внезапном увеличении нагрузки, средства формирования управляющего сигнала по сигналу увеличения нагрузки для установления максимально допустимой скорости изменения расхода топлива и средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. Переменный расход топлива может иметь нормальную скорость изменения, а устройство может дополнительно содержать средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива. Указанные возвращающие средства могут включать средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива спустя заданный период времени, средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива в виде функции времени, средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по экспоненциальному закону и средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по линейному закону. Средства уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины могут включать средства установления максимально допустимой скорости изменения расхода топлива, а устройство может дополнительно содержать средства формирования сигнала выявления увеличения нагрузки после приема упреждающего сигнала о внезапном увеличении нагрузки и средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. Решение поставленной задачи обеспечено также созданием способа предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива с нормальной скоростью изменения, при котором выявляют помпаж в технологическом турбокомпрессоре и уменьшают расход топлива в газовую турбину. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений скорости вращения газовой турбины при помпаже технологического турбокомпрессора, приводимого этой турбиной, благодаря выявлению помпажа в технологическом турбокомпрессоре и уменьшению расхода топлива в газовую турбину. Предлагаемый способ относится к системе регулирования турбомашинного агрегата при условии, когда в помпаж входит технологический турбокомпрессор, приводимый газовой турбиной. При помпаже из-за снижения нагрузки на валу увеличивается скорость вращения газовой турбины. После выявления помпажа для предотвращения отклонений частоты вращения в газовой турбине уменьшают расход топлива в камеру сгорания. При этом, поскольку в настоящем изобретении силовая турбина приводит технологический турбокомпрессор, помпаж последнего непосредственно не воздействует на скорость газогенератора, а повышается скорость силовой турбины. Расход топлива могут уменьшать на заранее заданную величину, которую могут изменять во время работы, а также до заранее заданного уровня, который могут изменять во время работы. При этом уменьшенный расход топлива могут вычислять на основе нагрузки на валу силовой турбины или исходя из предотвращения погасания факела. Выявление помпажа в технологическом турбокомпрессоре может происходить после приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, при этом дополнительно могут формировать сигнал выявления помпажа и управляющий сигнал на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления помпажа и изменять расход топлива по управляющему сигналу. Решение поставленной задачи обеспечено также созданием способа предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит этот турбокомпрессор и турбокомпрессор попадает в помпаж, при котором выявляют помпаж в технологическом турбокомпрессоре, устанавливают расход топлива на предпомпажный уровень и уменьшают скорость, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений температуры в газовой турбине при помпаже технологического турбокомпрессора, приводимого этой турбиной, благодаря выявлению помпажа в технологическом турбокомпрессоре, установлению расхода топлива на предпомпажный уровень и уменьшению скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины для регулирования расхода топлива по разомкнутому контуру. Ограниченную скорость, с которой может изменяться расход топлива, могут задавать заранее, при этом заранее заданную скорость могут изменять во время работы. Помпаж в технологическом турбокомпрессоре могут выявлять после приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, при этом дополнительно могут формировать сигнал выявления помпажа и управляющий сигнал на установление расхода топлива на предпомпажный уровень по сигналу выявления помпажа и изменять расход топлива по управляющему сигналу. Скорость изменения расхода топлива могут возвращать к нормальной скорости, при этом возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива могут выполнять спустя заданный период времени или после выявления выхода компрессора из помпажа. Возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива могут производить в виде функции времени. Скорость изменения расхода топлива могут возвращать к нормальной величине по экспоненциальному закону или по линейному закону. Решение поставленной задачи обеспечено также созданием устройства для предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, включающем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива с нормальной скоростью изменения, которое содержит средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре и средства уменьшения расхода топлива в газовую турбину. