Устройство для повышения кпд теплового двигателя
Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к тепловым двигателям /поршневым двигателям внутреннего сгорания/, а также к газотурбинным и пульсирующим воздушно-реактивным двигателям, имеющим широкий диапазон мощностей и возможность работы на любых известных видах углеводородного сырья. Цель изобретения - повышение КПД тепловых двигателей, а также осуществление возможности работы поршневых и газотурбинных двигателей на нефти и тяжелых сортах топлива. Устройство содержит диффузор, топливные форсунки и форсунки зажигания, камеру сгорания с соплом и генератор электрических импульсов с разрядником. Новым в изобретении является установка в диффузоре противодетонационной решетки с отверстиями по всей площади, в которых равномерно по окружности установлены шнеки с лопастями, а форсунки снабжены камерой из диэлектрического материала, внутри которой расположена топливная форсунка и кольцевая полость, сообщающаяся с патрубком для подачи концентрированного водного раствора сильного электролита. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к конструкциям и эксплуатации тепловых двигателей: газотурбинных, пульсирующих воздушно-реактивных, поршневых двигателей внутреннего сгорания, имеющих возможность работы на всех известных видах жидкого углеводородного топлива.
Известны турбореактивные двигатели - одно или двухконтурные с форсажными камерами или без них. Ввиду невысокого эффективного КПД и трудностей с дальнейшим повышением температуры на турбине, их дальнейшее повышение технико-экономических показателей затруднено. Известны пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, имеющие низкий КПД и невысокую тягу. Из-за низких технико-экономических показателей эти двигатели в настоящее время не применяются. Известны поршневые двигатели внутреннего сгорания с внешним и внутренним смесеобразованием. Высокая стоимость искусственного топлива, главным образом бензина и дизельного, а также сравнительно невысокий КПД, их дальнейшее повышение технико-экономических показателей на этих видах топлива практически невозможно. Целью изобретения является повышение термического и эффективного КПД тепловых двигателей: турбореактивных, пульсирующих ВРД, поршневых двигателей внутреннего сгорания, независимо от метода смесеобразования, а также возможность работы всех этих типов двигателей на нефти и тяжелых сортах топлива, имеющих в несколько раз меньшую стоимость по сравнению с искусственными видами углеводородных топлив. Решение поставленной задачи в предлагаемом устройстве для повышения КПД теплового двигателя, содержащем диффузор, топливные форсунки и форсунки зажигания, камеру сгорания с соплом, генератор электрических импульсов с разрядником, обеспечивается тем, что в диффузоре смонтирована противодетанационная решетка с отверстиями по всей своей площади, в которых равномерно по окружности установлены шнеки с лопастями, а форсунки зажигания снабжены рабочей кольцевой камерой из диэлектрического материала, внутри которой расположена топливная форсунка, сообщающейся с патрубками для подачи концентрированного водного раствора сильного электролита, при этом патрубок с одной стороны соединен трубопроводом с вентилем и насосом, а с другой стороны расположен электрод с размещенным в нем шнеком. Форсунки выполнены изолированными от стенок рубашки охлаждения и камеры сгорания слоями электроизоляции. Из научно-технической литературы и практики эксплуатации тепловых двигателей не известно об идентичных заявляемому технических решениях, что указывает на наличие его новизны. Поставленная в изобретении цель реализуется за счет использования указанной в формуле изобретения совокупности существенных признаков. Все указанные в формуле изобретения существенные признаки в совокупности влияют на поставленную цель. Отсутствие хотя бы одного из таких признаков не обеспечивает реализации цели, поставленной изобретением. Таким образом, между целью изобретения и совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения существует причинно-следственная связь, что позволяет судить о соответствии заявленного технического решения критерию "изобретательский уровень". Поставленная в изобретении цель реализуется при осуществлении изобретения неоднократно. При этом при реализации обеспечивается получение конкретного положительного эффекта - значительное (на 25-30%) повышение КПД тепловых двигателей и существенное снижение