Устройство измерения осевой тяги на вращающемся валу
Изобретение предназначено для измерения осевой тяги, передаваемой на неподвижную конструкцию, поддерживающую этот вал посредством подшипника. Устройство содержит конструкцию типа "сэндвич", состоящую из упругой шайбы, окруженной двумя фланцами. Осевая нагрузка передается на упругую шайбу. Фланцы взаимодействуют с двумя зондами измерения перемещения, соединенными с неподвижной конструкцией машины. Осевую тягу определяют по разнице измерений двух зондов. Технический результат - возможность установки устройства на работающем оборудовании с минимальной модификацией. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к устройству для измерения сил, и, в частности, к устройству для измерения осевой тяги на вращающемся валу, которая передается на неподвижную конструкцию, поддерживающую этот вал посредством подшипника.
Улучшение характеристик машин осуществляется за счет измерения репрезентативных параметров их работы как в процессе испытаний, так и в случае непрерывных измерений при работе машины, с целью улучшения ее работы и управляемости. Необходимость измерения осевой тяги между вращающимся валом и поддерживающей его неподвижной конструкцией возникает, в частности, в случае турбомашин, таких как промышленные турбины или турбодвигатели летательных аппаратов. Обычно речь идет о вале или роторе, соединенном с неподвижной конструкцией посредством, по меньшей мере, одного подшипника, выполняющего, по меньшей мере, функцию упора. Известны многочисленные устройства, с помощью которых осуществляются эти меры. Одним из наиболее распространенных является устройство, включающее деформируемое в осевом направлении соединение между подшипником и неподвижной конструкцией и устройство для измерения этой деформации с последующим выводом вызванной этой деформацией осевой тяги. Понятно, что подобные устройства должны предусматриваться в процессе проектирования машины, и они оказывают влияние на конструкцию машины вследствие своих размеров и вызываемых ими напряжений. Ближайшим аналогом заявленного технического решения является устройство для измерения осевой силы на вращающемся валу, содержащее деформируемое в осевом направлении средство осевого соединения, размещенное между по меньшей мере одним подшипником, в котором закреплен вал, и неподвижной конструкцией, и устройство измерения осевой деформации (см. SU 1281937 A1, кл. G 01 L 5/12, 07.01.1987). Основной задачей предлагаемого изобретения является создание устройства измерения осевой тяги на вращающемся валу, которое может легко устанавливаться на работающем оборудовании с минимальной его модификацией и имеет небольшие габаритные размера, позволяющие легко встраивать это устройство в работающее или новое оборудование. Для решения этой задачи в изобретении предлагается устройство измерения осевой тяги между вращающимся валом и неподвижной конструкцией, при этом вращающийся вал направляется относительно неподвижной конструкции с помощью, по меньшей мере, одного подшипника, выполняющего по меньшей мере функцию упора, для чего этот подшипник снабжен вращающимся упором, поддерживающим осевую тягу, этот вращающийся упор удерживается на вращающемся валу устройством осевого соединения с помощью тяги, воздействующей на этот вращающийся упор, при этом устройство осевого соединения воспроизводит осевую тягу, осуществляемую между вращающимся валом и неподвижной конструкцией. Такое устройство отличается тем, что: а) вращающийся упор может перемещаться в осевом направлении на вращающемся валу, б) два фланца, разделенные упругой шайбой, расположены на вращающемся валу на выходе из подшипника между устройством осевого соединения и вращающимся упором, при этом каждый из этих фланцев представляет собой измерительную сторону и эти измерительные стороны поворачиваются в одном направлении, в) два зонда измерения перемещения, соединенные с неподвижной конструкцией, расположены каждый напротив измерительной стороны, г) устройство для подсчета разницы измерений этих зондов и для вывода из этой разницы величины осевой тяги. Задачей такого устройства является осевая деформация сжатием упругой шайбы на вращающемся валу под воздействием осевой тяги и вывод из измерения изменений положения сторон этой упругой шайбы, от неподвижной конструкции, величины P этой осевой тяги. Это измерительное устройство имеет небольшие размеры и может быть легко установлено вокруг вала в работающую машину, а также в проектируемую машину. Оно не требует модификаций вала и неподвижной конструкции, за исключением устройств, необходимых для крепления элементов этого устройства. Изобретение обладает также тем преимуществом, что не ослабляет вал или группу, образуемую неподвижной конструкцией и подшипником. Кроме того, упругая шайба может естественным образом сопротивляться усилию сжатия P, значительно превышающему усилия сжатия P, соответствующие его области упругой деформации. Таким образом, анормальное повышение P не может произвести разрыв на уровне устройств изобретения. Кроме того, такое анормальное увеличение P вызывает лишь минимальное отклонение осевого положения вала. В этом устройстве осевая тяга, передающаяся от вращающегося вала к неподвижной конструкции, последовательно проходит через осевое соединение на вращающемся валу, первый фланец, упругую шайбу, второй фланец, вращающийся упор и через сам упорный подшипник, который передает осевое усилие на неподвижную конструкцию. Таким образом, упругое кольцо подвергается сжатию осевой тягой, следствием чего является его деформация и сближение двух фланцев относительно друг друга. Это сближение E равно разнице осевых перемещений E1 и E2 двух фланцев, при этом E1 и E2 измеряются двумя зондами перемещения, соединенными с неподвижной конструкцией. Обозначив осевую жесткость упругой шайбы символом К, можно выразить осевую тягу P уравнением: P = K




Формула изобретения
1. Устройство измерения осевой тяги, создаваемой между вращающимся вокруг оси валом и неподвижной конструкцией, включающее деформируемое в осевом направлении средство осевого соединения, размещенное между по меньшей мере одним подшипником, в котором закреплен, вал и неподвижной конструкцией, и устройство измерения осевой деформации, отличающееся тем, что подшипник снабжен вращающимся упором (10), который выполнен с возможностью перемещения в осевом направлении на вращающемся валу (1) и который удерживается на валу средством (12) осевого соединения, при этом между средством (12) осевого соединения и вращающимся упором (10) расположены первый и второй фланцы (14, 16), разделенные упругой шайбой (15), каждый фланец имеет измерительную боковую сторону (14а, 16а), и обе измерительные стороны (14а, 16а) ориентированы в одном направлении, а устройство измерения осевой деформации выполнено в виде соединенных с неподвижной конструкцией (3) двух зондов (17, 18) измерения перемещения, каждый из которых расположен напротив боковой измерительной стороны (14а, 16а) соответственно первого и второго фланцев (14, 16), а также устройства измерения разницы измерений зондов (17, 18) для определения осевой тяги (4). 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упругая шайба (15) и фланцы (14, 16) расположены на вращающемся валу (1) на выходе (13) из подшипника (5) с возможностью использования пространства, окружающего вал (1) в этом месте. 3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что зонды (17, 18) измерения перемещения выполнены по типу зондов на токах Фуко. 4. Устройство по любому из пп.1 - 3, отличающееся тем, что упругая шайба (15) имеет сердечник (25), на каждой из боковых сторон (25а, 25б) которого расположены по меньшей мере соответственно два выступа (26а) и (26б), при этом выступы (26а, 26б) одной боковой стороны (25а, 25б) сердечника (25) расположены в шахматном порядке относительно выступов (26б, 26а) другой боковой стороны (25б, 25а), причем поверхности выступов (26а, 26б) образуют боковые стороны (15а, 15б) упругой шайбы (15) с тем, чтобы обеспечить изменение
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3