Антифриз
Изобретение относится к теплообменной технике. Антифриз содержит вес.%: этиленгликоль 32,0-53,0, бура 0,1-0,6, нитрит натрия 0,5-0,9, триэтаноламин 0,01-0,07, бензотриазол 0,01-0,03, одномодульное жидкое стекло 0,02-0,08, декстрин 0,02-0,06, продукт осернения глицерина концентрированной серной кислотой 0,01-0,03, антивспениватель, содержащий бутанол и полиметилсилоксан в соотношении вес.ч 25:1, - 0,03-0,07, вода - остальное. Технический результат - обеспечение высокой (не более 0,05 г/м2сут) коррозионной стойкости черных цветных металлов, а также их сплавов по отношению к антифризу. 2 табл.
Изобретение относится к теплообменной технике, а более конкретно к составу низкозамерзающего жидкого хладоносителя для охлаждающих систем, где необходима высокая коррозионная стойкость деталей и узлов из цветных, черных металлов и их сплавов.
Из предшествующего уровня техники известны попытки решения проблемы по обеспечению высокой коррозионной стойкости герметичных охлаждающих систем, работающих длительное время (до 5 лет) и включающих элементы из алюминиевых сплавов, стали, чугуна, меди, латуни, припоя и т.п., путем получения низкозамерзающего жидкого хладоносителя на основе этиленгликоля. Так, в патенте (RU N 1199785, A, 1985 г.) описан антифриз, включающий, мас.%: энтиленгликоль 25,0 -93, гликоколь 0,2-0,94, триэтаноламин 0,24-1,59, бензотриазол 0,04-0,15, полиметилсилоксан 0,005-0,025 и воду - остальное. В этой композиции ингибиторами коррозии являются гликоколь, триэтаноламин и бензотриазол, при этом гликоколь обеспечивает буферную среду и в сочетании с триэтаноламином создает устойчивую щелочную среду с резервом щелочности 10,2-21,76. Недостаток известного антифриза заключается в том, что он не обеспечивает надежной защиты черных и цветных металлов от коррозии: коррозионное воздействие на цветные металлы [г/м2сут] составляет 0,9-1,2, на припой - 0,4, и на чугун - 0,2. Кроме того, известный антифриз не обеспечивает стабильности теплообменных характеристик охлаждающих систем из-за появления в процессе работы налета на внутренних металлических поверхностях. Известен также антифриз (см. авторское свидетельство SU N 1075725, A, 1982 г. ), взятый в качестве прототипа и содержащий жидкость с низкой температурой замерзания (этиленгликоль 25,75-92,55 мас.%), ингибиторы коррозии (буру 0,44-1,55 мас.%; нитрит натрия 0,06-0,25 мас.%; триэтаноламин 0,13-0,47 мас. %; бензотриазол 0,01-0,03 мас.%), антивспениватель - полиметилсилоксан 0,01-0,025 мас.% и воду (остальное). Этот антифриз, благодаря наличию буры (натрия тетраборнокислого десятиводного), обладает моющим свойством, в результате чего не образуется налета на внутренних металлических поверхностях охлаждающей системы, а следовательно, теплообменные параметры охлаждающей системы остаются стабильными во времени. Неорганические соли (бура и нитрит натрия) совместно с триэтаноламином создают щелочную реакцию и, образуя буферную смесь, обеспечивают устойчивую щелочную среду с резервом щелочности 10,6-14,6. Однако использование вместо гликоколя указанных выше неорганических солей не обеспечивает надежной защиты систем охлаждения современных двигателей внутреннего сгорания, в которых используются тонкостенные теплообменные конструкции из алюминиево-марганцевых сплавов, что является основным недостатком известного антифриза. Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по обеспечению высокой (не более 0,05 г/м2сут) коррозионной стойкости черных, цветных металлов, а также их сплавов при воздействии на них антифриза. Поставленная задача решена тем, что антифриз, содержащий этиленгликоль, буру, нитрит натрия, триэтаноламин, бензотриазол, антивспениватель и воду, согласно изобретению дополнительно содержит одномодульное жидкое стекло и продукт осернения глицерина концентрированной серной кислотой, при следующем соотношении компонентов, вес. %: этиленгликоль 32,0-53,0, бура 0,1-0,6, нитрит натрия 0,5-0,9, триэтаноламин 0,01-0,07, бензотриазол 0,01-0,03, одномодульное жидкое стекло 0,02-0,08, декстрин 0,02-0,06, продукт осернения глицерина концентрированной серной кислотой 0,01-0,03, антивспениватель 0,03-0,07, вода - остальное. Кроме того, в качестве антивспенивателя целесообразно использовать смесь бутанола и полиметилсилоксана в соотношении весовых частей, равном 25:1. Преимущество предложенного антифриза перед известными заключаются в том, что, благодаря введению дешевых дополнительных ингибиторов коррозии, обеспечивается существенное снижение его коррозионного воздействия на такие металлы, как алюминий и его сплавы, медь, латунь, сталь, чугун, а также припой, что позволяет использовать его в системах охлаждения двигателя внутреннего сгорания, снабженных радиаторами из алюминиевых сплавов, обладающих высокой теплопроводностью. Следует отметить, что, если само по себе использование кремнекислого натрия (жидкого стекла) в качестве ингибитора коррозии в антифризах известно (см. патент RU N 1658205), то жидкое стекло с силикатным модулем M = 1,0 использовано впервые. Также впервые использован продукт осернения глицерина концентрированной серной кислотой (C3H5(OH)3:H2SO4
Формула изобретения
Антифриз, содержащий этиленгликоль, буру, нитрит натрия, триэтаноламин, бензотриазол и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит одномодульное жидкое стекло, декстрин, продукт осернения глицерина концентрированной серной кислотой, а в качестве антивспенивателя - смесь бутанола и полиметилсилоксана при следующем соотношении компонентов, вес.%: Этиленгликоль - 32,0 - 53,0 Бура - 0,1 - 0,6 Нитрит натрия - 0,5 - 0,9 Триэтаноламин - 0,01 - 0,07 Бензотриазол - 0,01 - 0,03 Одномодульное жидкое стекло - 0,02 - 0,08 Декстрин - 0,02 - 0,06 Продукт осернения глицерина концентрированной серной кислотой - 0,01 - 0,03Антивспениватель, содержащий бутанол, полиметилсилоксан в соотношении вес.ч. 25 : 1 - 0,04 - 0,07
Вода - Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1