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений скорости вращения газовой турбины при помпаже технологического турбокомпрессора, приводимого этой турбиной, благодаря наличию средств выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре и средств уменьшения расхода топлива в газовую турбину. Предлагаемое устройство относится к системе регулирования турбомашинного агрегата при условии, когда в помпаж входит технологический турбокомпрессор, приводимый газовой турбиной. При помпаже из-за снижения нагрузки на валу увеличивается скорость вращения газовой турбины. После выявления помпажа средствами выявления помпажа средствами уменьшения расхода топлива уменьшают расход топлива в камеру сгорания для предотвращения отклонений частоты вращения в газовой турбине. При этом, поскольку в настоящем изобретении силовая турбина приводит технологический турбокомпрессор, помпаж последнего непосредственно не воздействует на скорость газогенератора, а повышается скорость силовой турбины. Уменьшающие средства могут включать средства уменьшения расхода топлива на заранее заданную величину, средства изменения заранее заданной величины во время работы, средства уменьшения расхода топлива до заранее заданного уровня, средства изменения заранее заданного уровня расхода топлива во время работы, вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива на основе нагрузки на валу силовой турбины, а также вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива исходя из предотвращения погасания факела. Средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре могут содержать средства приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, а устройство дополнительно может содержать средства формирования сигнала выявления помпажа, средства формирования управляющего сигнала на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления помпажа и средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. Решение поставленной задачи обеспечено также созданием устройства для предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит этот турбокомпрессор и турбокомпрессор попадает в помпаж, которое содержит средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре, средства установления расхода топлива на предпомпажный уровень и средства уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины. Преимущество настоящего изобретения заключается в предотвращении отклонений температуры в газовой турбине при помпаже технологического турбокомпрессора, приводимого этой турбиной, благодаря наличию средств выявления помпажа, средств установления расхода топлива на предпомпажный уровень и средств уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины для регулирования по разомкнутому контуру. Уменьшающие средства могут включать средства предварительного задания скорости, с которой может изменяться расход топлива, а также средства изменения заранее заданной скорости во время работы. Средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре могут содержать средства приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, а устройство дополнительно может содержать средства формирования сигнала выявления помпажа, средства формирования управляющего сигнала на установление расхода топлива на предпомпажный уровень по сигналу выявления помпажа и средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. Устройство дополнительно может содержать средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива, которые могут включать средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива спустя заранее заданный период времени, средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива после выявления выхода компрессора из помпажа, средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива в виде функции времени, средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по экспоненциальному закону, а также средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по линейному закону. В настоящее время управление топливом при помпаже начинается по поступлению на аналоговые входы сигналов, исходящих от различных устройств, подключенных к системе, на которую работает технологический турбокомпрессор, охваченный линией рециркуляции, на которой имеется антипомпажный клапан, и связанный с системой через обратный клапан на выходе. Система управления топливом включает в себя входы, на которые приходят сигналы от газотурбинного привода. Эти сигналы далее действуют на систему управления топливом, которая передает их на сервомотор топливного клапана, управляющего клапаном, предназначенным для дозирования расхода топлива в камеру сгорания. Это изобретение содержит аналогичную последовательность воздействий в цепи управления, однако его принципиальное преимущество перед существующими способами управления включает в себя задание скорости изменения суммарного расхода топлива. В настоящее время при протекании помпажа через свои начальный и восстановительные этапы система управления топливом будет начинать закрывать топливный клапан, когда силовая турбина разгружается и ее частота вращения повышается. На восстановительной стадии турбокомпрессор нагружается и частота вращения снижается. Система управления топливом будет компенсировать снижение частоты вращения открытием топливного клапана. Величина скорости нарастания расхода топлива определяется общими свойствами системы управления, не зависящими от характера