Способ диагностики сопряженных деталей
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины. Данное изобретение направлено на повышение точности оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудозатрат. Изобретение заключается в оценке технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.
Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР N 302647, G 01 M 17/00, 1982). Недостатком этого способа является то, что велика трудоемкость его реализации, так как необходимо применять специальное устройство для создания знакопеременной нагрузки, а также невысокая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний. Изобретение направлено на повышение точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины, снижение трудоемкости. Решение поставленной задачи достигается тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале на собственных частотах, форма которых задается уравнением




X - координаты по продольной оси вала;
A - постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l - длина вала;
m - 1, 2, 3,... Сопоставляя координаты пучностей и координаты коренных и шатунных шеек, определяют диагностические частоты, локально характеризующие сопряжения коренных и шатунных шеек. Это позволяет осуществлять частотную идентификацию коренных и шатунных подшипников коленчатого вала. Например, для полной идентификации шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя КамАЗ-740 достаточно определить формы колебаний для первых пяти мод (частот) фиг. 1, фиг. 2. На фиг. 1, фиг. 2 видно, что на частоте f5 можно определить зазор в 1-й коренной шейке, 2-й шатунной шейке, 5-й коренной шейке. На частоте f4 - в 1-й шатунной шейке, 3-й коренной шейке, 4-й шатунной шейке и т.д.
Формула изобретения

где S, V, U, T - функции Крылова;

x - координаты по продольной оси вала;
A - постоянный коэффициент, определяемый из граничных условий;
l - длина вала;
m - 1, 2, 3, ....
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2