Устройство автономной коррекции
Изобретение предназначено для использования в авиационном приборостроении. Устройство содержит блок карты рельефа местности, первый блок сравнения, преобразователь сигналов с датчиков неинерциальной структуры, блок оптимального фильтра Калмана. Введение в устройство блока карты приращения ускорения силы тяжести, блока прогноза, второго блока сравнения, блока дифференцирования, гравиметра, блока мультимодального сравнения и блока вектора измерений обеспечивает повышение точности решения задач навигации. 3 ил.
Предлагаемое изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано для повышения точности решения задач навигации.
Инерциальным навигационным системам (ИНС), установленным на движущемся объекте, присущи растущие по времени погрешности определения координат и скорости, для компенсации которых используются дополнительные автономные источники информации, сигналы с которых преобразуются с помощью устройств автономной коррекции в сигналы, корректирующие ИНС. Известно, что ошибки 1-й группы ИНС описываются дифференциальными линейными уравнениями, решения которых содержат нулевые корни, т.е. динамический процесс, который соответствует этим уравнениям, не является асимптотически устойчивым. При наличии возмущений, вызванных погрешностями базовых элементов, начальными отклонениями или другими внешними причинами, ошибки 1-й группы ИНС представляют собой периодический незатухающий или расходящийся процесс. Ошибки ИНС 2-й группы асимптотически устойчивы, но при наличии внешних возмущений (в основном из-за погрешностей измерителей абсолютной угловой скорости) нарастают пропорционально времени. Известны устройства автономной коррекции ИНС, с помощью которых в той или иной степени корректируются ошибки ИНС 1- и 2-й групп. Так, в устройстве автономной коррекции [1] для коррекции ИНС используется информация с индикатора углового отклонения приборной системы координат от идеального положения, совпадающего с системой координат, связанной с направлением на звезды. Недостатком устройства с применением астрокоррекции является неполная наблюдаемость ошибок 1-й группы ИНС и невозможность привести их к состоянию асимптотической устойчивости. В устройстве доплеровской коррекции [2] для коррекции ИНС используется измеритель относительной скорости. Недостатком такого устройства является невозможность ограничить ошибки 2-й группы по модулю. Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство автономной коррекции с использованием информации о рельефе местности [3]. Устройство использует сигналы с радио-, баро- и лазерного высотомера и ЭВМ с записью информации о рельефе местности. Это устройство позволяет создавать режим асимптотической устойчивости ошибок 1-й группы ИНС и ограничить ошибки 2-й группы по модулю. На фиг.1 дана блок-схема известного устройства автономной коррекции. Это устройство содержит последовательно соединенные блок (1) карты рельефа местности, блок (2) сравнения, второй вход которого подключен к преобразователю (3) сигналов с датчиков неинерциальных структур (радио-, баро- и лазерного высотомера) и блок (4) оптимального фильтра Калмана, подключенного, в свою очередь, к корректируемой ИНС (5), связанную соответствующими входами с блоком (1) карты рельефа местности. Выход оптимального фильтра Калмана может быть подключен к блоку (6) выдачи информации, связанному также с соответствующими выходами ИНС (5). Кроме того, вход преобразователя (3) связан с датчиками (7) неинерциальных структур, например баровысотомером, радиовысотомером и т.д. Блоки (5), (6), (7), являются внешними, и в состав устройства автономной коррекции ИНС не входят. Известное устройство работает следующим образом: корректируемая 3-канальная ИНС (5) выдает в блок (1) карты рельефа априорные значения широты, долготы и высоты объекта относительно референц-эллипсоида (









10.1, 10.3 - субблоки ковариационных матриц;
10.2 - субблок сравнения;
11 - блок вектора измерений;
12 - блок датчиков неинерциальных структур;
13 - ИНС;
14 - блок выдачи информации. На фиг. 3 приведен сопровождающий трехгранник, где:
О - центр референц-эллипсоида;
a и b - полуоси референц-эллипсоида;
O



M, X1, Y1, Z1 - сопровождающий трехгранник системы базовых координат. Так же как и известное устройство, предлагаемое содержит последовательно соединенные блок (1) карты рельефа и первый блок (2) сравнения, второй вход которого подключен к преобразователю (3) сигналов датчиков (12) неинерциальных структур. Устройство содержит также блок (4) оптимального фильтра Калмана, подключенный к корректируемой ИНС (13), связанной в свою очередь по соответствующим входам с блоком (1) карты рельефа местности. Выход блока (4) оптимального фильтра Калмана по сигналу