протекания процесса изменения нагрузки. Однако при этом из-за срывной природы помпажа скорость изменения расхода топлива будет весьма высокой. Резкое увеличение расхода топлива в камеру сгорания может привести к опасным забросам температуры, приводящим к высоким температурам в деталях газовой турбины. С добавлением новой функции в работу системы управления топливом достигается улучшенное управление скоростью увеличения расхода топлива. Эта новая функция состоит в том, что системой принимается сигнал, выявляющий помпаж, либо значительное изменение нагрузки. Далее этот сигнал передается на сервомотор топливного клапана, управляющего расходом топлива в камеру сгорания и, таким образом, мощностью силовой турбины, благодаря чему предотвращается недопустимое увеличение частоты вращения. После этого скорость увеличения расхода топлива ограничивается на определенный период времени. Как только восстановительная стадия заканчивается, допустимая скорость изменения положения топливного клапана возвращается к обычному значению, которое используется при отсутствии помпажа или резкого изменения нагрузки. Настоящее изобретение может обеспечить значительный экономический эффект, так как представляет собой способ управления, обеспечивающий уменьшение нарушений технологического процесса и повреждений турбины (как турбины газогенератора, так и силовой турбины). Дополнительный эффект, выходящий за рамки прямых результатов использования предложенного способа, состоит в повышении надежности и эффективности эксплуатации турбин и турбокомпрессоров, увеличении интервалов между плановыми ревизиями и тем самым увеличении ежегодных денежных сбережений. Преимущества и экономический эффект от этого улучшенного способа управления пригодны для одно-, двух- и трехвальных турбин. Фиг.1 изображает схему, представляющую турбомашинный агрегат, включающий газовую турбину и технологический турбокомпрессор, охваченный линией рециркуляции, на которой имеется антипомпажный клапан, и связанный через обратный клапан на выходе с системой, в которой протекает технологический процесс, систему противопомпажного регулирования и систему регулирования главного параметра технологического процесса. Фиг. 2 изображает влияние помпажа на мощность турбокомпрессора во времени. Фиг. 3 изображает влияние помпажа на частоту вращения вала силовой турбины во времени. Фиг.4 изображает влияние помпажа на положение топливного клапана во времени. Фиг. 5 изображает ограничение на скорость изменения задания положения топливного клапана во времени, как следствие помпажа. Фиг. 6 изображает структурную схему изобретения, как системы пропорционально-интегрально-дифференциального регулирования, включающей опережающее воздействие (воздействие по возмущению). Фиг. 7a, 7b и 7c изображают варианты выполнения функционального блока выявления изменения нагрузки. Фиг.8a и 8b изображают варианты выполнения восстановительного блока. Фиг.9a и 9b изображают варианты выполнения функционального генератора. Фиг. 10a, 10b, 10c и 10d изображают варианты выполнения блока задания сигнала на уменьшение расхода топлива. Предпочтительные варианты выполнения изобретения Чтобы защитить газовую турбину от повреждающих забросов температуры и частоты вращения во время помпажных циклов технологического турбокомпрессора, расход топлива в камеру сгорания должен просто и точно управляться. Управление по настоящему изобретению облегчает решение проблемы предотвращения забросов параметров сначала путем ускорения закрытия топливного клапана на заранее заданную величину при разомкнутом контуре регулирования, а затем путем ограничения скорости, с которой выходному сигналу системы управления топливом позволяется перемещать топливный клапан на стадии восстановления нагрузки. Эту скорость позднее постепенно возвращают на уровень, допустимый в обычных условиях. На фиг.1 показан турбомашинный агрегат, включающий газовую турбину, технологический турбокомпрессор, охваченный линией рециркуляции, на которой имеется антипомпажный клапан, и связанный через обратный клапан с системой, в которой протекает технологический процесс, систему управления топливом, антипомпажную систему и систему регулирования главного параметра технологического процесса. Выявление как помпажа, так и сбросов нагрузки и управление при этих условиях осуществляется комбинацией действий по разомкнутому и замкнутому контурам. Эти воздействия являются функциями входных сигналов по параметрам технологического процесса от чувствительных элементов, подключенных к системе, на которую работает технологический компрессор. Эти и другие сигналы кроме того взаимодействуют с системой управления топливом. Эта система передает любой сигнал на сервомотор топливного клапана, управляющий этим клапаном. Основная опасность помпажных циклов состоит в механических повреждениях, однако помпаж представляет собой также проблему управления для газовой турбины. Эти проблемы возникают потому, что мощность, потребляемая технологическим турбокомпрессором, резко падает при возникновении помпажа. Когда в турбокомпрессоре восстанавливается положительный поток, его мощность быстро возрастает до значения, обычно превосходящего предпомпажное (предполагается, что антипомпажная система регулирования функционирует