Вращающийся сверхзвуковой реактивный снаряд
Изобретение относится к ракетной технике. Вращающийся сверхзвуковой реактивный снаряд содержит заостренную носовую часть, боевой отсек, реактивный двигатель и аэродинамический стабилизатор. Дугообразные лопасти стабилизатора установлены выпуклыми поверхностями в направлении вращения снаряда, а вогнутые поверхности ориентированы в сторону носовой части снаряда. Передние и задние кромки каждой лопасти выполнены с односторонним заострением со скосом, расположенным на выпуклой поверхности лопасти. Отношение среднего угла установки лопастей стабилизатора к углу скоса кромок находится в пределах (0,02-0,03) H/d. Отношение длины заостренной носовой части к размаху стабилизатора выполнено равным 1,2-1,5, где H - размах лопастей стабилизатора, d - калибр снаряда. Изобретение позволяет увеличить дальность стрельбы, повысить боевую эффективность и надежность функционирования снаряда. 1 ил.
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к реактивным снарядам систем залпового огня.
Объект изобретения представляет собой вращающийся сверхзвуковой снаряд системы залпового огня повышенной эффективности и дальности стрельбы. Для успешной борьбы со многими площадными и крупномасштабными наземными целями широко применяются реактивные системы залпового огня. Стабилизация таких снарядов на всей или большей части траектории осуществляется с помощью аэродинамических стабилизаторов. Так, известны реактивные снаряды М8, М13, обеспечивающие поражение площадных и крупноразмерных целей (смотри, например, Куров В.Д., Должанский Ю.М. Основы проектирования пороховых ракетных снарядов.- М.: Оборонгиз, 1961, с. 11), принятые за аналоги. В их конструкции используются стабилизаторы, содержащие лопасти, прочно скрепленные с корпусом реактивного двигателя. Задачей данного технического решения являлось обеспечение устойчивого полета реактивных снарядов. Однако наличие прочно скрепленного (нераскрывающегося) стабилизатора не позволяет разместить на пусковой установке большое количество снарядов, что снижает эффективность применения системы. Общими признаками с предлагаемой авторами конструкцией реактивного снаряда является наличие в составе снарядов-аналогов боевой части, реактивного двигателя, стабилизатора с лопастями. Опыт проектирования и эксплуатации реактивных систем залпового огня показал, что наиболее рациональным компоновочным решением является размещение реактивных снарядов перед пуском и запуск их из трубчатых направляющих. В этом случае на одной транспортной единице (боевой машине) удается разместить наибольшее количество реактивных снарядов. Запуск реактивного снаряда из трубчатой направляющей требует применения на нем стабилизатора с подвижными лопастями. Лопасти такого стабилизатора находятся в сложенном положении перед пуском и в процессе движения по направляющей, а после выхода из направляющей раскрываются. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому эффекту к изобретению является реактивный снаряд системы залпового огня М-210Ф (см. Боевая машина БМ-21. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Военное издательство МО СССР, 1977, с. 74-75), принятый авторами за прототип. Он содержит заостренную носовую часть, боевой отсек, реактивный двигатель и аэродинамический стабилизатор с раскрывающимися дугообразными лопастями. Лопасти в раскрытом состоянии устанавливаются под определенным углом к продольной оси корпуса, благодаря чему обеспечивается вращение снаряда в полете. Вращение придается снаряду для повышения точности, а при залповой стрельбе и улучшения кучности. Передние и задние кромки лопастей выполнены с симметричным заострением. Раскрытие лопастей производится под действием специальных пружин, размещенных на осях и работающих на кручение. Реактивный снаряд, принятый за прототип, функционирует следующим образом. Перед запуском снаряда дугообразные лопасти находятся в сложенном состоянии. После схода с направляющей лопасти под действием пружин, работающих на кручение, поворачиваются на осях и раскрываются, обеспечивая устойчивое движение снаряда по траектории. Угловая скорость вращения снаряда изменяется в широких пределах, достигая максимального значения в конце активного участка траектории (АУТ) и минимального в вершине траектории, причем отношение их значений достигается ~3 - 5. Для снаряда, принятого за прототип, скорость полета на пассивном участке траектории (ПУТ) является сверхзвуковой и соответствующие ей числа Маха М= 1,0...2,0. Диапазон изменения скорости вращения для реактивных снарядов, идентичных прототипу, тем больше, чем больше скорость полета в конце АУТ, а следовательно, дальность стрельбы. Для каждого типа снаряда существует допустимый диапазон изменения угловой скорости вращения исходя из условий нормального функционирования, прочности и полета с минимальными углами атаки. Верхняя граница обусловлена частотой изгибных колебаний снаряда, а нижняя частотой собственных колебаний снаряда как твердого тела. Разработка снарядов повышенной дальности стрельбы приводит к необходимости уменьшать угол установки раскрывающихся лопастей и допуск на него, осуществлять неоднократную переборку лопастей стабилизатора при изготовлении, что увеличивает трудоемкость. Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, при проведении летных испытаний опытных образцов сверхзвуковых снарядов с повышенной в 1,5 раза дальностью стрельбы по сравнению с прототипом наблюдаются случаи отклонения отдельных снарядов от центра группирования, что снижает кучность, боевую эффективность, надежность функционирования. Испытания опытных образцов снарядов с телеметрическими головными частями показывают на локальное увеличение углов атаки из-за сближения частоты вращения и частоты изгибных колебаний снаряда. Значительный рост угла атаки в конце АУТ явился причиной разрушения одного из изделий. Поэтому поиск технических решений, позволяющих уменьшить диапазон изменения скорости вращения снаряда на траектории, весьма актуален. Задачей известного технического решения (прототипа) являлось размещение на боевой машине наибольшего количества реактивных снарядов залпового огня при обеспечении их устойчивого полета. Общими признаками с предлагаемым реактивным снарядом является наличие в снаряде - прототипе заостренной носовой части, боевого отсека, реактивного двигателя и аэродинамического стабилизатора с раскрывающимися дугообразными лопастями, установленными под углом к продольной оси снаряда. В отличие от прототипа в предлагаемом реактивном снаряде дугообразные лопасти установлены выпуклыми поверхностями в направлении вращения снаряда, а вогнутые поверхности ориентированы в сторону носовой части снаряда, при этом передние и задние кромки каждой лопасти выполнены с односторонним заострением со скосом, расположенным на выпуклой поверхности лопасти, и отношение среднего угла установки лопастей стабилизатора к углу скоса кромок находится в пределах (0,02...0,03)H/d, причем отношение длины заостренной носовой части к размаху стабилизатора выполнено равным 1,2...1,5, где H - размах лопастей стабилизатора, d - калибр снаряда. Это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом. Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны. Задачей предлагаемого изобретения является создание вращающегося сверхзвукового реактивного снаряда систем залпового огня с увеличенной дальностью стрельбы, повышение его боевой эффективности и надежности функционирования за счет уменьшения диапазона изменения скорости вращения на траектории и исключения резонансных явлений. Указанный технический результат достигается тем, что во вращающемся сверхзвуковом реактивном снаряде, содержащем заостренную носовую часть, боевой отсек, реактивный двигатель и аэродинамический стабилизатор с раскрывающимися дугообразными лопастями, установленными под углом к продольной оси снаряда, согласно изобретению дугообразные лопасти установлены выпуклыми поверхностями в направлении вращения снаряда, а вогнутые поверхности ориентированы в сторону носовой части снаряда, при этом передние и задние кромки каждой лопасти выполнены с односторонним заострением со скосом, расположенным на выпуклой поверхности лопасти, и отношение среднего угла установки лопастей стабилизатора к углу скоса кромок находится в пределах (0,02 - 0,03)H/d, причем отношение длины заостренной носовой части к размаху стабилизатора выполнено равным 1,2 -1,5, где H - размах лопастей стабилизатора, d - калибр снаряда. Авторы предлагаемого изобретения провели большой объем теоретических и экспериментальных исследований на моделях и макетах снаряда с натурными стабилизаторами в аэродинамических трубах, летные испытания опытных образцов, направленные на поиск технических решений, уменьшающих диапазон изменения скорости вращения снаряда в полете. Испытания проведены при числах Маха М=0,5...5,0, соответствующих полету как на дозвуковых, так и сверхзвуковых скоростях и охватывающих со значительным запасом режимы полета отечественных и зарубежных снарядов реактивных систем залпового огня. Испытаны различная ориентация дугообразных лопастей в направлении вращения, формы кромок, варьировались параметры лопастей, удлинение носовой части снаряда. Выявлено, что дугообразные лопасти индуцируют дополнительный вращающий момент крена даже при нулевом угле установки лопастей к продольной оси снаряда. Для стабилизатора с дугообразными лопастями и симметричным заострением передних и задних кромок при сверхзвуковых скоростях полета (М>1) этот момент направлен в сторону выпуклых поверхностей лопастей, при М<1 - в сторону вогнутых поверхностей лопастей. Установлено, что за счет выполнения одностороннего заострения передних и задних кромок дугообразных лопастей со скосом на их выпуклых поверхностях увеличивается вращающий момент крена снаряда при числах М






Формула изобретения
Вращающийся сверхзвуковой реактивный снаряд, содержащий заостренную носовую часть, боевой отсек, реактивный двигатель и аэродинамический стабилизатор с раскрывающимися дугообразными лопастями, установленными под углом к продольной оси снаряда, отличающийся тем, что дугообразные лопасти установлены выпуклыми поверхностями в направлении вращения снаряда, а вогнутые поверхности ориентированы в сторону носовой части снаряда, при этом передние и задние кромки каждой лопасти выполнены с односторонним заострением со скосом, расположенным на выпуклой поверхности лопасти, и отношение среднего угла установки лопастей стабилизатора к углу скоса кромок находится в пределах (0,02 - 0,03)H/d, причем отношение длины заостренной носовой части к размаху стабилизатора выполнено равным 1,2 - 1,5, где Н - размах лопастей стабилизатора, d - калибр снаряда.РИСУНКИ
Рисунок 1