стоимости эксплуатации тепловых двигателей в результате использования нефти и тяжелых сортов топлива. Исходя из этого можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "промышленная применимость". Изложенная сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 показана часть турбореактивного форсированного двигателя в продольном сечении; на фиг. 2 показан пульсирующий воздушно-реактивный двигатель в продольном разрезе; на фиг. 3 показана форсунка для впрыска паров топлива и это же устройство служит в качестве генератора ударных волн /с небольшими изменениями/ в продольном разрезе; на фиг. 4 показан узел касания струи со стенкой и ее растекание в "диск"; на фиг. 5 показаны две струи, движущиеся под углом друг другу и соприкасающиеся в точке; на фиг. 6 показаны две струи, движущиеся параллельно друг другу с точкой контакта их в месте образования их "шляпок". На фиг. 1 показана часть турбореактивного форсированного двигателя, в котором процесс сгорания в форсажной камере протекает ни при непрерывном горении топлива, как это имеет место в известных ТДФ, а периодически с высокой частотой следования. Причем осуществляется детонационное сгорание топлива, впрыскиваемого в камеру за счет быстрого сжатия горючей смеси ударными волнами. В этом случае достигается значительно более высокая температура продуктов сгорания и более высокое давление газов, чем это имеется в существующих двигателях. В результате повышается эффективный и полный КПД ТРДФ или ТРДДФ, а вместе с этим и тяга двигателя, способствующая повышению скорости полета летательного аппарата. При этом детонационное сгорание топлива осуществляется и на прямоточном воздушно-реактивном двигателе с периодическим характером рабочего процесса, показанным на фиг. 2. Основным устройством, обеспечивающим детонационный процесс сгорания в этих двигателях, является устройство, показанное на фиг. 3, которое служит как в качестве форсунки, так и в качестве детонатора генерирующего ударные волны в горючей смеси. Собственно форсунка 1 содержит камеру 2, выполненную из диэлектрического материала, внутри которой размещена топливная форсунка 3 с патрубком 4 и кольцевая полость 5, сообщающаяся с патрубком 6 для подачи концентрированного водного раствора сильного электролита. Патрубок 6 с одной стороны соединен трубопроводом с вентилем 7 и насосом 8, а с другой его стороны расположен электрод 9 с размещенным на нем шнеком 10. В свою очередь кольцевая полость 5 имеет каналы-сопла 11, расположенные равномерно по окружности на заданном расстоянии друг от друга, сообщающиеся с взрывной камерой 12. Взрывная камера 12 имеет сопла 13, также расположенные равномерно по окружности, и днище 14, причем форсунка 1 изолирована от стенок рубашки охлаждения и камеры сгорания слоями электроизоляции 15 и 16. Струи электролита 17. Форсунка 1 подключена на корпус и электрод 9 к генератору электрических импульсов, содержащему источник постоянного тока 18, ключ 19, конденсатор 20 /батарея конденсаторов/ и разрядник 21. На фиг. 4 показан узел касания струй 17 электролита со стенкой взрывной камеры 12. Как известно при касании струй со стенкой они растекаются в диск, поз.22. /см. Г.И.Покровский "Гидродинамические механизмы", Знание, Физика, N 2 /1972 г., стр. 18/. Работает устройство /форсунка 1/ следующим образом, - при открытом вентиле 7 насосом 8 через патрубок 6 и винтовые каналы, образованные лопастями шнека 10 подается под заданным давлением концентрированный водный раствор сильного электролита, а через форсунку 3 жидкое углеводородное топливо во взрывную камеру 12. Причем раствор электролита вытекает через сопла 11 в виде струй 17, которые при касании со стенками камеры растекаются в диски 22, образуя плотный электрический контакт. В то же время ключ 19 генератора электрических импульсов /ГИ/ включен и конденсатор 20 заряжен. При образовании плотных контактов струй со стенками взрывной камеры 22 включается разрядник 21. В результате в цепи конденсатора и стенок камеры 12 через струи 17 проходит ток разряда, при этом энергия конденсатора за очень короткое время разряжается на струях, нагревая и испаряя их с достижением заданной температуры плазмы разряда. Образовавшиеся пары электропроводной жидкости с высокой температурой, например, с T = 2000-2200oC, соприкасаясь со струями жидкого топлива в камере 12, впрыснутые форсункой 3, мгновенно испаряют их с образованием смеси паров жидкостей, причем перегретых. Таким образом, в