нормально; при помпаже открывается антипомпажный клапан и закрывается обратный клапан на выходе компрессора). На фиг. 2 показано изменение мощности при помпаже турбокомпрессора. Имеется несколько параметров, связанных с газовой турбиной, которые не должны превосходить определенных пределов. Двумя параметрами, имеющими значение для этого изобретения, являются частота вращения вала, приводящего нагрузку (в данном случае, технологический турбокомпрессор), и температура продуктов сгорания, в частности их температура на выходе из турбины. При обычном ПИД (Пропорционально-Интегрально-Дифференциальном) регулировании во время помпажа технологического турбокомпрессора управляющее действие контура управления топливом является слишком медленным, чтобы избежать заброса частоты вращения вала. В то же время управляющее воздействие может быть слишком резким при попытке избежать быстрого снижения частоты вращения вала на восстановительной стадии помпажа, что приводит к высоким температурам в турбине. Когда при возникновении помпажа падает мощность, потребляемая турбокомпрессором, частота вращения возрастает, как показано на фиг.3, демонстрирующем сравнение между обычным ПИД-регулированием (прерывистая линия) и улучшенным управлением, предлагаемым по настоящему изобретению. Уравнение, из которого определяется изменение частоты вращения, имеет вид:





























Формула изобретения
1. Способ предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, отличающийся тем, что (а) принимают упреждающий сигнал о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки и (b) уменьшают расход топлива в газовую турбину по этому сигналу. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что расход топлива уменьшают на заранее заданную величину. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что указанную заранее заданную величину изменяют во время работы. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что расход топлива уменьшают до заранее заданного уровня. 5. Способ по п.4, отличающийся тем, что заранее заданный уровень расхода топлива могут изменять во время работы. 6. Способ по п.5, отличающийся тем, что уменьшенный расход топлива вычисляют на основе нагрузки на валу силовой турбины. 7. Способ по п.4, отличающийся тем, что уменьшенный расход топлива вычисляют, исходя из предотвращения погасания факела. 8. Способ по п.1, отличающийся тем, что упреждающий сигнал содержит сигналы о полном или частичном сбросе нагрузки, при этом дополнительно: (а) формируют сигнал выявления сброса нагрузки после приема сигналов о полном или частичном сбросе нагрузки, (b) формируют управляющий сигнал на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления сброса нагрузки и (с) изменяют расход топлива по управляющему сигналу. 9. Способ предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит нагрузку и нагрузка внезапно увеличивается, отличающийся тем, что: (а) принимают упреждающий сигнал о внезапном увеличении нагрузки (b) уменьшают скорость, с которой изменяется расход топлива, до максимально допустимой величины. 10. Способ по п.9, отличающийся тем, что скорость ограничения расхода топлива задают заранее. 11. Способ по п.10, отличающийся тем, что заранее заданную скорость могут изменять во время работы. 12. Способ по п.9, отличающийся тем, что дополнительно: (а) формируют сигнал выявления увеличения нагрузки после приема сигнала о внезапном увеличении нагрузки; (b) формируют управляющий сигнал по сигналу увеличения нагрузки на установление максимально допустимой скорости изменения расхода топлива и (c) изменяют расход топлива по управляющему сигналу. 13. Способ по п.9, отличающийся тем, что переменный расход топлива имеет нормальную скорость изменения, уменьшение скорости изменения расхода топлива выполняют путем уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины, при этом скорость, с которой может изменяться расход топлива, возвращают к нормальной скорости изменения. 14. Способ по п.13, отличающийся тем, что возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива выполняют спустя заданный период времени. 15. Способ по п.13, отличающийся тем, что возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива производят в виде функции времени. 16. Способ по п. 15, отличающийся тем, что скорость изменения расхода топлива возвращают к нормальной величине по экспоненциальному закону. 17. Способ по п. 15, отличающийся тем, что скорость изменения расхода топлива возвращают к нормальной величине по линейному закону. 18. Способ по п.13, отличающийся тем, что уменьшение скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины выполняют путем установления максимально допустимой скорости изменения расхода топлива, при этом дополнительно: (а) формируют сигнал выявления увеличения нагрузки после приема упреждающего сигнала о внезапном увеличении нагрузки и (b) изменяют расход топлива по управляющему сигналу. 19. Устройство для предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, включающем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, отличающееся тем, что оно содержит: (а) средства приема упреждающего сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки и (b) средства уменьшения расхода топлива в газовую турбину по этому сигналу. 