Электронасосный агрегат
Электронасосный агрегат (ЭНА) относится к машиностроительной гидравлике и может быть использован в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. ЭНА содержит установленную в корпусе и контактирующую с ним по конической поверхности обойму, в расточке которой размещены электродвигатель с n [n=1, 2 и т.д.] рабочими колесами. В обойме выполнено сквозное отверстие, сообщающее выход последнего колеса с началом диффузора, выполненного в виде канавки на наружной поверхности обоймы, при этом конец канавки диффузора сообщен с отверстием выходного штуцера. Поперечное сечение канавки выполнено монотонно возрастающим от сечения сквозного отверстия до сечения отверстия выходного штуцера, и ширина канавки диффузора в конечном сечении выполнена равной диаметру отверстия выходного штуцера. Средняя линия канавки выполнена монотонно удаляющейся вдоль оси конуса от начального сечения к концевому, основание канавки выполнено равноудаленным относительно оси конуса с шириной, постоянной по всей длине канавки, а боковые стороны сечения канавки выполнены в виде симметричных относительно средней линии канавки кривых, монотонно удаляющихся от средней линии канавки, начиная от ее основания. Использование изобретения позволяет повысить технологичность изготовления диффузора ЭНА. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники.
Известен электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий установленную в корпусе с входным и выходным штуцерами обойму, в которой размещены электродвигатель с рабочими колесами, втулки с расточками и диафрагмы между втулками, а между выходом последнего колеса и отверстием выходного штуцера выполнен диффузор [1]. Диффузор выполнен в виде конусного отверстия в выходном штуцере. Недостатком такого ЭНА являются значительные радиальные габариты и масса, что является следствием значительной длины выходного штуцера, вызванной расположением в нем диффузора в виде конуса с углом раскрытия 8 - 11 градусов (по рекомендации [2]). Этот недостаток весьма серьезно затрудняет компоновку ЭНА в составе контуров терморегулирования космических летательных аппаратов из-за недостатка пространства. Этого недостатка лишен ЭНА, содержащий установленную в корпусе с входным и выходным штуцерами и контактирующую с ним по своей наружной поверхности обойму, в расточке которой размещены электродвигатель с n [n = 1, 2 и т.д.] рабочими колесами, выход последнего колеса сообщен с началом диффузора, выполненного в виде канавки на наружной поверхности обоймы, выбранный в качестве прототипа [3] . Конец канавки диффузора сообщен с отверстием выходного штуцера, а поперечное сечение канавки выполнено монотонно возрастающим от сечения сквозного отверстия до сечения отверстия выходного штуцера. Ширина канавки диффузора в конечном сечении выполнена равной диаметру отверстия выходного штуцера. Недостатком такого ЭНА является нетехнологичность выполнения канавки диффузора с изменением ее ширины в квадратичной зависимости от углового положения сечения, так как это требует обработки за несколько проходов на специальном оборудовании - фрезерном станке с программным управлением. Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является повышение технологичности. Этот результат достигается за счет того, что в известном электронасосном агрегате, содержащем установленную в корпусе с входным и выходным штуцерами и контактирующую с ним по своей наружной поверхности обойму, в расточке которой размещены электродвигатель с n [n = 1, 2, и т.д.] рабочими колесами, причем в обойме выполнено сквозное отверстие, сообщающее выход последнего колеса с началом диффузора, выполненного в виде канавки на наружной поверхности обоймы, при этом конец канавки диффузора сообщен с отверстием выходного штуцера, причем поперечное сечение канавки выполнено монотонно возрастающим от сечения сквозного отверстия до сечения отверстия выходного штуцера, и ширина канавки диффузора в конечном сечении выполнена равной диаметру отверстия выходного штуцера, согласно изобретению контактирующие наружная поверхность обоймы и внутренняя поверхность корпуса выполнены в виде конуса, расширяющегося от входного штуцера к выходному, с конусностью