камеры сгорания двигателей /любых - авиационный или поршневых/ поступают через сопла /отверстия/ 13 не струи жидкого топлива /как в существующих двигателях/, а струи паров этого топлива в смеси с парами водного раствора электролита. В результате достигается следующее: - резко сокращается время на подготовку рабочей смеси в камерах сгорания двигателя; что приводит к быстрому сгоранию и интенсивному росту в камерах давления газов, обеспечивающее повышение температуры и термического КПД теплового двигателя; - достигается более полное сгорание рабочей смеси в связи с качественным смешиванием паров топлива со сжатым воздухом или смесью его с продуктами сгорания. Эти компоненты находятся в одном и том же агрегатном состоянии /все являются газами/. В итоге достигается существенное снижение коэффициента избытка воздуха и как следствие - повышение КПД двигателя. Как это выше отмечено форсунка 1 может также служить в качестве детонатора, генерирующего ударные волны в горючей смеси /рабочей смеси/. В этом случае второе устройство отличается от первого лишь тем, что взрывная камера 12 выполняется без днища 14, а форсунка 3 или отключается, или заменяется сплошным стержнем /пробкой/, причем одновременно ГИ - поз. 18, 19, 20 заменяется на более мощный. Иными словами изменяются параметры устройства без принципиального изменения конструкции, показанной на фиг. 3. Работает устройство /детонатор/ следующим образом: - при открытом вентиле 7 насосом 8 через патрубок 6 и винтовые каналы, образованные лопастями шнека 10 подается под заданным давлением концентрированный водный раствор сильного электролита во взрывную камеру 12 в виде струй 17. При достижении плотного контакта /поз.22/ струй 17 со стенками камеры 12 включается разрядник 21. В результате в цепи конденсатора и стенок камеры 12 через струи 17 проходит ток разряда. При этом энергия конденсатора за очень короткое время разряжается на струях 17, а разрядный ток нагревает, испаряет и перегревает материал струй, причем температура электрического взрыва жидких проводников может изменяться в широких пределах и достигать T = 20

- продукты сгорания с большим избытком воздуха

- в камеру сгорания 37 из форсунок 1 впрыскиваются паровые струи топлива, например бензина, в смеси с парами раствора электролита и смешиваются с воздухом. Следом включаются устройства 32 - детонаторы с осуществлением электрических взрывов струй 17, которые создают интенсивные ударные волны в горючей смеси камеры сгорания 37, обеспечивающие высокую температуру в зонах сжатия смеси ударными волнами и детонационное сгорание топлива. Детонационные волны и продукты сгорания отражаются от наклонных лопастей шнеков затворов 30 и вытекают через сопло 38 в атмосферу с образованием реактивного усилия. Физические процессы расширения газов в камере 37 и сопле 38 с последующим понижением давления, всасывания - поступления свежей порции воздуха через диффузор 36 и затворы 30 и дополнительным входом атмосферного воздуха через реактивное сопло 38 в камеру сгорания 37, практически не отличаются от процессов, происходящих в пульсирующих воздушно-реактивных двигателях. Причем винтовые затворы 30, представляющие собой шнек с наклонными лопастями, обеспечивает не только отражение ударных волн при детонационном взрыве, но и дополнительное гидравлическое сопротивление продуктам сгорания и способствует их истечению в сторону сопла 38. После первого рабочего цикла и заполнения камеры сгорания вновь свежим воздухом, рабочие процессы повторяются с периодическим впрыском паров топлива, в частности бензина, и работой детонаторов 32, что в конечном итоге обеспечивает тягу двигателя. Переход в тепловых двигателях на впрыск топлива в виде паровых струй, вместо струй жидкостей, обеспечивает более качественную организацию рабочего процесса в камерах сгорания как поршневых, так и в газотурбинных установках, какими являются турбореактивные, газотурбинные, а также безтурбинные - прямоточные /или пульсирующие/ воздушно-реактивные. Следует отметить, что сжигание топлива в виде паровых струй полезно также и в парогенератора - на ТЭС, ТЭЦ, квартальных и пр. котельных. Это обусловлено тем, что пары топлива вместе с парами раствора электролита находятся с воздухом в одном и том же агрегатном состоянии /все являются газами/, что позволяет существенно уменьшить во всех процессах горения коэффициент избытка воздуха




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6