20. Устройство по п. 19, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства уменьшения расхода топлива на заранее заданную величину. 21. Устройство по п. 20, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства изменения указанной заранее заданной величины во время работы. 22. Устройство по п. 19, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства уменьшения расхода топлива до заранее заданного уровня. 23. Устройство по п. 22, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства изменения заранее заданного уровня расхода топлива во время работы. 24. Устройство по п.23, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива на основе нагрузки на валу силовой турбины. 25. Устройство по п.22, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива, исходя из предотвращения погасания факела. 26. Устройство по п.19, отличающееся тем, что средства приема упреждающего сигнала содержат средства приема сигналов о полном или частичном сбросе нагрузки, а устройство дополнительно содержит: (а) средства формирования сигнала выявления сброса нагрузки после приема сигналов о полном или частичном сбросе нагрузки, (b) средства формирования управляющего сигнала на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления сброса нагрузки и (с) средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. 27. Устройство для предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и имеющем переменную нагрузку и переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит нагрузку и нагрузка внезапно увеличивается, отличающееся тем, что оно содержит: (а) средства приема упреждающего сигнала о внезапном увеличении нагрузки и (b) средства уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины. 28. Устройство по п.27, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства предварительного задания скорости, с которой может изменяться расход топлива. 29. Устройство по п.28, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства изменения заранее заданной скорости во время работы. 30. Устройство по п.27, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит: (а) средства формирования сигнала выявления увеличения нагрузки после приема сигнала о внезапном увеличении нагрузки, (b) средства формирования управляющего сигнала по сигналу увеличения нагрузки для установления максимально допустимой скорости изменения расхода топлива и (с) средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. 31. Устройство по п.27, отличающееся тем, что переменный расход топлива имеет нормальную скорость изменения, а устройство дополнительно содержит средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива. 32. Устройство по п. 31, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива спустя заданный период времени. 33. Устройство по п. 31, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива в виде функции времени. 34. Устройство по п. 33, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по экспоненциальному закону. 35. Устройство по п. 33, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по линейному закону. 36. Устройство по п.31, отличающееся тем, что средства уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины включают средства установления максимально допустимой скорости изменения расхода топлива, а устройство дополнительно содержит: (a) средства формирования сигнала выявления увеличения нагрузки после приема упреждающего сигнала о внезапном увеличении нагрузки и (b) средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. 37. Способ предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива с нормальной скоростью изменения, отличающийся тем, что: (а) выявляют помпаж в технологическом турбокомпрессоре и (b) уменьшают расход топлива в газовую турбину. 38. Способ по п.37, отличающийся тем, что расход топлива уменьшают на заранее заданную величину. 39. Способ по п.38, отличающийся тем, что указанную заданную величину изменяют во время работы. 40. Способ по п.37, отличающийся тем, что расход топлива уменьшают до заранее заданного уровня. 41. Способ по п.40, отличающийся тем, что заранее заданный уровень расхода топлива могут изменять во время работы. 42. Способ по п. 41, отличающийся тем, что уменьшенный расход топлива вычисляют на основе нагрузки на валу силовой турбины. 43. Способ по п. 40, отличающийся тем, что уменьшенный расход топлива вычисляют, исходя из предотвращения погасания факела. 44. Способ по п.37, отличающийся тем, что выявление помпажа в технологическом турбокомпрессоре происходит после приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, при этом дополнительно: (а) формируют сигнал выявления помпажа, (b) формируют управляющий сигнал на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления помпажа и (с) изменяют расход топлива по управляющему сигналу. 45. Способ предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит этот турбокомпрессор и турбокомпрессор попадает в помпаж, отличающийся тем, что: (а) выявляют помпаж в технологическом турбокомпрессоре, (b) устанавливают расход топлива на предпомпажный уровень и (с) уменьшают скорость, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины. 46. Способ по п.45, отличающийся тем, что ограниченную скорость, с которой может изменяться расход топлива, задают заранее. 