Средняя линия 17 канавки 12 выполнена монотонно удаляющейся вдоль оси конуса 16 от начального сечения к концевому. Основание 18 канавки 12 выполнено равноудаленным относительно оси конуса 16 с шириной b, постоянной по всей длине канавки 12, а боковые стороны 19 сечения канавки 12 выполнены в виде симметричных относительно средней линии канавки кривых, монотонно удаляющихся от средней линии канавки, начиная от ее основания 18. Исходя из требований минимизации местных гидравлических сопротивлений целесообразно выполнять ширину b равной диаметру отверстия 13, однако это широко используется в проектировании ЭНА. В данном примере конкретного выполнения средняя линия 17 канавки 12 выполнена в виде винтовой линии, а боковые стороны 19 сечения канавки 12 - в виде прямых. Электронасосный агрегат работает следующим образом: при включении электродвигателя 5 он вращает установленное на своем валу колесо 8. Жидкость из входного штуцера 2 через рабочее колесо 8 поступает на его выход 9, откуда через отверстие 13 поступает в канавку 12 диффузора. При течении жидкости через канавку 12 (диффузор) часть ее кинетической энергии преобразуется в энергию давления, т.к. за счет выполнения наружной поверхности обоймы 4 в виде расширяющегося конуса поперечное сечение канавки 12 увеличивается с продвижением от начала 14 к концу 15. В конце канавки 12 жидкость поступает в отверстие штуцера 3 и далее - в гидравлическую сеть (не показана). За счет того, что основание 18 канавки 12 выполнено равноудаленным относительно оси конуса 16 с шириной b, постоянной по всей длине канавки 12, а боковые стороны 19 сечения канавки 12 выполнены в виде симметричных относительно средней линии канавки кривых, монотонно удаляющихся от средней линии канавки, начиная от ее основания 18, выполнение диффузора становится существенно более технологичным, чем в прототипе: оно осуществляется за один проход фрезы с профилем, соответствующим профилю канавки. При этом выполнение внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности обоймы в виде конуса не представляет трудностей и обеспечивается токарной обработкой, так же как и выполнение этих поверхностей в виде цилиндра (в прототипе). Выполнение боковых сторон сечения канавки в виде симметричных относительно средней линии канавки кривых, монотонно удаляющихся от средней линии канавки, начиная от ее основания, необходимо для обеспечения, с одной стороны, расширения сечения канавки при движении от ее начала 14 к концу 15, а с другой стороны - для свободного выхода фрезы из канавки 12 после завершения ее обработки. Нужная степень расширения сечения диффузора, соответствующая рекомендациям [2], легко достигается траекторией средней линии канавки 12 и определяется геометрическим расчетом. Нетрудно показать, что выполнение средней линии по спирали (винтовой линии) в совокупности с выполнением боковых сторон 19 сечения канавки 12 в виде прямых (фиг. 3) обеспечивает возрастание поперечного сечения канавки в квадратичной зависимости от расстояния от начала канавки до текущего сечения, измеренного вдоль оси конуса. Это следует из обычного геометрического расчета. Таким образом, наиболее технологичное выполнение канавки 12 одновременно обеспечивает и рекомендованный в литературе характер изменения поперечного сечения. Однако поскольку характер изменения поперечного сечения канавки может быть достигнут и при выполнении средней линии канавки по другой кривой (не винтовой линии) в сочетании с выполнением боковых сторон сечения не в виде прямых (например, на фиг. 4 и 5), то заявляются общие признаки, характеризующие выполнение канавки, которые позволяют получить технический результат, и дополнительно раскрываются частные признаки, при которых технический результат максимален. Кроме того, заявляется n рабочих колес, поскольку технический результат достигается и в этом случае (все признаки, касающиеся выполнения канавки, относятся к последнему колесу и не зависят от количества колес). В примере конкретного выполнения приведен частный случай при n = 1 (т.к. использование n > 1 не влияет на реализацию изобретения). Таким образом, в результате использования изобретения существенно повышается технологичность изготовления ЭНА, особенно в условиях мелкосерийного и серийного производства. Литература
1. Патент Российской Федерации N 2042053, кл. F 04 D 1/06, 1995 г. 2. "Лопастные насосы", под ред. В. А. Зимницкого и В.А. Умова. Л., "Машиностроение", Ленинградское отделение, 1986, стр. 63. 3. Патент Российской Федерации N 2103556, кл. F 04 D 13/06, 1998 г. (прототип).
Формула изобретения

где Н и h - соответственно высоты профиля канавки, измеренные по ее средней линии в конечном и начальном поперечных сечениях;
L - расстояние вдоль оси конуса между указанными сечениями,
средняя линия канавки выполнена монотонно удаляющейся вдоль оси конуса от начального сечения к концевому, основание канавки выполнено равноудаленным относительно оси конуса с шириной, постоянной по всей длине канавки, а боковые стороны сечения канавки выполнены в виде симметричных относительно средней линии канавки кривых, монотонно удаляющихся от средней линии канавки, начиная от ее основания. 2. Электронасосный агрегат по п.1, отличающийся тем, что средняя линия канавки выполнена в виде винтовой линии, а боковые стороны сечения канавки выполнены в виде симметричных относительно средней линии канавки прямых.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5