Из корректируемой ИНС (13) в блок (5) карты приращений ускорения силы тяжести (










где G - априорное значение ускорения силы тяжести в точке











с учетом значений весовых коэффициентов. Сформированный таким образом сигнал поступает на блок (4) оптимального фильтра Калмана. Таким образом, в предлагаемом автономном устройстве коррекции, так же как и в известном устройстве с помощью блока (4) оптимального фильтра Калмана формируются сигналы коррекции ИНС, которые с помощью блока (14) выдачи информации могут быть преобразованы в сигналы, используемые для отображения информации. Заявляемое устройство автономной коррекции позволяет привести ошибки ИНС к асимптотически устойчивому состоянию и ограничить их в возмущенном состоянии по модулю. Устройство не имеет ограничений по применению. С помощью предлагаемого устройства автономной коррекции ИНС определяет географические координаты объекта и их производные, а также учитывает движение объекта относительно приборной системы координат с точностью, определяемой в основном точностью базовых элементов. Опытный образец предлагаемого устройства прошел испытания, подтвердившие его работоспособность. Так, при работе ИНС с предлагаемым устройством автономной коррекции ошибки определения географических координат, выдаваемых потребителю, не превысили 0,2 угл. минуты независимо от времени работы ИНС. Источники информации:
1. Андреев В.Д. "Теория инерциальной навигации: корректируемые системы", Москва. "Наука" 1967 г. стр. 422 - 489 - аналог. 2. То же, стр. 305 - 421 - аналог. 3. Белоглазов И. Н. и др. "Основы навигации по геофизическим полям". Москва. "Наука" 1985 г. стр. 20 - 25; 30; 45 - 52 - прототип.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Навигационный прибор // 2160431
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в приборах для определения координат и для ориентирования на местности человека, передвигающегося пешим порядком
Навигационный прибор // 2160431
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в приборах для определения координат и для ориентирования на местности человека, передвигающегося пешим порядком
Трехосный гиростабилизатор // 2157966
Изобретение относится к области навигационного и гравиметрического приборостроения и может быть использовано для создания прецизионных навигационных и гравиметрических систем, работающих на подвижных объектах-носителях
Бесплатформенная система ориентации // 2154810
Изобретение относится к области гироскопических систем ориентации и навигации подвижных объектов различных типов
Изобретение относится к области морской навигации и может быть использовано, в частности, для определения скорости судна
Устройство для определения положения объекта // 2151405
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для создания средств измерения координат, скорости и угловых величин объекта в автоматических системах управления
Изобретение относится к навигационным системам транспортных средств
Изобретение относится к навигационным системам транспортных средств
Изобретение относится к способам определения местоположения летательного аппарата (ЛА)
Изобретение относится к измерительной технике, в частности к навигационным гироскопическим приборам, и может найти применение в инерциальных системах подвижных объектов, в автопилотах авиа- и судомоделей и в системах безопасности транспортных средств
Навигационное устройство // 2163352
Изобретение относится к области навигационных приборов, позволяющих осуществлять пространственную ориентацию оператора либо иного подвижного объекта при его перемещении по Земной либо иной поверхности, характеризующейся наличием горизонтального магнитного поля
Система подсвета объекта // 2163353
Наземная навигационная система // 2165075
Изобретение относится к навигационным устройствам для топопривязки наземных подвижных объектов
Изобретение относится к технологии измерений и может быть использовано при определении параметров надводных судов по данным аэрофотосъемок и спутниковых наблюдений
Устройство для дистанционного определения координат и углового положения объекта (варианты) // 2166735
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для создания средств измерения координат и угловых величин объекта в автоматических системах управления, в геомагнитной навигации, в прецизионном машиностроении и приборостроении и т.д
Нашлемная система целеуказания // 2168152
Изобретение относится к области оптико-электронного приборостроения, а точнее к системам, в которых человек-оператор взаимодействует с техническими средствами, служащими для выдачи угловых координат линии визирования оператора, фиксируемой с помощью оптико-электронных устройств, сигналы с которых обеспечивают автоматическое наведение оружия, например, тепловой головки самонаведения на цель, независимо от вектора скорости самолета
Нашлемная система целеуказания // 2168152
Изобретение относится к области оптико-электронного приборостроения, а точнее к системам, в которых человек-оператор взаимодействует с техническими средствами, служащими для выдачи угловых координат линии визирования оператора, фиксируемой с помощью оптико-электронных устройств, сигналы с которых обеспечивают автоматическое наведение оружия, например, тепловой головки самонаведения на цель, независимо от вектора скорости самолета
Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их навигацию, управление и наведение
Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их навигацию, управление и наведение