47. Способ по п.46, отличающийся тем, что заранее заданную скорость могут изменять во время работы. 48. Способ по п.45, отличающийся тем, что помпаж в технологическом турбокомпрессоре выявляют после приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, при этом дополнительно: (а) формируют сигнал выявления помпажа, (b) формируют управляющий сигнал на установление расхода топлива на предпомпажный уровень по сигналу выявления помпажа и (с) изменяют расход топлива по управляющему сигналу. 49. Способ по п. 45, отличающийся тем, что скорость изменения расхода топлива возвращают к нормальной скорости. 50. Способ по п.49, отличающийся тем, что возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива выполняют, спустя заданный период времени. 51. Способ по п.49, отличающийся тем, что возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива выполняют после выявления выхода компрессора из помпажа. 52. Способ по п.49, отличающийся тем, что возврат к нормальной скорости изменения расхода топлива производят в виде функции времени. 53. Способ по п. 52, отличающийся тем, что скорость изменения расхода топлива возвращают к нормальной величине по экспоненциальному закону. 54. Способ по п. 52, отличающийся тем, что скорость изменения расхода топлива возвращают к нормальной величине по линейному закону. 55. Способ по п. 48, отличающийся тем, что скорость изменения расхода топлива возвращают к нормальной скорости. 56. Устройство для предотвращения отклонений частоты вращения в турбомашинном агрегате, включающем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива с нормальной скоростью изменения, отличающееся тем, что оно содержит: (а) средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре и (b) средства уменьшения расхода топлива в газовую турбину. 57. Устройство по п.56, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства уменьшения расхода топлива на заранее заданную величину. 58. Устройство по п. 57, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства изменения заранее заданной величины во время работы. 59. Устройство по п. 56, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства уменьшения расхода топлива до заранее заданного уровня. 60. Устройство по п. 59, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства изменения заранее заданного уровня расхода топлива во время работы. 61. Устройство по п.60, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива на основе нагрузки на валу силовой турбины. 62. Устройство по п.59, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают вычисляющие средства для уменьшения расхода топлива, исходя из предотвращения погасания факела. 63. Устройство по п.56, отличающееся тем, что средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре содержат средства приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, а устройство дополнительно содержит: (а) средства формирования сигнала выявления помпажа, (b) средства формирования управляющего сигнала на уменьшение расхода топлива по сигналу выявления помпажа и (с) средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. 64. Устройство для предотвращения отклонений температуры в турбомашинном агрегате, содержащем газовую турбину и технологический турбокомпрессор и имеющем переменный расход топлива, когда газовая турбина приводит этот турбокомпрессор и турбокомпрессор попадает в помпаж, отличающееся тем, что оно содержит: (а) средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре, (b) средства установления расхода топлива на предпомпажный уровень и (с) средства уменьшения скорости, с которой может изменяться расход топлива, до максимально допустимой величины. 65. Устройство по п.64, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства предварительного задания скорости, с которой может изменяться расход топлива. 66. Устройство по п.65, отличающееся тем, что указанные уменьшающие средства включают средства изменения заранее заданной скорости во время работы. 67. Устройство по п.64, отличающееся тем, что средства выявления помпажа в технологическом турбокомпрессоре содержат средства приема от системы, на которую работает компрессор, сигналов о помпаже, а устройство дополнительно содержит: (а) средства формирования сигнала выявления помпажа, (b) средства формирования управляющего сигнала на установление расхода топлива на предпомпажный уровень по сигналу выявления помпажа и (с) средства изменения расхода топлива по управляющему сигналу. 68. Устройство по п.64, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива. 69. Устройство по п. 68, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива, спустя заранее заданный период времени. 70. Устройство по п. 68, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива после выявления выхода компрессора из помпажа. 71. Устройство по п. 68, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива в виде функции времени. 72. Устройство по п. 71, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по экспоненциальному закону. 73. Устройство по п. 71, отличающееся тем, что указанные возвращающие средства включают средства возврата к нормальной скорости изменения расхода топлива по линейному закону.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11