Способ оценки психофизиологического состояния человека
Способ относится к медицине и психологии и предназначен для оценки психофизиологического состояния человека. Для этого измеряют характеристики выполненного им цветного рисунка. А именно измеряют площади и яркости фрагментов и всего рисунка. Затем определяют яркость рисунка путем суммирования яркостей фрагментов и светимость фрагментов рисунка по предложенной математической формуле. Значения светимостей фрагмента рисунка, выполненных в одинаковом свете, суммируют. Составляют числовой ряд из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке. После чего определяют уровень выраженности психофизиологического состояния по значениям числового ряда светимостей цветов, рассматривая его как подобие цветной шкалы теста Люшера. Способ позволяет увеличить точность диагностики. 2 ил.
Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для оценки психофизиологического состояния человека, в частности для психодиагностики в детской психологии и психотерапии.
Известны способы оценки психофизиологических состояний, в частности творческих способностей (оригинальности) человека, заключающиеся в том, что испытуемому человеку предлагается дорисовать (по своему усмотрению) различные контуры, изображенные на специальных бланках в определенной очередности; полученный рисунок анализируется на предмет творческих способностей (оригинальности) [1, 2]. Данные способы обладают неширокими функциональными возможностями, так как предназначены для оценки одного психофизического параметра человека. При этом используются субъективные методы оценки, что обуславливает ее невысокую точность. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению (прототипом) является способ оценки психофизиологического состояния человека по графическим характеристикам выполненного им рисунка. Визуально определяют подобие изображенного объекта (субъекта) и его частей реальному объекту (субъекту); форму изображения, композицию и технику исполнения рисунка, к которой относят, например, размер и направление штриха рисунка. Эти характеристики интерпретируют [2] и производят оценку психофизиологического состояния испытуемого человека [2]. Однако данный способ обладает неширокими функциональными возможностями и невысокой точностью, так как использует субъективные методы оценки изображения рисунка, не отражает уровня выраженности психофизиологического состояния человека и не имеет адекватных приемов их количественного анализа. Анализ приведенного уровня техники свидетельствует о том, что задачей изобретения является создание способа оценки психофизиологического состояния человека с более широкими функциональными возможностями и более высокой точностью оценки. Это достигается за счет того, что в способе оценки психофизиологического состояния человека на выполненном человеком цветном рисунке измеряют площади и яркости фрагментов цветного рисунка и площадь всего рисунка, определяют яркость рисунка путем суммирования яркостей фрагментов и светимость фрагментов рисунка по формуле




Полученные в результате вычислений значения светимости фрагментов рисунка, которые выполнены в одном и том же цвете, складываются. Из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке, составляется числовой ряд по степени убывания. Этот числовой ряд отражает количественные и энергетические характеристики цветов, использованных в рисунке. На основании этого числового ряда определяется очередность (по степени убывания значений) цветопредпочтения испытуемого человека. Например, наибольшее значение светимости рисунка определяет цвет, который человек предпочитает в первую очередь, следующее значение светимости цвета - во вторую очередь и т.д. Величины значений светимости цветов характеризуют выраженность и приоритетность цветопредпочтения человеком, на основании которого производят оценку его психофизиологического состояния, рассматривая их как подобие "цветной шкалы" теста Люшера, используя интерпретацию его методики. Уровень же выраженности психофизиологического состояния определяется величинами соответствующих значений числового ряда светимости цветов. Градации уровней выраженности психофизиологического состояния испытуемого человека определяется с помощью 18-балльной шкалы выраженности психофизиологического состояния (фиг. 2). Например, "темные" рисунки [6], яркость которых оценивается 40 отн. ед. и ниже, могут характеризоваться отклонением в психофизиологическом развитии детей. Из сказанного видно, что использование объективных средств измерения геометрических и оптических характеристик цветного рисунка, использование светимостей цветов рисунка в качестве "цветной шкалы" теста Люшера, оценка уровня и градация уровня выраженности психофизиологического состояния человека по оптическим параметрам выполненного им цветного рисунка приводят к расширению функциональных возможностей способа и увеличению диагностической точности. Список использованных источников
1. Высоцкая В. Г. Рисунок и процесс рисования в детской психологии и психотерапии. - Новосибирск, 1996, - с. 1 - 2. 2. Колков А. И. Исследование процессов творчества. - Кемерово, КГИК, 1989, - с. 19 - 21. 3. Богомолов Л. А. Дешифрирование аэроснимков. - М., Недра, 1976, - с. 19, 33. 4. Ландсберг Г.С. Оптика. - М., Наука, 1976, - с. 48 - 49. 5. Кухлинг Х. Справочник по физике. - М., 1982, - с. 289. 6. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. - М., Медицина, 1974, - с. 85.
Формула изобретения
Rn = rскяn

где Rn - светимость n-го фрагмента рисунка;
rскяn - спектральный коэффициент яркости n-го фрагмента рисунка, равный отношению средней яркости фрагмента к яркости белой поверхности при одинаковом освещении;
Pn - относительная площадь n-го фрагмента, равная отношению площади фрагмента к площади всего рисунка,
значения светимостей рисунка, выполненных в одинаковом свете, суммируют, составляют числовой ряд из суммарных значений светимостей цветов, использованных в рисунке, и определяют уровень выраженности психофизиологического состояния по значениям числового ряда светимостей цветов, рассматривая его как подобие цветной шкалы теста Люшера.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2